СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологическая игра отличается от других форм работы тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное она дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках биологии»

Игровые технологии как средство активизации познавательных процессов обучающихся при изучении биологии Подготовила учитель биологии и химии МБОУ ООШ с. Марьино-Николаевка Дементьева О.В.

Игровые технологии как средство активизации познавательных процессов обучающихся при изучении биологии

Подготовила учитель биологии и химии МБОУ ООШ с. Марьино-Николаевка

Дементьева О.В.

Технология – это совокупность приемов , применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)

Технология это совокупность приемов , применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

(Б. Т. Лихачев)

Обзор современных педагогических технологий  Информационные технологии обучения Метод проектов Технология деятельностного метода Игровые технологии Технологии личностно-ориентированного образования

Обзор современных педагогических технологий

  • Информационные технологии обучения
  • Метод проектов
  • Технология деятельностного метода
  • Игровые технологии
  • Технологии личностно-ориентированного образования
Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.   Игровые технологии

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

  • Игровые технологии
Место игры в учебной деятельности Объяснение нового материала Проверка домашнего задания Закрепление Внеклассная деятельность по предмету

Место игры в учебной деятельности

  • Объяснение нового материала
  • Проверка домашнего задания
  • Закрепление
  • Внеклассная деятельность по предмету
Особенности учебной игры.  Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

Особенности учебной игры.

Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

 Цели применения игровых технологий Развитие мышления. Углубление теоретических знаний. Самоопределение в мире увлечений и профессий. Организация свободного времени. Общение со сверстниками. Воспитание сотрудничества и коллективизма. Приобретение новых знаний, умений и навыков. Формирование адекватной самооценки. Развитие волевых качеств. Контроль знаний. Мотивация учебной деятельности и др.

Цели применения игровых технологий

  • Развитие мышления.
  • Углубление теоретических знаний.
  • Самоопределение в мире увлечений и профессий.
  • Организация свободного времени.
  • Общение со сверстниками.
  • Воспитание сотрудничества и коллективизма.
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Развитие волевых качеств.
  • Контроль знаний.
  • Мотивация учебной деятельности и др.
Классификация учебных игр  (по Т. П. Войтенко) Ролевые игры. Игры-состязания. Имитационно-моделирующие игры. Игра – направляемая дискуссия. Игра – творческая дискуссия.

Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко)

  • Ролевые игры.
  • Игры-состязания.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Игра – направляемая дискуссия.
  • Игра – творческая дискуссия.
Дидактические возможности учебных игр Предоставляют возможность учиться на собственном опыте; Создают возможности переноса знаний и опыта в реальную ситуацию; Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели; В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.

Дидактические возможности учебных игр

  • Предоставляют возможность учиться на собственном опыте;
  • Создают возможности переноса знаний и опыта в реальную ситуацию;
  • Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели;
  • В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов : Ориентация. Подготовка к проведению. Проведение игры. Подведение итогов. Обсуждение хода и результатов игры.

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов :

  • Ориентация.
  • Подготовка к проведению.
  • Проведение игры.
  • Подведение итогов.
  • Обсуждение хода и результатов игры.
Игры-состязания 7 класс. «Обобщение по теме «Черви»» Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра». На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы

Игры-состязания

7 класс. «Обобщение по теме «Черви»»

Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра».

На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы

Имитационно-моделирующие игры 8 класс. «Прием к врачу» Игра проводится после изучения нескольких тем («Опора и движение»,«Транспорт веществ»). Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний. Класс делится на 2 группы: врачи-специалисты, пациенты.

Имитационно-моделирующие игры

8 класс. «Прием к врачу»

Игра проводится после изучения нескольких тем («Опора и движение»,«Транспорт веществ»).

Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний.

Класс делится на 2 группы: врачи-специалисты, пациенты.

Урок - путешествие 5класс.Обобщающий урок по теме: «Биология – наука о живых организмах. Путешествие проходит по станциям. На каждой станции дети выполняют разные задания

Урок - путешествие

5класс.Обобщающий урок по теме: «Биология – наука о живых организмах. Путешествие проходит по станциям. На каждой станции дети выполняют разные задания

Ролевые игры 6 класс. «Суд над хлорофиллом».   Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества.

Ролевые игры

6 класс. «Суд над хлорофиллом».

Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества.

Игровые ситуации  Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку и проведение, но часто используются на уроках.

Игровые ситуации

Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку и проведение, но часто используются на уроках.

Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр: «Пятый лишний». «Найди родственников». «Текст». «Загадки». «Собери растение». «Найди пару». «Найди ошибку». «Игра-цепочка».

Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр:

  • «Пятый лишний».
  • «Найди родственников».
  • «Текст».
  • «Загадки».
  • «Собери растение».
  • «Найди пару».
  • «Найди ошибку».
  • «Игра-цепочка».
«Пятый лишний»  Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора.

«Пятый лишний»

Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора.

«Загадки»  Здесь можно использовать самые разные загадки для 5-7 классов по многообразию растений и животных.

«Загадки»

Здесь можно использовать самые разные загадки для 5-7 классов по многообразию растений и животных.

«Найди ошибку»  Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными биологическими ошибками.  Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок.

«Найди ошибку»

Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными биологическими ошибками.

Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок.

«Игра-цепочка»  Игра проводится при опросе.  Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать вопросы по заданной теме.  Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке.  Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы.

«Игра-цепочка»

Игра проводится при опросе.

Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать вопросы по заданной теме.

Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке.

Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы.

Результативность применения игровых технологий  Биологическая игра отличается от других форм работы тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное она дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование биологических игр в работе влечет за собой формирование и развитие познавательного интереса у учащихся .

Результативность применения игровых технологий

  • Биологическая игра отличается от других форм работы тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное она дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование биологических игр в работе влечет за собой формирование и развитие познавательного интереса у учащихся .
Игра обучает и воспитывает, если она: Хорошо подготовлена Точно определено ее место Подведены итоги Есть поощрения ( и не только в виде оценок)

Игра обучает и воспитывает, если она:

  • Хорошо подготовлена
  • Точно определено ее место
  • Подведены итоги
  • Есть поощрения ( и не только в виде оценок)
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание