СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"игровые технологии на уроках кабардино-черкесского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"игровые технологии на уроках кабардино-черкесского языка и литературы"»

















ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.















Подготовила учителей кабардино-черкесского языка и литературы Баждугова Марина Арсеновна





Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания.

Ф. И. Буслаев

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Не секрет, что предмет кабардинского языка большинство детей считают скучным, однообразным, потому что привыкли видеть в нем свод орфографических и пунктуационных правил. На уроке ученики пишут, находят нужные орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса, они пассивны.

А что понимается под интересом? Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Но активность сама по себе, безотносительно к интересу, не может вызвать желания овладеть предметом. Здесь очень важно учитывать мотивы обучения, опираясь на знания которых, можно более успешно строить процесс обучения.

Интерес школьников к урокам кабардинского языка можно повысить, используя элементы занимательности, которые помогают учителю улучшить качество знаний учащихся, развить их языковую культуру, привить интерес к языку как средству коммуникации. В поиске интересных и увлекательных форм подачи учебного материала важно правильно выбрать или разработать занимательные задания для учащихся. Занимательный материал по кабардинскому языку следует включать как элемент в урок на любом его этапе: объяснении нового материала, закреплении, проверке изученного и т.д. Наряду с серьезными заданиями школьникам предлагаются шуточные вопросы, а также загадки, шутки, каламбуры, шарады, которые повышают интерес к языку, развивают логическое мышление, языковое чутье, грамотность.

Огромную роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально – волевых качеств. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Считаю, использование игровых технологий в учебном процессе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны творить. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций. Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в него элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль, но цель учебной игры — не выявление победителя, а приобретение знаний каждым участником, развитие способностей, творчества учащихся.



Учитель всегда должен учитывать, что игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам; должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей и базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Приведу примеры игровых заданий, направленных на отработку орфографических и пунктуационных норм:

«Вставь букву»: «Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-молчанка»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Добавь букву». «Кто больше?»; «Орфографический магазин»; «Омофоны»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница»; «Ремонт»; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Двойное ударение»; «Отними букву»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Чередования»; «Назови часть речи» и др.

Как научить школьника правильно ставить ударение? Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Полезно проводить «Орфоэпические минутки». Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

Вольно или невольно ребёнок, читая подобные творения, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.

Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино; Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

Анаграммы.

Анаграммы — слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема — смеха, коршун — шнурок, колос — сокол.

Пусть группы ребят поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям. Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: «Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове» (барыня — рабыня).



На разных этапах урока можно использовать элементы занимательной лингвистики, например:



К какой части речи относятся слова: пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой?

(Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть существительными, глаголами, прилагательными. Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами.)

«Отгадай пословицу»

Предлагаю различные «Синтаксические задачи»:

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.

(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)

Большое значение дидактические игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка,чувство товарищества, дружбы, так как в случае необходимости, играющий должен уступить, помочь товарищу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю ребенка. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные учащимся, помогут мне сделать урок кабардинского языка интересным, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.



Охова А. А., учитель кабардино-черкесского языка и литературы