ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ
Автор: Педагог-психолог Бельская О.Н.
Мини-план
Личность
Теории
Практика
Суть и детали
Зачем и где?
Кто/как/когда?
Упражнение «Три зеркала»
Эрик Берн (Eric Lennard Berne, Леонард Бернстайн / Бернштейн) — американский психолог и психиатр
- Отец, Давид Гиллель Бернстайн — врач; мать, Сара Гордон — писательница и редактор
- 1943 год — военный врач-психиатр; начало работы с группами
- 1946 год — книга «Психика в действии» («The Mind in Action», позднее «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей»)
- Психоаналитический институт Сан-Франциско, обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона
Эрик Берн
и трансактный анализ
- 1950 год — Больница Горы Сион Сан-Франциско, частная практика. Исследование интуиции, развитие концепции Эго-образа как интуитивного представления о человеке (базируется на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе)
- 1954 — 1958 годы — создание структурного анализа, анализа индивидуальных трансакций, анализа игр, анализа сценария жизни человека, с помощью которого можно предсказывать его будущее
- Сентябрь 1954 года — первая группа трансактного анализа, Кармел
- С 1958 года — Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско («Семинары Эрика Берна»)
- Ноябрь 1957 года — научный доклад «Трансакционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» («Transactions Analysis: a New and Effective Method of Group Therapy»), Западная Региональная конференция Американской Ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе
- 1958 — 1961 годы — изучение социализации и психических заболеваний в различных островных культурах на островах Тихого океана; 30 различных стран Европы, Азии, Африки, островов Атлантического и Тихого океанов для проверки своих гипотез в различном расовом и культурном окружении
Эрик Берн
и трансактный анализ
- 1961 год — «Трансакционный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»)
- 1962 год — начал издаваться журнал «Бюллетень трансакционного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin») , редактор Э. Берн.
- 1963 год — «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups»)
- 1964 год — «Игры, в которые играют люди» («Games People Play»)
- 1964 год — образована Международная Ассоциация трансакционного анализа (International Transactional Analysis Association (ITAA).
- 1966 год — «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment»)
- 1972 год — «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?») о сценарном анализе
Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то (Э.Бёрн)
- «Трансакционный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности»
Международная Ассоциация
Трансакционного Анализа
Области практического применения ТА
- ТА является системой психотерапии , которая используется при лечении всех типов психологических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами), а также методом при лечении отдельных людей, групп, супружеских пар и семей.
- Вне терапевтической области ТА применяется в системе образования , помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов.
- ТА является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге , а также при анализе Организаций и систем.
- ТА может быть применен в любой области , где существует потребность в понимании людей, их взаимоотношений и общения.
Три школы ТА
- развитие клиентом способности понимать, как он создает себе проблемы;
- контракт на изменение своего поведения
- групповое лечение,
- терапевт – дать клиенту новые Родительские послания: разрешение, защиту и силу (власть) (Пэт Кроссман)
Школа повторного принятия решения (Р. и М. Гулдинг):
- теория ТА + техника гештальт-терапии
- работа с чувствами Ребенка
- представление о тупиках
- личная ответственность клиента и его приверженность самому себе
- анализ Взрослого
IIIкола Катексиса (Дж. и А. Шифф):
- подавление эго-состояния «сумасшедшего Родителя», терапевт в роли позитивного и последовательного Родителя
- работа с симбиозами
- работа с искажениями и игнорированиями
Немного отвлечёмся
У каждого из нас есть частичка личности, называемая Внутренним ребёнком. Благодаря ей мы умеем удивляться, радоваться миру, смеяться и творить. Это — образ нашего «Я», наше истинное содержание, наш потенциал и основа жизнеспособности. Внутренний ребёнок может быть здоровым и активным, а может замирать или прятаться. Наше настроение и жизненные силы напрямую зависят от его состояния.
Представьте себе своего Внутреннего ребёнка. На какую из изображённых фигур он похож?
Выберите один образ и познакомьтесь с результатом.
Эго-состояние –
это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент
Модель Эго-состояний
Изучение Эго-состояний
Исследование Эго-состояний
- Я должен / должна…………………………………………………
- Я не должен / не должна………………………………………
- Я могу……………………………………………………………………....
- Я не могу……………………………………………………………………
- Я хочу…………………………………………………………………………
- Я не хочу……………………………………………………………………
- Я люблю……………………………………………………………………
- Я не люблю…………………………………………………………………
- Я боюсь………………………………………………………………………
- Я не боюсь…………………………………………………………………
- Я разрешаю себе………………………………………………………
- Я не разрешаю себе ….………………………………………………
- Я запрещаю себе………………………………………………………
- Я не запрещаю себе ….………………………………………………
- Мне кажется, что моя жизнь похожа на……………
Функциональная модель эго-состояний
Структурная модель эго-состояний
За пределами трех школ
- Система Рэкета Ричарда Эрскина
- Концепция минисценария Таиби Кайлера
- Циклы развития личности Памелы Левин
- Теория адаптаций Поля Вара
- и т.д.
Жизненный сценарии
- Если взять 2-х стороннюю позицию – «ты» и «я» с разной модальностью «+» и «-», то жизненный сценарий может выглядеть следующим образом:
- 1. Я «+» - ты «+» (успех!)
