СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения в коррекции словообразования у младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Формированию у школьников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте. Для этого  подобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у  школьников.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения в коррекции словообразования у младших школьников»



Игры и упражнения в коррекции словообразования у младших школьников



Игра имеет особое значение в жизни детей. Она является постоянным спутником дошкольников и также у младших школьников.

Игра для ребенка — это жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим хоть чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

В воспитании и обучении детей широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...

У детей школьного возраста, не только с речевыми нарушениями, наблюдается недоразвитие словообразовательных умений. Так, они часто подменяют операции словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки»). Или вообще отказываются от преобразования слов, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велосипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случае когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими как нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», палка для лыж – «пальная»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов (деревкин стул, мехная шапка, глинный кувшин и т.д.).

Формированию у школьников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте.

Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у школьников.


«Веселые кубики».


Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: _-чик, -ик, -к.

Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.

Ход игры: Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.

Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.


«Кто что делает?».

Задача: учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ход игры: Ребенок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка).Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т.д.



Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

«Винни-Пух».


Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк.

Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.

Ход игры: Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху. Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.

«Поле чудес»(«Детеныши животных»).


Задача: образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).

Ход игры: Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка. Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.


«Гараж».


Задача: учить образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .

Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.).

Ход игры: Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.

Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.

 

«Поле чудес» («Листья»).


Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям.

Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением листьев деревьев (дуб, береза, клен, липа, рябина, сосна, каштан).

Ход игры: Ребенку предлагается назвать листок дерева, на который указала стрелка.

Например: лист дуба — дубовый лист, лист березы — березовый и т.д.



«Спасение Принцессы».

Задача: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом.

Оборудование: ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бу-ратино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха (ползет), Колобок (катится), Принцесса (спрятана во дворце).

Ход игры: Ребенок должен взять героя и рассказать, каким образом он передвигался, отправляясь на помощь Принцессе, передвигая героя по ширме.

Например: Буратино по полю (побежал); к дому (подбежал); за дом (забежал); из-за дома (выбежал); вокруг дерева (обежал); от дерева (отбежал); в лес (вбежал); через речку (перебежал) и т.д.


«Ателье».

Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам.

Оборудование: вырезанные силуэты одежды, образцы различной ткани (ситец, сатин, шерсть, шелк и т.п.).

Ход игры: Ребенок называет образец ткани, прикладывает к ней силуэт одежды и отвечает на вопрос.

Например: костюм из шелка (какой?) — шелковый костюм; юбка из шерсти (какая?) — шерстяная юбка и т.д.


«Головы и хвосты».

Задача: образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Оборудование: карта с изображением персонажей мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (двое из ларца, Вовка), слева внизу — небольшое наборное полотно, сборные картинки (голова одного животного, а хвост другого).

Ход игры: Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке. Например: голова чья? Лисья голова. А чей хвост? Тигра. Хвост тигра — какой? Тигриный хвост.


«Фокусник».


Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.

Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова.

Ход игры: Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед).

Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка  пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.


«Поле чудес»(«Большой — огромный»).


Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .

Оборудование: вертушка, игровое поле с предметными картинками (нож, нос, кот, ключ, хвост, дом, шкаф, мяч, коса, комар).

Ход игры: Ребенку предлагается вертеть стрелку. После ее остановки назвать предмет, на который она показывает. Затем назвать слова с увеличительным суффиксами. Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.


«Поле чудес» («Посуда»)


Задача: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

Оборудование: вертушка игровое поле с изображением продуктов питания (хлеб, чай, сахар, конфеты, селедка, сухари, суп).

Ход игры: Ребенку предлагается посуду, в которую помещается продукт, на который указала стрелка.

Например: суп — супница; сухари — сухарница и т.д.