Дата: 08.12.2022
Предмет: русский язык.
Класс: 5-А класс.
Тема «Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки м синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи».
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Вид урока: комбинированный
Цели:
образовательные:
повторить изученное о существительном и применить знания на практике
учить отличать существительное от других частей речи; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
развивать мотивацию к познавательной деятельности;
развитие умения аргументировать свои высказывания;
развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
воспитывающие:
Задачи:
повторить и обобщить значение и морфологические признаки существительного как части речи. Формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, в парах, в группах, фронтальная
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, оценочный лист
Планируемые результаты:
предметные:
Определять морфологические признаки имён существительного
Определять синтаксическую функцию в предложении
Определять орфограммы
Определять лексическое значение имён существительных.
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. -Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
2. | Мотивация. Актуализация опорных знаний | Организовывает проверку д/з. - Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что является основной единицей морфологии? - На какие две группы делятся все части речи? - Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? | Отвечают на вопросы учителя |
3. | Выявление места и причины затруднения | Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения. Лингвистическая разминка. «Отгадай-ка» -Ребята, вы любите загадки? Давайте попробуем отгадать. Отгаданные слова записываем на листочках, которые у вас лежат на столе. 1.Низок, да колюч, сладок, не пахуч, ягоды сорвешь-всю руку обдерешь.(Крыжовник) 2.Мы висим на тонких ветках, и на головах у нас беретки. Как только время подойдет-кабан нас сразу же найдет.(Желуди) 3.Мы вчера в лесок зашли, и чего мы там нашли? Он стоял на толстой ножке, в крепкой шляпке у дорожки.(Гриб) 4.Он ходит голову задрав, не потому, что гордый нрав, не потому, что важный граф, а потому, что он …(Жираф) 5.Живет в норке, грызет корки, короткие ножки, боится кошки.(Мышь) - Определите, к какой части речи относятся эти слова. -Что такое имя существительное? Какие грамматические признаки оно имеет? - Почему у нас возникли затруднения? | Отгадывают загадки, записывают отгадки. Отвечают на поставленные вопросы. |
4. | Определение темы урока. Целеполагание | Организовывает вывод темы и целеполагание. - Предположите, какая тема урока у нас сегодня. - Запишите тему в тетрадь. - Знакома ли вам эта тема? - Попробуйте, сформулировать цели нашего урока | Высказывают свои предположения. Имя существительное как часть речи Записывают тему. Формулируют цели урока. 1.Научиться отличать имена существительные от других частей речи 2.Вспомнить морфологические признаки существительного и синтаксическую роль существительного как части речи. |
5. | Актуализация знаний | Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала. Вы говорили о том, что будем вспоминать морфологические признаки, назовите раздел, который изучает их (уч. стр.44) -Морфология -Что она изучает? -Морфология изучает слово как часть речи. -Какой темой в разделе по счету является имя существительное? (Первая) -Насколько это важно? -Если мы запомним тему, то усвоение последующих тем будет легким и понятным -А имя существительное морфология изучает? (Да) -А что вы знаете об этой части речи? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по падежам, числам и родам, в предложении чаще всего бывает подлежащим) -Замечательно, а кто знает, от чего произошло имя существительное? -Тогда послушаем Леру, она нам даст небольшую историческую справку об этой части речи. -Какое место в русском языке занимает существительное среди других частей речи? Вывод: в русском языке имя существительное главная часть речи. -Мы с вами узнали, что имя существительное-главная часть речи. Пришло время узнать, что же оно может называть. Для этого выполним задание №2 на желтых карточках. (дети работают в парах с карточками, напечатанными на листочках, затем проверяют по слайду, выставляют себе баллы в карты) | Изучают теор. мат. учебника. |
6 | Первичное закрепление | Задание №2.Вставьте пропущенные буквы. Распределите их по колонкам. (слайд №6) М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова. Название людей Название предметов Название признаков Название действий Название животных Название веществ Олег зеркало смелость молотьба олень нефть пилот тетрадь радость стрельба собака малахит тракторист велосипед синева бег корова молоко Вывод. Что может называть имя существительное? Имя существительное может называть людей, предметы, признаки, действие, животных, веществ, т.е то, что нас окружает. | Отвечают на вопросы, выполняют задание совместно с учителем. 1) названия людей; (Олег, тракторист) 2) названия предметов. (Зеркало) 3) названия признаков; (Смелость, синева) 4) названия действий. (стрельба, бег) 5) названия животных; (Олень) 6) названия веществ. (Нефть, малахит, молоко) |
