«Игры и упражнения для развития словаря дошкольника»
Упражнения с существительными
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишка, мишутка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (друзья, братья, Топтыгины)»
Упражнения с прилагательными
Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова:
круглая (луна, тарелка, сковородка),
круглый (мяч, шар, стол, обруч, поднос)
круглое (колесо, зеркало, солнышко)
Какими словами можно сказать про солнышко, солнышко какое?
(Желтое, лучистое, ласковое, ясное, золотистое, весёлое, большое, весеннее, горячее, огромное…)
Каким может быть ручеёк? (бегущим, журчащим, звенящим, поющим, говорливым…)
Упражнение с глаголами
Попросите ребенка ответить на вопросы:
Что умеет делать кошка?
(мяукать, мурлыкать, играть, царапаться, лежать, лакать (молоко), и т.д.)
Что любит делать щенок?
(бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость?
(грызёт, рычит, радуется, торопится)
Что делает щенок, когда его берут на руки?
(радуется, ластится, прижимается, смотрит, зажмуривается, сопит).
Упражнения с наречиями
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно, не спеша)
Как мчится волк за своей добычей? (быстро, стремительно)
Как падают листья на землю во время листопада?
(бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво)
Полезный совет!
Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, больше и чаще читать с ребенком книги, обсуждать прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.
Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.