Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А. С. Макаренко»
ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Игровая программа «Тупик нечистой силы 13»
Зачетная работа
Буцанец Алена
Ефимчева Лена
Загуляева Ольга
Остопарченко Екатерина
Сандрыкина Виктория
Специальность 04.02.02
Преподавание в начальных классах
II курс, 202 группа
Новосибирск, 2022
Карта игровой программы
Цель: организация полезного досуга детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
Образовательная
Развивающая:
развитие у обучающихся творческих способностей, инициативности через организацию активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива;
Воспитательная:
воспитание у детей интереса к творчеству, желания дарить радость другим, внимательности, уважения и доброжелательности друг к другу;
Адресат: для учеников начальной школы.
Особенности: домовой обижен на Бабу Ягу и уходит из дома. Кикимора, чтобы помочь своей подруге - Бабе Яге, отправляется на его поиски вместе с чертом проходя различные испытания…
Действующие лица: Баба Яга Ягоровна, Кикимора-Кикиморовна Болотная, Кот Ягун (кот Бабы Яги), Черт, Домовой.
Оборудование: интерактивная доска, классная доска, реквизит для конкурсов/игр (листы бумаги, карточки-пазл “Экологические знаки”, муляжи грибов, карточки с загадками).
Результат: положительные эмоции детей и взрослых, закрепление знаний об экологии и правилах поведения в лесу.
План проведения:
Подготовленная работа начинается за одну – две недели до занятия, для этого понадобится:
Изучение литературы по теме
Разработка сценария
Подготовка необходимого оборудования и материалов для конкурсов и для локаций
Оформление локации «Дом Бабы Яги».
Оформление локации «Болото Кикиморы».
В сценарии включены следующие игры для участников:
Игра “Грибное лукошко”; (подвижная)
Игра “Перевертыши”; (словесная)
Игра “Кочки”; (подвижная)
Игра “Загадки о жителях пня”; (словесная)
Игра “Собери лесной знак”;(логическая)
Игра “Ручеек”; (подвижная)
Игра “Поймай Домового в объятия”. (подвижная)
Содержание игровой программы
(Выходит Кот-Ягун.)
Кот Ягович: В тридевятом царстве-государстве
Сказка разноцветная живёт:
Там Кощей, Яга и Василиса,
В гости Сказка нас к себе зовёт.
Обещает много приключений,
Освещают звёзды старый лес.
Сказке мудрой поспешим на встречу
В царство волшебства, в страну чудес!
(Раздаётся скрип двери, на экране видео с дверью в волшебный мир Лукоморье.)
Кот Ягович: Ребята, вы слышите этот звук? Перед нами открылась дверь в волшебную страну Лукоморье, где живёт Сказка.
(На экране появляется волшебная страна Лукоморье.)
Кот Ягович: В стране Лукоморье живут разные сказки: добрые и волшебные, про зверей и людей, весёлые и грустные, сказки для детей и для взрослых. Сегодня я поведаю вам новую историю и началось все с…
(Под музыку в зале появляется баба Яга. На экране демонстрируется убранство ее избы. Ходит по избе под музыку, собирает посуду, переодевается, занимается делами по дому. На столе расставлены банки с зельями, лежат различные грибы.)
(Стук в дверь)
Баба Яга: Кто это ко мне в гости пожаловал? Я никого не звала.
(Под музыку в зал заходит Кикимора)
Баба Яга: Чегой-то ты так поздно ко мне пришла?
Кикимора: У меня на болоте лягушки квакать перестали. Я спать нормально начала наконец-то.
Баба Яга: А я-то тут при чём? Я не трогала твоих лягушек, у меня своих проблем хватает. Вон поганки зацвели. Блогеры все тропинки исходили. Так ещё и домовой весь день на печи лежит, тик-ток смотрит, а со мной не снимает.
(На экране демонстрируется видео, где домовой сидит и смотрит видео)
(Баба Яга стучит по стене, зовя Домового к себе. Выход Домового.)
Домовой: И что тебе, старая, надо? Я лежал, спал, а ты привязалась.
Баба Яга: А чего это ты ничего не делаешь, хоть пол подмети, а мы с Кикиморовной пойдём, у нас дела есть на болоте. (Кикимора и Баба Яга уходят)
(Домовой берёт метлу и подметает)
Домовой: совсем белены объелась Ягоровна. Чем я ей не угодил, лежал себе спокойно, никого не трогал. Ещё и грибы все перемешала, и как мне их теперь различать. Ребята, я знаю, что вы настоящие знатоки различных видов грибов и мне нужна ваша помощь.
