3
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Игра « Диктор»
Расставь ударения, произнеси правильно.
Ателье, ворота, дефис, звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.
«Подбери слова»
Учащимся предлагается определенная тема, на которую они должны подобрать слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
Тема «Спорт»: футбол, хоккей, волейбол, спортсмен, бутсы, кроссовки, тренер, тренироваться.
«Пригласи на обед»
Задание: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (знакомого). В меню, конечно, должны оказаться слова:
Тефтели, щавель, творог, винегрет, сливовый или грушевый компот.
II. Фонетические игры
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь); 2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Игра «Новоселье»
Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .
Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.
«У кого хвост длиннее»
Учитель предлагает учащимся в каждом последующем слове, начиная с первого, заменить один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово.
Образец: бок – сок – док и т.д.
Док, боб, лом, кора, кочка
«ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)
Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).
1) А / Я = О / ? (Ё)
2) М / М’ = Р / ? (Р’)
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)
5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)
III. Лексико-фразеологические игры
« Собери фразеологизм»
Как, Макар, свисти, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
-Как в воду канул.
-Ветер свистит в карманах.
-На языке вертится.
-В ежовых рукавицах.
«Собери пословицу»
Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
«УТВЕРЖДАЮ»