- 2. Я «+» - ты «-» (превосходство)
- 3. Я «-» - ты «+» (депрессия)
- 4. Я «-» - ты «-» (безнадежность)
Все люди сами определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены
Практические принципы ТА
- контрактный метод
- открытая коммуникация = клиент/пациент имеет право знать относительно себя все то, что знает специалист
Цель - АВТОНОМИЯ
Включают:
- Стороны;
- Совместные действия;
- Рамки времени;
- Цель или результат этого;
- Как они узнают о том, что цель достигнута;
- Выгоду клиента.
4 условия К. Стайнера:
- Взаимное согласие
- Адекватная компенсация
- Компетентность
- Законность
Контракты на изменение
Э. Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий.
административный (деловой) – соглашение между Т и К -плата и орг. вопросы.
клинический (лечебный) – К-чёткость изменений и фиксация действий для их достижения; Т – готовность + определяет свой вклад в этот процесс
Описание состояний в ТА
ТЭМП-система:
Т – тело (Что ты хочешь ощутить?)
Э – эмоции (Что ты хочешь почувствовать?)
М – мышление (Что ты хочешь понять, в чём ты хочешь разобраться?)
П – поведение (Что ты хочешь сделать?)
ПРОВЕРИМ ТЕЛО?!
(«Краешек» и «Опора»)
Пять учений транзактного анализа
1. Теория личности – как люди «устроены» психологически (модель эго-состояний, структурный и функциональный анализ)
2. Теория коммуникации (анализ взаимоотношений)
3. Теория игр – изучает особые варианты межличностного и внутриличностного взаимодействия, сопровождающиеся обманами, ловушками, расплатами, разочарованиями и вознаграждениями
4. Анализ фиксированных эмоциональных установок или базовых экзистенциальных позиций
5. Теория детского развития (анализ жизненных сценариев), включая нарушенное развитие
Трансакции
- Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне.
- Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией.
- Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия».
1. «К оторый час? » — «Час дня» 2. «Опять опаздываете! Так дело не пойдет!» — «Простите. Я постараюсь, чтобы это больше не повторилось» 3. «Ух, как я устал. Помассируй, пожалуйста, мне спину. Хорошо?» — «Конечно, помассирую»
Трансакции. Пересекающиеся трансакции 1. « Опять опаздываете! Так дело не пойдет!» — «Я вижу, что вы рассержены, и понимаю ваши чувства. Пожалуйста, скажите, что вы хотите от меня» 2. «Который час?» — «Который час! Который час! Не спрашивайте меня о времени! Вы опять опоздали! Долго это будет продолжаться?» 3. «Ух, как я устал! Помассируй, пожалуйста, мне спину. Хорошо?» — «Думаешь, у меня есть на это время?»
15
Правила коммуникации Э. Берна
- Первое правило коммуникации: до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго.
- Второе правило коммуникации: при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации , для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.
- Третье правило коммуникации: поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
Трансакции. Скрытые трансакции 1. Муж (резко, интонация Падает в конце предложения; мышцы лица напряжены, брови нахмурены): «Что ты сделала с моей рубашкой?» — Жена (дрожащий голос, повышенная интонация, смотрит из-под приподнятых бровей): «Положила ее в ящик» 2. Продавец: «Конечно, сэр, этот фотоаппарат — лучшее, что у нас есть. Но, возможно, он вам не по карману». — Покупатель (с вызовом): «Я покупаю его!»
Теория игр Эрика Берна
Игра – это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который:
- находится вне осознания Взрослого;
- явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и
- приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера
Вэнн Джойнс
Характерные особенности, присущие играм
1. Повторяемость. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.
2. Вне осознания Взрослого (нет осознания). Лишь на заключительной стадии игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.
3. Окончание всегда через рэкетные чувства.
4. Всегда обмен скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.
5. Всегда момент удивления или смущения(случилось нечто неожиданное).
Формула игры
Крючок + Клев = Реакция → → Переключение →
→ Смущение → Расплата
План игры (Джон Джеймс)
- Что постоянно происходит со мной?
- Как все это начинается?
- Что происходит потом?
- (Вопрос Лоренса Коллинза: В чем заключается мое секретное послание другому человеку?)
- А потом?
- (Вопрос Лоренса Коллинза: В чем заключается секретное послание ко мне другого человека?)
- Чем все кончается?
- Как я себя чувствую?
- Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек?
Сценарий как генеральный
план жизни
План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути.
Э. Бёрн, «Принципы группового лечения»
Виды сценариев
- Сценарий победителя – это сценарий «того, кто достигает поставленной перед собой цели» легко и свободно.
- Сценарий не-победителя (банальный сценарий) – это сценарий человека, который день ото дня терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая; никогда не рискует.
- Сценарий побежденного – это сценарий «человека, который не достигает поставленной цели».
Литература
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.
- Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.
- Макаров В., Макарова Г. Транзактный анализ – восточная версия.
- Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру.
- Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ.
- Харрис Т.Э. Я – о’кей, ты – о’кей.
- Шустов Д.И. Руководство по клиническому трансактному анализу.
- Штайнер К. Сценарии жизни людей.
Для любопытных)
https://www.youtube.com/watch?v=ab17LOZe2GU
https://www.youtube.com/watch?v=L_qFJdZoQaQ
Благодарю за внимание=)