Игра «Грибное лукошко»
На полу разбросаны грибы разного вида (съедобные и несъедобные) . Задача детей распределить грибы по лукошкам по этим группам, не допустив ошибку.
(Оборудование: муляжи грибов)
Домовой: Спасибо, ребята, большое. Без вашей помощи я бы еще долго возился с этим. А сейчас дело пойдет быстрее.
(Домовой продолжает убираться. Оглядываясь, в избу заходит черт.)
Домовой: Да заходи, смылась она с кикиморой на болото. Лягушек смотреть пошла.
(Черт под музыку заходит в избу.)
Домовой: Достала меня уже эта карга старая, постоянно ей все не так, все не эдак.
Черт: Так уйди от неё.
Домовой: А ты прав. Почему это я всегда во всем виноват? Так и сделаю.
(Домовой бросает метлу и уходит вместе с чертом. В это время возвращается Баба Яга с Кикиморой.)
Баба Яга: вот уж этот лентяй, метлу бросил, пол не подмёл. Эй ты, мухомор мелкий, где тебя черти носят. Домовоооой. (Баба Яга ищет Домового по избе.)
Кикимора: Домовооооой.
(Баба Яга начинает плакать.)
Баба Яга: А вдруг его украли?
Кикимора: Ребята, а вы не видели куда пропал Домовой?
(Дети отвечают, что он ушёл вместе с чертом.)
Кикимора: Угу, значит надо искать его у черта. Возможно, он у него дома.
(Кикимора отправляется на поиски в дом к черту. На экране экспозиция убранства дома черта, рядом поляна, где Кикимора его и находит.)
Кикимора: Признавайся, где домового прячешь?
Черт: Не знаю такого.
Кикимора: Ребята сказали, что видели, как он (достаёт фоторобот) пошел с тобой. Куда же он делся?
Черт: Хорошо, я вам скажу, куда пошел Домовой, но сначала вы должны пройти моё испытание.
Кикимора: Ребята, выполним задание черта, чтобы найти Домового?
(Ответ учащихся на вопрос)
Черт: Задание будет непростое, слушайте внимательно. Сейчас я буду вам называть название сказок, но название непростые, а заколдованные, и чтобы вам их расколдовать, нужно понять, что это за сказка и назвать правильный вариант ее названия. Готовы? Начинаем.
Игра «Перевертыши»
Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок)
Белый платочек (Красная шапочка).
Бодрствующее чудовище (Спящая красавица).
Больной Ойздоров (Доктор Айболит).
Большой и кто-то, кто живет в подвале (Малыш и Карлсон, который живет на крыше).
Быль об охотнике и птице (Сказка о рыбаке и рыбке)
Всезнайка и его враги (Незнайка и его друзья).
Дворец (Теремок)
Дождливый король (Снежная королева)
Жарилко (Морозко).
Железный замок (Золотой ключик).
Жук-жужжак (Муха-цокотуха).
Квадратик (Колобок).
Километровочка (Дюймовочка)
Коза и семеро волчат (Волк и семеро козлят).
Черт: Какие молодцы, все сказки правильно назвали. Ладно, слушай Кикимора. Пошел, значит, Домовой через твое болото, мимо старого пня, в лес и в заброшенный дом.
Кикимора: Вот оно что. Ну, хорошо. Пойдём, проведёшь меня к нему.
(Кикимора и Черт отправляются на болото. Осматриваются, не видя Домового.)
Кикимора: Так, ты сказал, что он держит путь в дом, который находится в лесу. Если это так, то нам необходимо пройти через болото. Ребята, нам нужна ваша помощь пройти болото и добраться до дома, где сейчас находится Домовой. Вы нам поможете?
(Баба Яга уходит. Кикимора и Черт проводят игру.)
Игра «Кочки»
Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки». Задание, которое получают играющие: «Перед вами болото, его необходимо пройти. Но просто так по болоту не ходят, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы и переберётесь на тот берег. Кладёте одну кочку, встаёте на неё, рядом кладёте вторую кочку, перепрыгиваете на неё, затем подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т.д. до поворота и в таком же порядке возвращаетесь к своей команде и передаёте кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, все игроки которой пройдут дистанцию».
(Оборудование: кочки, нарисованные на картонной подложке)
Кикимора: Молодцы, ребята. Прошли моё болото, ни разу не споткнулись. Смотрите, а что это у нас? (Кикимора поднимает фантик от конфеты, показывая детям.)
Кикимора: А вот и улика, что Домовой здесь проходил. Нам нужно держать путь к большому пню.
(Кикимора вместе с ребята под задорную музыку направляются к пню. На экране изображение пня.)
Кикимора: Так, мы добрались до пня, и куда же нам дальше?
