Отдел образования администрации города Енакиево
Методический кабинет
МОО «ОШ№8 г. Енакиево»
«Игровые методы на уроках истории»
(выступление на заседании ГМО учителей общественных дисциплин)
Дацунова Светлана Анатольевна,
учитель истории,
МОО « ОШ №8 г. Енакиево»
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают.
Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, причем в далеком от его повседневной практики образе. Через понимание мыслей, чувств и поступков «своих» героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы «прочувствовать» свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Н.К. Ахметов и Ж.С. Хайдаров выделили имитационные, символические и исследовательские игры. В.Г. Семенов выделил: интерактивные игры с опосредованным (ребусы, кроссворды) и непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры), а также неинтерактивные (индивидуальные игровые задания).
Мне близка классификация Г.К. Селевко, в которой игры разделены на деловые, ролевые, сюжетные, имитационные и драматизации.
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи. Ученик получает в ней роль современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.
Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Например, на уроке по всемирной истории в 8 классе «Открытие европейцев» мои ученики исследуют причины и последствия великих географических открытий в форме игры «Научная конференция». Восьмиклассники выступают в роли ученых историков, географов, этнографов, которые с разных сторон исследуют причины и последствия открытия европейцами новых земель. Как правило, эта игра проходит с большой долей импровизации ребят.
Другая форма деловой игры - это игра - исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии. Например, в 11 классе ученики на уроке по всемирной истории «США в 69-70 годы», в роли репортеров, ведут журналистское расследование исторической эпохи, обстоятельств гибели президента Джона Кеннеди . Каждый из участников делает это индивидуально, лишь на уроке представляет свой материал, свое исследование в классе. История становится персонифицированной для тех, кто ее изучает.
На уроке по всемирной истории в 7 классе «Образование и укрепления Московского государства» учащиеся выслушивают информацию педагога об Иване Калите, а затем самостоятельно знакомятся с материалом о нем в учебнике. Школьники составляют исторический портрет Ивана Калиты, выступая в роли редакторов исторической энциклопедии. Игровая ситуация на этом уроке способствует активизации познавательной деятельности, повышению мотивации в изучении истории. Ребята с удовольствием применяют на себя роль энциклопедиста. При этом повышается значимость собственного интеллектуального труда, формируется позитивная самооценка так необходимая в подростковом возрасте.
Еще один яркий пример игры – исследования «Юные исследователи истории» на уроке в 7 классе по теме «Киевское государство при первых князьях». Ребята в роли архивариусов исследуют тексты старинных рукописей (текст документа), анализируют, делают выводы. Значительно повышается интерес к изучаемой темы, развивается умение отбирать и использовать в процессе поиска информации различные виды исторических источников.
Ретроспективная игра (также встречается термин «реконструктивная», от слов «ретро»- воспоминание о прошлом, «реконструкция» - воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики – «так могло быть».
Один из видов ретроспективной игры - это маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и «путешествуют» по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом учащиеся четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Урок по основам христианской этики «Иисус Христос - Учитель» - это урок - путешествие (Приложение 3). Шестиклассники путешествуют по улочкам Иерусалима времен Иисуса. Во время путешествия они встречаются с персонажами библейских страниц, сами представляют авторов Святого письма. Помогает ощутить путешествие во времени, визуализировать обстановку прошлого презентация на тему: «Иисус Христос - Учитель».
Все ретроспективные игры можно разделить условно на неролевые и ролевые.
Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте.
Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого.
Один из подвидов ролевой игры - театрализованное представление. Оно имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в «оживлении картин» прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Здесь важны «ассоциации», когда дети распознают время и место действия, исторические явления и представителей социальных слоев по действиям героев представления. Так, например, в 6 классе при изучении древнего Египта, ребята знакомятся с историей расшифровки египетских иероглифов Жаном – Франсуа Шампольоном. Комната исследователя заставлена научными трудами, рукописями, привезенными из Египта. Это невероятная атмосфера соприкосновения с «живой историей» повышает мотивацию к изучению истории и делает урок эмоционально насыщенным, интересным.
Другим подвидом ролевых игр является театрализованная игра, где в моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего подвида является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого). Однако, в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, о которой идет речь и которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик. Очень интересно эта игра проходит в восьмом классе при изучении темы: «Россия. Петр І. Северная война Россия. Дворцовые перевороты». При изучении вопроса о переворотах ученики в роли российских императоров сменяют друг друга на престоле, представляя свое царствование от первого лица. Изучаемый материал приобретает для ребят личностный характер. Они проживают роли персонажей, вкладывая в игру знание и понимание исторической эпохи, свое отношение, актерское мастерство и большое желание изучать «живую историю».
Третий подвид ролевой игры - проблемно-дискуссионная игра. В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно «движение» каждого ученика в разработке проблемы. При изучении в 8 классе темы «Переяславская рада. «Мартовские статьи» перед учениками, которые оказываются в роли казацкой старшины и Богдана Хмельницкого стоит задача - решить судьбу Гетманщины. Дети знакомятся с текстом документа, анализируют основные положения статей. Выдвигают свое видение ситуации, сложившееся вокруг принятия судьбоносного решения для молодого государства. Обычно игра увлекает, раскрепощает застенчивых подростков, ведь им приходится выступать не от своего имени, а от имени героя XVII века. Урок эмоционально насыщен, оказывает положительное влияние на формирование у учащихся познавательной активности, развивает креативность.
