Индивидуальный план повышения
профессионального уровня
воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ
Ф.И.О педагога – Хисамутдинова Люция Хамметросиковна
Образование – высшее, ИУЭи П (г.Казань), факультет психологии, профиль –дошкольное образование.
Категория – высшая квалификационная категория
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»
Методическая тема: «Коррекционно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность».
Технология, по которой работает воспитатель: технология системно-деятельностного метода воспитания, развития и обучения; принцип обогащения (апфликации).
Актуальность:
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое понимание закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» и находит свое отражение в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
Речевое развитие – это образовательная область, которая, согласно ФГОС ДО, входит в содержание основной образовательной программы дошкольного образования. Именно этой образовательной области я уделяю особое внимание в своей работе с детьми ОНР в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Сегодня уровень речевого развития у 5 летних детей ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность. Ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятыми другими детьми. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Наша задача – помочь ребенку приобрести умение красиво и правильно говорить, умение общаться, что является необходимым условием нормального личностного и социального развития ребенка, а также для полноценной подготовки к обучению в школе.
Сроки реализации индивидуального плана:
Начало реализации – 01.09.2015г.
Предполагается закончить: 31.08. 2020г.
Цели профессионального развития:
Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях реализации ФГОС ДО.
Развитие профессиональных компетенций как воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС .
Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Быть востребованным и значимым специалистом дошкольного воспитания в условиях модернизации системы образования.
Задачи:
разработать и внедрить в практику образовательной деятельности образовательные и воспитательные программы с применением ИКТ;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации на базе экспериментальной площадки МБДОУ №1 «Ласточка» ЗМР РТ
изучить психологические и возрастные особенности дошкольников;
организовывать досуги детей с учетом их интересов и склонностей, разнообразной развивающей деятельности ребенка;
продолжать формировать навыки самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
создавать условия для интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
развивать физические способности детей, основываясь на применении здоровьесберегающих технологий.
Основные направления самообразования:
профессиональное (образовательная деятельность) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей),
охрана здоровья
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности муниципальных методических объединений воспитателей, семинарах, конференциях муниципального, республиканского и всероссийского уровня, а также через участие в жизни детского сада.
Ожидаемый результат самообразования:
разработка рабочих программ, сценариев мероприятий с применением ИКТ;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях различного уровня с обобщением опыта.
План на 2015- 2016 у.г.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Изучение аспектов реализации ФГОС общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы. Изучение новинок коррекционно-речевого развития по логопедии ведущих специалистов и практиков. Изучить опыт работы дошкольных учреждений России по универсальной парциальной программе дошкольного образования «Веселый день дошкольника» - «ВеДеДо», обратить внимание на предлагаемый ими учебно-методический комплекс, основанный на принципах саморазвития при взаимодействии ребенка с предметно - развивающей средой. Изучение программно-дидактического комплекса «Логомер» в комплексной работе воспитателя и логопеда с учетом реализации ФГОС, предложенный интернет-проектом «Мерсибо». |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Составление и участие в программе личностного роста в сообществе воспитателей на муниципальных методических объединениях и семинарах. Составить сообщение по внедрению ИКТ с целью повышения мотивации детей к образовательной деятельности в работу воспитателя логопедической группы. Разработать анкету для родителей «Применение ИКТ на логопедических занятиях» Разработать модель мониторинга речевого развития для выявления результатов с применением ИКТ и без применения ИКТ. Разработать проектную деятельность по теме: «Почва – живая земля», участвуя в рамках инновационной деятельности экспериментальной площадки МБДОУ №1 ЗМР РТ по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность». |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Создание рабочей программы логопедической группы старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Постоянное участие в вебинарах интернет-проекта «Мерсибо» для логопедов и воспитателей логопедических групп. Участие в вебинаре, организованный ТЦ «Сфера» по теме: «Коррекционно – развивающая работа (логопедическая) с детьми с ОВЗ (на примере книг, журналов и пособий «ТЦ СФЕРА»)» Выступление на методическом семинаре для логопедов и воспитателей логопедических групп на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в логопедической практике» Участие в днях открытых дверей (демонстрация образовательной деятельности, круглого стола, консультаций для родителей). Участие в конкурсах: XI республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» и программа инновационных проектов «Идея-1000» Конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования», организованный ФИРО РФ «VI Всероссийский конкурс методических разработок и авторских программ «Педагогическое мастерство». Участие в конкурсах, проводимые в рамках международной правоохранительной акции «Марш-парков» на республиканских и всероссийских уровнях. Участие в фестивале инновационных идей по экологическому воспитанию в рамках проекта Эко-школа/ Зеленый флаг. Участие на ежегодной конференции «Казанские научные чтения студентов и аспирантов» при ИУЭиП (г. Казань) Публикации в ежемесячной газете для работников образования «Открытый урок» Публикации в Социальной сети работников образования разработок НОД и досугов, выступлений, творческих и практических работ. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе муниципальных МО для логопедов и воспитателей логопедических групп и в семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях. Ведение персонального сайта http://multiurok.ru/konsuello/lenta/ Участие в работе персонального сайта МБДОУ №1 «Ласточка» Открытые НОД, мастер-классы, стендовые доклады на дошкольном, муниципальном и республиканском уровне. Консультативная помощь молодым коллегам, родителям. Анализ методов, форм, способов инновационной деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка инновационных проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