Черт: А чтобы узнать, куда идти дальше, вы должны выполнить моё задание, и тогда я вам покажу.
Игра “ Загадки о жителях пня”
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(муравей)
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
(кузнечик)
В лесу у пня
суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(муравьи)
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)
Не жужжу когда сижу,
Не жужжу когда хожу.
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(жук)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(мох)
Весной рождается, летом зеленеет.
Осенью желтеет, зимой прячется.
(трава)
Весь в пыли, хоть сил немного,
У пенечка он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
(подорожник)
На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
(улитка)
Черт: Какие молодцы, все мои загадки отгадали. Так и быть, скажу, куда нам нужно отправляться дальше. Нужно нам пройти через лес.
(Кикимора вместе с Чертом отправляются в лес. На экране заставка сказочного леса.)
Черт: Вот мы и в лесу. Но он нас так просто не пропустит, нужно пройти ещё одно испытание. Ребята, вы готовы? (Дети отвечают.)
Черт: Хорошо, наше задание непростое. Вы все бываете в лесу, в парке на прогулках, и, конечно же, знаете правила поведения на этих территориях. Но хорошо ли вы знаете экологические знаки? Сейчас мы это и проверим.
Игра “Собери лесной знак”
Игрокам раздаются конверты с кусочками пазла, из которых им нужно собрать 3 экологических лесных знака и рассказать, что каждый их них значит.
(Оборудование: карточки-пазл “Экологические знаки”)
Кикимора: Ребята, вы такие молодцы. Все правильно сделали. Ну-с, Черт, показывай, куда дальше путь держим.
Черт: Нам осталось совсем немного. Идемте за мной.
(Кикимора отправляются вместе с Чертом дальше. Доходят до ручья. )
Кикимора: Ой, смотрите, ручей. А там, за ним, уже домик виднеется. Ребята, пройдем ручеек?
(Учащиеся отвечают)
Русская народная игра “Ручеек”
Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки. Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее. Игра меняется в темпе под музыку.
Черт: Ура, мы прошли ручей. Какой он бурный оказался. Нам осталось совсем немного.
(Черт вместе с Кикиморой отправляются к домику, где находится Домовой. Подходя к дому, они видят его.)
Кикимора: Вот ты где. Пойдем домой.
Домовой: Не пойду. Буду здесь жить, один.
Кикимора: Ребята, давайте уговорим Домового вернуться домой к Бабе Яге и сыграем в игру.
Игра “Поймай Домового в объятия”
Учащиеся (5) образуют круг , поднимая руки, образуя ворота. Остальные участники берутся за руки и встают цепочкой, проходя цепочкой под воротами. Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускаю руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные встают в круг, образуя новые ворота. Игра продолжается до того момента, пока не останется один Домовой.
Кикимора: Домовой, иди к нам. Ребята, давайте обнимем Домового.
(Кикимора вместе с учащимися обнимают Домового.)
Домовой: Это все, конечно, хорошо, но Яга меня никогда так не обнимет! Если она не разрешит мне взять ребят к нам жить - я в избушку и шага не сделаю!!!
Кикимора: Обнимет, я тебе обещаю! Ребята, вы согласны пойти с Домовенком жить?
(Ответ игроков.)
Домовой: Тогда я согласен!
(Домовой вместе с Чертом и Кикиморой отправляются в дом Бабы Яги.)
Кикимора: Ну что, Яга, смотри кого я тебе привела!
( В избу заходит Домовой. Баба Яга, вытирая слезы, бежит его обнимать.)
Яга: Ах ты проказник, ах ты негодник! Где тебя черти носили? Я все мухоморы выпила, так переживала, столько ночей не спала!!!
Домовой: Яга, ты чего, с дуба упала?! Меня всего 2 часа дома не было, ты еще скажи, что ты в трансляции в Тик Токе своём меня в розыск объявила!
Яга: Прости меня старую! Я правда иногда бываю резка и груба, видимо нужно пить не отвар из мухоморов, а из ромашек.
(Яга и Домовой мирятся и обнимаются. Такое события вся компания идет отмечать в избушку на курьих ножках.)
Кот Ягович: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Но мы не прощаемся со сказкой, а говорим ей: «До свидания!».
Снова позовёт волшебная страна,
Только час назначенный пробьёт.
Там течёт молочная река,
Золушка, как прежде, принца ждёт.
Змей Горыныч по небу летит,
Все желания исполнит джин,
Злой Кащей сундук свой сторожит,
В подземелье ищет выход Алладин.
Три богатыря нас защитят,
Проиграет в вечной битве зло.
Ярко звёзды в небе загорят,
И восторжествует вновь добро!