Игры на развитие речевого дыхания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии в 1-4 классах.
Выступление на методическом выступлении начальных классов Москвитиной О.С.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания таких просодических функций как громкость речи, её ритмический рисунок, плавность и интонационная выразительность.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Неумение рационально использовать выдох или речь на вдохе.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. И самое главное, выработать у ребенка способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
в выработке длительного ротового выдоха;
в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.
«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?
«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.
«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?
«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.
Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.
«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.
Упражнения для выработки продолжительно выдоха.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.
Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Работу над дыханием проводим в игровой деятельности.
Занимательные дыхательные игры и упражнения:
«Подуй в дудочку» (дудочки, свистки, звучащие игрушки)
«Понюхай цветок». Ребёнку предлагают выбрать цветок и «понюхать» , а затем подуть на него.
«Подуй на бабочку». Вдох носом и плавный длительный выдох через рот на бабочку. Бабочка должна отклониться.
«Парящий шарик». Ребёнок дует в трубочку равномерно, так, что бы шарик завис в воздухе на несколько секунд.
«Весёлый ералаш» на столе перед ребёнком лежат разные предметы (небольшие игрушки или картинки) . По заданию ребёнок дует на ватный шарик так, что бы он остановился на указанном предмете.
«Чей самолётик улетит дальше» Небольшой самолётик из картона или бумаги на ниточке. Ребёнок держит самолётик за ниточку напротив рта и плавно, длительно, спокойно дует на самолётик. Если ребёнок дует плавно, самолётик какое-то время «летит».
(Как вариант «Чья снежинка улетит дальше», «Перелётные птицы», «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Прогони тучу», «Окрой окошко в домике»…
«Чья машина дальше уедет». Машинки стоят на столе на уровне рта ребёнка, ребёнок сидит на стуле. По сигналу ребёнок делает вдох носом , а затем плавно дует на машинку. Что бы машинка ехала прямо, можно сделать «дорогу», ограничив движение машинок деревянными брусками или картонными полосками.
«Объёмные лабиринты» (как игра с машинкой, но дорога уже не прямая, а извилистая.) Дуть лучше через трубочки разного размера для наработки силы и плавности выдоха и правильной позиции губ.
«Футбол». Играют 2 детей или ребенок со взрослым. Дети сидя друг напротив друга, между ними находятся «ворота», в которые воздушной струей надо «забить гол». Выигрывает тот, кто сделает это первым. Игру можно проводить, дуя на «мячик» (ватные шарики, небольшие шарики из синтепона или пенопласта) сквозь трубочку и без неё.
«Забей гол» Ребенок «забивает голы» из пенопластовых мячиков в «ворота». Как вариант игры «футбол», но играет один ребёнок.
«Одуванчик». Ребёнок сдувает с одуванчика семена –пушинки. Вдох носом, а затем плавный и длительный выдох на одуванчик.
«Плыви рыбка» / «Плыви кораблик». В неглубокий тазик наливаем воду и опускаем в неё рыбок из картона или бумажные кораблики. Таз стоит на столе на уровне рта ребёнка, ребёнок сидит на стуле. По сигналу ребёнок делает вдох носом, а затем плавно дует на рыбку/кораблик.
«Весёлые пузырьки». Перед ребёнком пластиковая ёмкость с водой и трубочка для коктейля. Предлагаем ребёнку подуть в воду через трубочку. Вода пузырится под воздействием воздушной струи. Чем длиннее выдох, тем вода пузыриться дольше.
«Мыльные пузыри». Вариант соревнования: Чей пузырь больше? Чей пузырь дальше улетит?
«Вертушки». Традиционные и очень эффективные игрушки для работы над дыханием. Их можно приобрести в магазине или смастерить самим. С помощью вертушки отрабатываем плавный длительный непрерывный выдох. Следите, что бы ребёнок, подув на вертушку 2-3 раза, отдохнул ( во избежание гипервентиляции лёгких и головокружения).
При работе с дыханием следует обратить внимание на следующее:
1.Дыательные упражнения рекомендуется выполнять во время всего срока коррекционной работы над звукопроизношением.
2.Все дыхательные упражнения выполняются в хорошо проветренном помещении.
3.Все дыхательные упражнения выполняются дозированно. Дозируются количество и темп упражнений. Ребёнок интенсивно дует не более 3-5 раз за один приём в течении нескольких секунд. Дыхательные упражнения выполняются по времени от 30 секунд до полутора минут. Между упражнениями следует делать перерыв с переключением ребенка на другие виды деятельности. Следует наблюдать за состоянием детей во избежание гипервентиляции лёгких и головокружения.
4.Мундштуки надувных игрушек, музыкальных инструментов и пузырьки должны обрабатываться перед каждым использованием. Трубочки для коктейля должны быть одноразовыми.
5.Упражнения и игры лучше проводить при свободном положении в пространстве. Многие упражнения можно выполнять стоя, сохраняя правильную осанку. Если ребёнок выполняет упражнения сидя, то он не должен сутулиться и нагибаться. Положение губ по отношению к шарикам и игрушкам, но которые ребёнок дует, может регулироваться высотой стула, на котором он сидит (лучше всего использовать офисный стул, позволяющий регулировать его высоту и, соответственно, положение ребёнка).
6.Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко, спокойно, через нос, не поднимая плечи. Выдох должен быть плавным, длительным, достаточной силы, но без напряжения.
7.Следите за точностью направления воздушной струи. Помните, что произношение большинства звуков требует центральной воздушной струи (кроме звуков Л, ЛЬ).
8.Если ребёнок дует в щёки, то их необходимо придерживать руками и укреплять мышцы щёк путём артикуляционной гимнастики.
9.На начальном этапе можно использовать зеркало для зрительного контроля.
10.Тактильный контроль за выдыхаемой струёй осуществляется самим ребёнком. Он может дуть на свой пальчик , тыльную сторону ладони.
11.Детям , страдающим респираторными заболеваниями, не рекомендуется выполнение дыхательных упражнений до полного выздоровления. Родители детей, страдающих бронхиальной астмой, должны проконсультироваться со специалистами относительно возможности выполнения дыхательных упражнений.
Играйте и у Вас всё получится!
ЛИТЕРАТУРА:
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. –М.: Книголюб, 2004.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем звукопроизношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.