СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имя прилагательное» (урок обобщающего повторения по теме с использованием ТРКМ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении темы "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
««Имя прилагательное» (урок обобщающего повторения по теме с использованием ТРКМ)»

Урок русского языка в 6 классе «Имя прилагательное» (урок обобщающего повторения по теме с использованием ТРКМ)

Урок русского языка в 6 классе «Имя прилагательное» (урок обобщающего повторения по теме с использованием ТРКМ)

Цель:  обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении темы «Имя прилагательное Задачи: Образовательная:  повторение орфограмм, связанных с именем прилагательным;  Развивающая: развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы;  Воспитательная:  воспитание интереса к изучению русского языка, любви к своей родине, родной природе.

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении темы «Имя прилагательное

Задачи:

  • Образовательная: повторение орфограмм, связанных с именем прилагательным;
  • Развивающая: развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы;
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, любви к своей родине, родной природе.
« Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом»  Анатоль Франс

« Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс

Стадия вызова  Я – часть речи интересная,  Широко в миру известная:  Опишу любой предмет –  В этом равных со мной нет.  Речь со мною выразительна,  И точна, и удивительна.  Чтоб красиво говорить  Мною нужно дорожить  (О.Головко)

Стадия вызова

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить

(О.Головко)

Стадия осмысления

Стадия осмысления

Имена прилагательные Качественные (переменный признак) Относительные (постоянный признак)  -какой? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени: формы, размера и т.д.) Притяжательные (признак принадлежности предмета) какой? ( при -знак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени: материала, времени, места, действия) Имеют: степень сравнения; полную и краткую форму;  - чей? (принадлежность) Птичий, сестрин Не имеют: степень сравнения; полную и краткую форму Сочетаются с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно) Но! В переносном значении - другой разряд:  Не сочетаются с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно) золотой сосуд – золотой характер

Имена прилагательные

Качественные (переменный признак)

Относительные (постоянный признак)

-какой? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени: формы, размера и т.д.)

Притяжательные (признак принадлежности предмета)

какой? ( при -знак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени: материала, времени, места, действия)

Имеют:

степень сравнения;

полную и краткую форму;

- чей? (принадлежность)

Птичий, сестрин

Не имеют:

степень сравнения;

полную и краткую форму

Сочетаются с наречием степени качества

(очень, крайне, чрезвычайно)

Но! В переносном значении - другой разряд:

Не сочетаются с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно)

золотой сосуд – золотой характер

Внимательно прочитайте текст, озаглавьте, определите тип речи, тему и основную мысль данного текста  Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.  Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.  Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.  (И.С.Соколов-Микитов)

Внимательно прочитайте текст, озаглавьте, определите тип речи, тему и основную мысль данного текста

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С.Соколов-Микитов)

Проверим Качественные Относитедьные Притяжательные Хорош Русский Беличьи Тихий Зимний Мышиные Глубокие Лесными Птичьи Чистые Кружевными Белыми Молодых Тяжелыми Темно-зеленые Высоких Маленьких Синеватые Стройных Легкие

Проверим

Качественные Относитедьные Притяжательные

  • Хорош Русский Беличьи
  • Тихий Зимний Мышиные
  • Глубокие Лесными Птичьи
  • Чистые Кружевными
  • Белыми
  • Молодых
  • Тяжелыми
  • Темно-зеленые
  • Высоких
  • Маленьких
  • Синеватые
  • Стройных
  • Легкие
Найдите ошибки  Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

Найдите ошибки

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

«Четвертое лишнее»  1. более слабая  2. слабейшая  3. менее слабее  4. самая слабая

«Четвертое лишнее»

1. более слабая

2. слабейшая

3. менее слабее

4. самая слабая

Не с прилагательными

Не с прилагательными

Н и НН в суффиксах прилагательных  -Н-  -НН- 1.-ИН- 2.-АН- (-ЯН-) 3. Слово-исключение с –ЕН-: ветреный (день,человек) 1. сущ. -Н- +-Н- оконный 2. -ОНН- 3.-ЕНН- 4. Слова-исключения с –ЯНН-: Стеклянный, оловянный, деревянный  Как находить суффикс?  Как находить суффикс? 1. -ИН-всегда ударный 2. –ЯН-ударение падает на окончание 3. –АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…» -ОНН- всегда ударный -ЕНН- определить очень трудно.Справляйтесь в орфографическом словаре Запомните: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. 2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (имеет краткую форму) Но: безветренный Ветряной – приводимый в движение ветром. Ветряная мельница (не имеет краткой формы)

