Игры-упражнения на развитие словесно-логической памяти.
В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Её необходимо развивать и совершенствовать.
Группировка слов.
Цель: формирование навыков логического запоминания путём группировки.
Для занятия потребуются 9 карточек с изображением предметов или явлений природы (по три карточки на каждую группу). Сначала разложите карточки на столе в произвольном порядке. Проговорите вместе с ребёнком, что изображено на каждой карточке. Затем дайте ребёнку задание по карточкам: «Перед тобой 9 карточек. Внимательно посмотри, повтори и запомни». Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчит запоминание. И это умение надо тренировать. Вместе с ребёнком перегруппируйте карточки. Повторите задание. Сравните результаты.
Предлагаем следующие цепочки слов, на которых можно отрабатывать умение группировать слова.
Яблоко, рубашка, листья, груша, юбка, лужа, виноград, брюки, дождь.
Малина, клубника, смородина, ручка, тетрадь, карандаш, лето, пляж, солнце.
Автобус, корабль, самолёт, капуста, морковь, лук, мыло, зубная паста, щётка.
Зима, весна, осень, тарелка, чашка, кастрюля, заяц, белка, ёжик.
Ассоциации.
Цель: Формирование навыков опосредованного запоминания с помощью ассоциаций.
Ассоциации – это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребёнку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребёнком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется с названным словом».
Например, к слову «жёлтый» (картинке с изображением жёлтого карандаша) подходят слова «солнышко», «цыплёнок», «одуванчик» и т.п. (картинки, соответствующие этим словам). Также играем с другими цветами.
Ещё можно поиграть в игру с предметами «На что похоже?». Так, кленовый лист похож на ладошку, дубовый – на пёрышко, а берёзовый – на капельку и т.п.
Чудесные слова.
Цель: формирование навыков опосредованного запоминания путём установления смысловых связей, тренировка кратковременной слуховой памяти.
Необходимо подобрать 16-20 слов и картинок к ним, связанных между собой по смыслу: должно получиться 8-10 пар, например, еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти картинки взрослый предъявляет ребенку и называет 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребёнку взрослый повторяет только первые слова пар и показывает соответствующие картинки, а вторые он должен вспомнить и подобрать сам.
Определи лишнего.
Цель: развитие словесно-логической памяти, мышления, тренировка долговременное памяти.
Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки в три ряда, по четыре в каждом. Три картинки из каждого ряда имеют общую основу, а четвёртая не совпадает по теме. Например, это могут быть картинки с ягодой, фруктами, овощами и деревом. Первые три означают съедобные продукты, а четвёртая- несъедобный предмет живой природы. Задача ребёнка – определить, в чём сходство и различие всех картинок в одном ряду, какие картинки можно объединить. А какие нельзя и почему. Кроме того, ребёнка можно попросить вспомнить. Для чего нужны предметы, изображённые на рисунке.
Примечание: если ребёнок не может справиться с поставленной задачей, взрослый наводящими вопросами должен помочь ему понять суть заданий и выполнить их. После того, как ребёнок освоит суть игры, задачи с остальными картинками он будет решать сам. А для того, чтобы в большей степени заинтересовать ребёнка, можно предложить ему самому разложить картинки в произвольном порядке, а затем по тематике. Те картинки, которые не относятся ни к какой тематике, ребёнок должен отложить в сторону и потом рассказать, для чего нужны предметы, изображённые на них.
Продолжи сказку
Цель: развитие словесно-логической и долговременной памяти.
Для игры подготовьте картинки по сказочным сюжетам.
Взрослый показывает ребёнку 4 картинки по сюжету любой известной ему сказки, раскладывает их в определённой последовательности (выстраивает сюжетную линию). Ребёнок рассматривает их в течение 2-3 минут. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребёнку заново разложить картинки и по возможности рассказать сказку. При этом первую картинку и рассказ начинает взрослый, побуждая ребёнка словами «Я начну, а ты продолжи». Задача ребёнка – по картинкам выстроить правильную сюжетную линию, опираясь на первую картинку.
Примечание: для усложнения игры можно предложить 5-6 сюжетных картинок.