Сюжетные игры, как правило – это игры с внешними (жесткими) правилами на основе тренинга («неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, найди ошибку профессора Головотяпова и др) . Например, игра «Реставрация» («Зашифрованный текст»). Ученикам предлагаю представить себя работниками архива и восстановить древний текст на листе, почернел от влаги, чернила разлитое или выцвели. Или расшифровать текст, в котором некоторые слова сокращены, некоторые пропущенные, нет ни точек, ни запятых.
Для игры «Найди ошибки» заранее готовлю два варианта одного и того же текста на одном листе - текст без ошибок, на другом - с намеренно сделанными историческими ошибками. Ученики ищут эти ошибки в парах, или в командах, а затем через несколько минут команды или пары проверяют других, пользуясь правильным текстом, и подсчитывают количество ошибок. Чаще всего реставрируем и находим ошибки в текстах документов.
На уроках истории формируется самоидентичность ребенка, чувство собственного достоинства на основе опыта прошлых поколений, понимание истории своей земли, как части всемирной истории. Развитие базовых интеллектуальных умений учащихся, их интереса к истории, как области знаний и учебного предмета эффективно реализуется через игру.
Для формирования у учащихся умения выявлять отношение к поступкам исторических деятелей предлагаю игру «Историческая галерея». В зависимости от темы урока это могут быть: «Галерея фараонов», «Галерея князей Киевской Руси» «Галерея казацких гетманов», «Галерея писателей». Например, при изучении темы «Расцвет Древнеегипетской государства», школьники получат задание, самостоятельно проработать часть текса учебника. При этом каждый ряд составляет «исторический портрет» одного из фараонов. Затем в «Галерее» постепенно появляются все исторические фигуры: царица Хатшепсут, Тутмос III, Эхнатон, Рамсес II. В ответе ученики проявляют свое отношение к деятельности фараонов, их влияния на расцвет и могущество Египта. Использование визуального ряда в этой игре повышает эффективность урока.
Умение использовать историческую карту для объяснения события проверяю с помощью игры «Сложи пазл». Так, при проверке домашнего задания по вопросу монголо - татарского завоевания на уроке «Образование и укрепления Московского государства» (Приложение 2) в 7 классе учащиеся составляли пазл «Поход Батыя на Русь». Работа с пазлами развивает интеллект ребенка, тренирует воображение, пространственное восприятие, память, способствует формированию способности доводить начатое дело до конца.
Умение представлять обоснованные и структурированные знания, собственное понимание истории при изучении противоречивых тем формируются через игру « Предложи свой вариант». Ученикам предлагается смоделировать свой вариант развития определенных исторических событий, в котором обосновывается собственное понимание исторических событий. Например, в 8 классе на уроке «Англия в XVI – XVII веке», ученикам предлагается выступить в роли советника короля Генриха VIII по вопросу проведения религиозных реформ. Дети, обыгрывая, в парах диалог монарха и советника, предлагают свой вариант развития события того периода.
В пятых и шестых классах провожу, на первых уроках, игру « Собери исторический источник». Каждый ученик получает изображение определенного источника. Объясняю, что сейчас все источники смешанные, а мы должны их классифицировать или разделить на три группы: вещественные, письменные и устные. Поочередно называю вид источника и ученики, имеющие изображение этого вида, выходят к доске. Живое включение в выполнение этого задания, насыщает позитивным настроением урок. Также ученикам нравятся уроки - викторины, а именно - игра «Историческая цепь». Все ученики, сидя, поочередно отвечают на вопросы, но если они не знают ответа, то поднимаются и стоят до тех пор, пока не смогут ответить на следующий вопрос. Можно использовать помощь друга, что наглядно показывает социальный статус ученика в классе.
Часто использую на уроках интерактивные упражнения - «Микрофон», «Снежный ком», «Мозговой штурм», которые формируют у учащихся умение анализировать материал, выделять главное и делать выводы, повышают познавательную активность.
«Исторический снежный ком». В игре могут участвовать как несколько учеников, так и весь класс. Задается тема, например: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к этой теме, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя свое: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва». Новый участник увеличивает этот ряд новым словом: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрявда, Засадный полк». В конце концов получается длинный ряд, относящийся к определенной исторической теме. Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.
Важным этапом, для пятиклассников, при знакомстве с новым предметом, является знакомство с исторической картой и формирования элементарных практических навыков в работе с ней. Для ознакомления с картой использую в 5-х классах атлас шаблон, в котором сочетаются и атлас и доступные для учащихся этого возраста эпизодические части контурной карты.
При проверке домашних заданий и закреплении изученного материала
в 7-8 классах провожу дискуссию, тестирования, графический диктант, заполнение сравнительных таблиц или пропусков в таблицах, исправление ошибок в карточках с ложными историческими утверждениями, текстами.
Почти каждый урок начинаю с проблемного вопроса, над решением которого ученики работают в течении урока и в конце урока обязательно предлагают решение.
За многие годы использования игровых технологий в педагогической деятельности я пришла к выводу:
во-первых, игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть.
во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры, состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.