Н и НН в суффиксах прилагательных

-Н-

-НН-

1.-ИН-

2.-АН- (-ЯН-)

3. Слово-исключение с –ЕН-: ветреный (день,человек)

1. сущ. -Н- +-Н- оконный

2. -ОНН-

3.-ЕНН-

4. Слова-исключения с –ЯНН-:

Стеклянный, оловянный, деревянный

Как находить суффикс?

Как находить суффикс?

1. -ИН-всегда ударный

2. –ЯН-ударение падает на окончание

3. –АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…»

-ОНН- всегда ударный

-ЕНН- определить очень трудно.Справляйтесь в орфографическом словаре

Запомните: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. 2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (имеет краткую форму)

Но: безветренный

Ветряной – приводимый в движение ветром. Ветряная мельница (не имеет краткой формы)

Буквенный диктант  Деревя…ый, жестя…ой, муравьи…ый, стекля…ый, оккупацио…ый, искусстве…ый, оловя…ый, со…ый, лошади…ый, листве…ый, равни…ый, серебря…ый, интонацио…ый, ветре…ый

Буквенный диктант

Деревя…ый, жестя…ой, муравьи…ый, стекля…ый, оккупацио…ый, искусстве…ый, оловя…ый, со…ый, лошади…ый, листве…ый, равни…ый, серебря…ый, интонацио…ый, ветре…ый

Проверим НН, Н, Н, НН, НН, НН, НН, НН, Н, НН, НН, Н, НН, Н

Проверим

  • НН, Н, Н, НН, НН, НН, НН, НН, Н, НН, НН, Н, НН, Н
Выборочно-распределительный диктант  -К-  -СК-

Выборочно-распределительный диктант

-К-

-СК-

Проверим  -к-  -ск-  Рыбацкий, скользкий, близкий, горняцкий, узкий, резкий, молодецкий  Октябрьский, сибирский, командирский, киргизский, апрельский, июльский, декабрьский

Проверим

-к-

-ск-

Рыбацкий, скользкий, близкий, горняцкий, узкий, резкий, молодецкий

Октябрьский, сибирский, командирский, киргизский, апрельский, июльский, декабрьский

Лингвистическая задача реч…вой аппарат = вещ…вой мешок ситц…вый платок = ландыш…вый запах изразц…вая печь = морж…вый клык холщ…вый мешок = свинц…вые тучи камыш…вые заросли = образц…вый ответ глянц…вый журнал = кумач…вый флаг

Лингвистическая задача

  • реч…вой аппарат = вещ…вой мешок
  • ситц…вый платок = ландыш…вый запах
  • изразц…вая печь = морж…вый клык
  • холщ…вый мешок = свинц…вые тучи
  • камыш…вые заросли = образц…вый ответ
  • глянц…вый журнал = кумач…вый флаг
Конструирование текста  Зимний лес.  Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … сугробы. Согнулись под тяжестью инея стволы…деревьев. Сорвется такая шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью. Спят …сосны.

Конструирование текста

Зимний лес.

Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … сугробы. Согнулись под тяжестью инея стволы…деревьев. Сорвется такая шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью. Спят …сосны.

Рефлексия (создайте синквейн по теме)

Рефлексия (создайте синквейн по теме)

Домашнее задание 1. Составить словарный диктант на изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное» 2. Выполнить упражнение № 3. Составить кроссворд по теме «Имя прилагательное как часть речи» 4. Игра-кроссворд (всем)

Домашнее задание

  • 1. Составить словарный диктант на изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное»
  • 2. Выполнить упражнение №
  • 3. Составить кроссворд по теме «Имя прилагательное как часть речи»
  • 4. Игра-кроссворд (всем)