7 | Физкультминутка | Учитель называет слова, если ж. р.- руки вверх, м. р. - хлопают в ладоши, ср. р. приседают.(дом,мама,молоко,сыр,подружка,облако,ручка,бегемот,белье,белка) -Понравилась разминка? А теперь соберемся с мыслями и подумаем, какие признаки существительного в физкультминутке мы с вами сейчас называли?(морфологические) | Выполняют упражнения |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовывает работу над определением синтаксической роли сущ. в предложении. -А какие морфологические признаки существительного вы знаете? (Пост: собст.илинариц, одуш. или неодуш, скл, род; непост: падеж, число) Задание №3 -Хорошо, давайте проверим на примере текста, как вы умеете определять морфологические признаки(зеленые карточки) Проверяют (на слайде),в карте оценивают себя -Ребята, а много ли существительных в тексте?(8)Назовите их. (Приложение №2) Вывод: имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки -А может ли имя существительное иметь еще какую-нибудь роль? Какую? (синтаксическую) -Что это такое? -Это роль имени существительного в предложении, чем является (подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство) -А с чем мы должны поработать, чтобы определить роль существительного -Поработать с текстом. На слайде записаны предложения, в которых говорится о дереве. Вам нужно определить каким членом предложения является слово «дерево» в предложениях. Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. Сосна-это хвойное дерево. Из-за редких деревьев виднелись дома. Наш дом из дерева. -Какова роль может быть у имени существительного, чем оно может являться в предложении? Вывод: Имя существительное в предложении может быть разными членами предложения (подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством) -Ребята, скажите, эти предложения будут являться текстом? (Нет.).Тогда давайте попробуем составить текст из этих предложений, взять за основу любое(рассказывают друг другу, затем несколько текстов(2-3) рассказывают вслух) -Все справились, молодцы. | Работают самостоятельно. Проверяют друг у друга |
9. | Включение в систему знаний и повторение | У нас осталось еще одно задание. Заполнить таблицу и привести примеры. Грамматические признаки имени сущ-го Общее значение Предмет Морфологические признаки Одуш. и неодуш., род, число, падеж Синтаксическая роль в предложении Любой член предложения | Работают с теоретическим материалом учебника в парах, заполняют таблицу |
10. | Рефлексия | - Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Вам нужно выставить баллы в оценочном листе. | Оценивают свои знания |
11. | Задавание домашнего задания | Задаёт домашнее задание, комментирует. Домашнее задание дифференцированное. Если набрали 8 и более баллов, выполнить тест, у кого меньше тест и творческое задание «Написать сказку об имени существительном(по желанию) | Записывают домашнее задание |
12. | Подведение итогов | Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. | |
Приложение №1
Задание №2.Вставьте пропущенные буквы. Распределите их по колонкам.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
Название людей | Название предметов | Название признаков | Название действий | Название животных | Название веществ |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение№2
I вариант
Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признака: собственное,одушевленное,1склонение,ед.ч., тв.п, ж.р, в предложении дополнение
Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.
II вариант
Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признаками: нарицательное,одушевленное,1склонение, мн.ч, тв.п, ж.р. в предложении дополнение.
Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.
Приложение№3
Историческая справка об имени существительном.
Слово «существительное» произошло от древнерусского слова «сущий», т.е. существующий, имеющийся в действительности. Оно родственное слову «суть». С этой части речи началось освоение окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное. Без него речь была бы непонятна, скучна и однообразна.
Приложение№4
Оценочный лист
Класс ___ Ф.И. учащегося___
Вид работы | Балл | Оценивание себя | Оценивание соседа | Общее кол-во баллов | Оценка |
Задание №1. «Отгадай-ка» | 1б- 3-4 ошибки 2б- 1-2 ошибки 3б- 0 ошибок | * | | | |
Задание №2 Вставьте пропущенные буквы (работа в парах) | 1б- 3-4 ошибки 2б- 1-2 ошибки 3б- 0 ошибок | | * | | |
Задание №3 Определить морфологические признаки | 1б- 3-4 ошибки 2б- 1-2 ошибки 3б- 0 ошибок | * | | | |
Задание №4 Составить кластер | 1б за работу 0б –не работал | | * | | |
Норма оценок:
8 и более баллов-оценка «5»
6-7 -баллов-оценка «4»
5б- оценка «3»
Менее 5 баллов- оценка «2»