Слайд 1
«Играют люди на планете, играют птицы и жуки,
Играют все, но только дети, играют ото всей души.
И, если в школе на уроке вдруг доведётся поиграть,
То нет счастливей их на свете…
И выучить потом все постараются на пять.»
Тема моего выступления «Применение игровых технологий на уроках биологии».
Слайд 2( на слайде)
ИГРА- это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную(или воображаемую) действительность собственного «Я» творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
-психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения;
-технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображая реальную действительность.
А Я ГОВОРЮ ЭТИ СЛОВА
Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.
Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.
Слайд 3
Игр и игровых моментов очень много разных. Но, если говорить о целях применения их, то они практически одинаковые для любого предмета.
Слайд 4 (цели применения игровых технологий) Я говорю эти слова
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД- ( умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД ( сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
опыта. (Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).
Слайд5
И Биологические игры призваны решать задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала
Способствовать расширению кругозора учащихся.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях.
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Воспитать нравственные взгляды и убеждения.
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе
Слайд6 ( это на слайде)
Классификация учебных игр
(по Т. П. Войтенко) Ролевые игры.
Игры-состязания.
Имитационно-моделирующие игры.
Игра – направляемая дискуссия.
Игра – творческая дискуссия.
А Я ГОВОРЮ ЭТИ СЛОВА
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов:
Ориентация.
Подготовка к проведению.
Проведение игры.
Подведение итогов.
Обсуждение хода и результатов игры.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
И применять можно на разных этапах урока: закрепление, обобщение и систематизация, контроль.
Игровые технологии я использую в основном в классах среднего звена и классах коррекции. Разумно и уместно использовать подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Использование игровых технологий на биологии помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр:
Пятый лишний».
«Найди родственников».
«Составь трёхзначное число».
«Текст».
«Загадки».
«Собери растение».
«Найди пару».
«Найди ошибку».
«Игра-цепочка».
Я попробовала применять в своей практике разнообразное количество дидактических игр. Мною разработаны уроки, где фрагментарно применяю игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.
Вот урок в 5 классе по теме «Механические и проводящие ткани растений».
Слайд 7 (ВИДЫ ТКАНЕЙ И ЗАШИФРОВКА ТЕМЫ УРОКА)
А РАССКАЗЫВАЮ ОДИН ЭТАП
Актуализация знаний: на столе стоит шкатулка, что в ней находится, вы должны угадать. «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке?» - А какие виды тканей, из которых шьют одежду, вы знаете? А почему на уроке биологии мы тоже говорим о тканях. Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений. Я предлагаю вам расшифровать тему нашего урока. На слайде слова, которые написаны неправильно, преобразуйте их в правильные слова.
СЛАЙД 8 Или вот такой момент на уроке, когда учащиеся работают в группе
Творческая пятиминутка.
Есть о чём задуматься.
Сейчас вы молодые. красивые, у вас вся жизнь впереди. А самое главное в ЖИЗНИ здоровье.
Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
" Жить в зеленом мире хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!"
У каждого человека на земле есть своё дерево. ) Игра-поиск.
(гороскоп и работа с гербариями)
А группы создаём по гороскопу и итогом будет «САД наших гороскоповских растений». А дома творческая работа: рисунок, стихотворение, рассказ про своё дерево. Или составить в рисунках правила заботы о природе.
СЛАЙД 9( про птиц)
Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
Иногда на такой урок я приглашаю ребят из другого класса, и эта сюжетно-ролевая игра ещё становится познавательной игрой для всех участников, а ещё и учит общению.
СЛАЙД 10(про лотосы и родословную Басовых)
Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.( поделки)
СЛАЙДЫ 11-12-ГРАМОТЫ
Итак , «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.В. Сухомлинский
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации.
В руках учителей биологии игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике и сегодня.