Индивидуальная итоговая работа
по результатам стажёрской практики
«Формирование и мониторинг УУД школьников
через организацию проектной деятельности»
Ф.И. О. учителя Харченко Наталья Павловна
Образовательная организация МБОУ СОШ №12
Тема проекта Мир профессий
Тип проекта познавательный
групповой
внутриклассный
среднесрочный
Предмет: Окружающий мир, внеурочная деятельность
Категория участников:
Учащиеся 3 класса
Сроки реализации ноябрь - декабрь
Проблема:
Почему так говорят: «Все профессии нужны, все профессии важны»?
Актуальность проекта:
Перед ребятами часто уже в начальной школе встает вопрос " Кем быть?". У учащихся представления о мире профессий весьма ограничены, в силу их небольшого жизненного опыта. А ведь в современном мире существует множество нужных, важных, интересных профессий.
Проект познакомит учащихся с разными профессиями, расширит кругозор.
Ознакомление с профессиями родителей обеспечит дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта:
педагогическая | ученическая |
Расширять знания детей о мире профессий, формировать интерес к профессиям, уважения к людям труда. | познакомиться с профессиями родителей класса, принять активное участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия на тему «Все профессии важны, все профессии нужны», создать альбом «Словарь профессий». |
Задачи
педагогическая | ученическая |
Показать значение человека как труженика, умельца, мастера своего дела. Познакомить с профессиями и результатами труда. Расширить представления обучающихся о профессиях. Воспитывать любовь к трудовой деятельности, уважение к людям труда и их профессиям. Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; Формировать навыки целеполагания, планирования, самоконтроля. Формировать адекватную самооценку, жизненную компетенцию. Развивать активную жизненную позицию, желание принимать участие в социально – значимых мероприятиях. | Собрать информацию о профессиях родителей для оформления газеты. Привлечь своих родителей к совместной творческой деятельности. При помощи взрослых организовать мероприятие «Все профессии важны, все профессии нужны». При помощи взрослых организовать конкурс рисунков «Кем я хочу быть». Создать альбом «Словарь профессий». |
Планируемые результаты
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, проявлять интерес к способам решения новой частной задачи, объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Метапредметные:
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками, оценивать свою работу по заданным критериям;
познавательные - добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию и преобразовывать из одной формы в другую;
коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе.
Предметные: различать профессии людей, приводить примеры взаимопомощи людей разных профессий.
Планируемый проектный продукт
Оформление альбома «Словарь профессий»
План проекта
Первый этап
подготовительный
№ | Содержание деятельности учащихся | Функции и ключевые задачи педагога |
1 | Чтение художественной литературы: • «Город добрых дел» Р. Скарри • «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях) • «А что у вас? » С. Михалков • «Кем быть? » В. Маяковский • «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари • «Доктор Айболит» К. Чуковский • «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов | Оказание помощи в осмыслении содержания произведений. Организация бесед, диалогов, дискуссий. |
2 | Найти пословицы, поговорки о труде. | Оказание помощи детям в осмыслении найденного материала. |
3 | Подготовка сообщений и рассказов о профессиях родителей. | Оказание консультативной помощи, подключение родителей к совместной деятельности. |
4 | Совместная работа с родителями по оформлению газеты ««Профессии моих родителей» (сбор информационного и иллюстративного материала, художественное оформление) | Оказание помощи в поиске, систематизации и обработке материала. Консультативная помощь в художественном оформлении газеты, привлечение родителей к совместной деятельности. |
Второй этап
основной
№ | Содержание деятельности учащихся | Функции и ключевые задачи педагога |
1 | Организация экскурсий на хлебозавод, банк, пожарную часть. | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности. |
2 | Что такое профессия? Специальность? Викторина «Что мы узнали о профессиях?» | Оказание консультативной помощи при обработке материала, привлечение родителей |
3 | Создание презентации «Парад профессий ». (Совместно с родителями). | Привлечение родителей, оказание консультативной помощи при обработке материала и оформлении презентации. |
4 | Конкурс рисунков «Кем я хочу быть» | Привлечение родителей к совместному творчеству, оказание консультативной помощи в систематизации материала и художественном оформлении выставки рисунков. |
5 | Подготовка и проведение внеклассного занятия на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» | Совместное обсуждение содержания сценария праздника, распределение объема работы, организация репетиций |
Третий этап:
Заключительный
подведение итогов
№ | Содержание деятельности учащихся | Функции и ключевые задачи педагога |
1 | Подготовка к созданию альбома «Словарь профессий» | Совместное обсуждение содержания альбома, распределение объема работы, |
2 | Оформление альбома «Словарь профессий» | Оказание помощи в организационных вопросах, художественном оформлении, выборе материала. |
3 | Презентация альбома «Словарь профессий» | Определение объема работы, распределение обязанностей и назначение ответственных. Привлечение родителей. |
4 | Подведение итогов проектной деятельности | Организация диалога по обсуждению результатов совместной деятельности. |
Критерии оценивания проектов
( По Марии Ступницкой )
Критерий «Постановка цели, планирование путей её достижения» (максимум 3 балла) | баллы |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план её достижения отсутствует | 1 |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 2 |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план её достижения | 3 |
Критерий « Постановка и обоснование проблемы проекта» (максимум 3 балла) | |
Проблема проекта не сформулирована | 0 |
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер | 1 |
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована | 2 |
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер | 3 |
Критерий « Глубина раскрытия темы проекта» ( максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающи, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий « Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» ( максимум 3 балла) | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относиться к теме работы | 1 |
Работа содержит не значительный объем подходящий информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий « Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта (масимум 3 балла) | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются не достаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий « Это личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий « Качество проведения презентации» (максимум 3 балла) | |
Презентация не проведена | 0 |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент | 3 |
Критерий « Качество проектного продукта» (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 3 |
Лист самооценки
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
Почти все сделали без меня.
Литература
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/07/24/osobennosti-raboty-nad-proektom-v (Особенности работы над проектом в начальной школе)
2. http://pogovorki.net/cat14/p3.html (Пословицы и поговорки про труд и работу)
3. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-dlja-shkolnikov-s-otvetami-tema-profesi.html (викторина о профессиях)
4. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D1%81%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8&lr=197&csg=2179%2C12150%2C45%2C22%2C0%2C1%2C0