План на 2016- 2017 у.г.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Пройти курсы повышения квалификации воспитателей ДО. Изучение аспектов по реализации ФГОС общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы. Изучение новинок коррекционно-речевого развития по логопедии ведущих специалистов и практиков. Изучить теоретические аспекты исследования социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах, рассмотреть программу экспериментального исследования этого процесса, /опыт работы Курского института образования; приложение на сайте dovosp.ru/ Изучить примерную программу основного образовательного дошкольного образования «Мозаика» как современный подход к организации образовательного процесса, рассмотреть ее приоритетные направления. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Составление и участие в индивидуальном образовательном маршруте в сообществе воспитателей на муниципальных методических объединениях и семинарах. Составить сообщение по теме: «Родители как участники образовательных отношений: актуальные вопросы взаимодействия в логопедической практике». Разработать проект по планированию и взаимодействию детского сада и семьи в логопедической группе. Разработать анкету для родителей «использование интернет - ресурсов в домашних условиях» Разработать пробную онлайн-конференцию как одну из форм взаимодействия педагогов ДО с родителями. Разработать проектную деятельность по теме: «Мое дерево», участвуя в рамках инновационной деятельности экспериментальной площадки МБДОУ №1 ЗМР РТ по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность». |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Составление и корректировка рабочей программы логопедической группы старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Постоянное участие в вебинарах интернет-проекта «Мерсибо» для логопедов и воспитателей логопедических групп. Принять участие со своими воспитанниками на массовой международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок». / http://infourok.ru/konkurs/ Выступление на методическом семинаре для логопедов и воспитателей логопедических групп на тему: «Родители как участники образовательных отношений: актуальные вопросы взаимодействия в логопедической практике». Участие в днях открытых дверей (демонстрация образовательной деятельности, круглого стола, консультаций для родителей). Организовать в собственной группе конкурс воспитанников и их семей на тему: «Рукописная семейная книга как средство социально-нравственного воспитания» Участие в конкурсах: Лучший конспект занятия, организованный международным русскоязычным социальным образовательным Интернет проектом «МААМ.RU» Всероссийский образовательный конкурс профессионального мастерства и личных достижений работников образовательных учреждений «Педагогическое открытие» ; «VI Всероссийский конкурс методических разработок и авторских программ «Педагогическое мастерство». Участие в конкурсах, проводимые в рамках международной правоохранительной акции «Марш-парков» на республиканских и всероссийских уровнях. Участие в фестивале инновационных идей по экологическому воспитанию в рамках проекта Эко-школа/ Зеленый флаг. Участие на ежегодной конференции «Казанские научные чтения студентов и аспирантов» при ИУЭиП (г. Казань) Публикации в ежемесячной газете для работников образования «Открытый урок» Публикации в Социальной сети работников образования разработок НОД и досугов, выступлений, творческих и практических работ. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе муниципальных МО для логопедов и воспитателей логопедических групп и в семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях. Ведение персонального сайта http://multiurok.ru/konsuello/lenta/ Участие в работе персонального сайта МБДОУ №1 «Ласточка» Открытые НОД, мастер-классы, стендовые доклады на дошкольном, муниципальном и республиканском уровне. Консультативная помощь молодым коллегам, родителям. Анализ методов, форм, способов инновационной деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка инновационных проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
План на 2017- 2018 у.г.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Пройти курсы повышения квалификации дистанционно по теме: «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)», /https://pedcampus.ru/ Изучение аспектов по реализации ФГОС общего образования. Изучение новинок психолого – педагогической литературы. Изучение новинок коррекционно-речевого развития по логопедии ведущих специалистов и практиков. Изучить структурно-функциональную модель образовательного процесса в современной системе дошкольного образования, рассмотреть взаимосвязь структурных и функциональных блоков, /опыт работы Института повышения квалификации Удмурской республики, г.Ижевска; приложение на сайте dovosp.ru/ Изучить труды М.Нечаева (д.п.н., профессора «Московского института открытого образования ») по теме: «Развитие воспитательной среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Составление плана участия на муниципальных методических объединениях и семинарах. Составить сообщение по теме: «Родители как участники образовательных отношений: актуальные вопросы взаимодействия в логопедической практике». Разработать комплекс дидактических игр с использованием ИКТ по театрально-игровой деятельности. Разработать консультацию для родителей с использованием ИКТ по теме: «Эмоционально развивающие игры с детьми 5-7 лет с ОНР». Разработать сообщение с использованием ИКТ по теме: «Методическое управление эколого-педагогическим процессом в детском саду: новый взгляд на проблему», участвуя в рамках инновационной деятельности экспериментальной площадки МБДОУ №1 ЗМР РТ по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность». |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Составление и корректировка рабочей программы логопедической группы старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Постоянное участие в вебинарах интернет-проекта «Мерсибо» для логопедов и воспитателей логопедических групп. Принять участие со своими воспитанниками на конкурсе детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия», организованный заочным консультативно-психологическим центром «Талант с колыбели». Открытое занятие на методическом семинаре для логопедов и воспитателей логопедических групп на тему: «Организация интегрированной образовательной деятельности в рамках коррекционно-речевой работы ». Участие в днях открытых дверей (демонстрация образовательной деятельности, круглого стола, консультаций для родителей). Организовать в собственной группе конкурс воспитанников и их семей на тему: «Новогодние театрализованные миниатюры». Участие в конкурсах: Конкурс образовательных программ и методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий», организованный факультетом повышения квалификации профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелниского института социально-педагогических технологий и ресурсов». Участие в конкурсах, проводимые в рамках международной правоохранительной акции «Марш-парков» на республиканских и всероссийских уровнях. Участие в фестивале инновационных идей по экологическому воспитанию в рамках проекта Эко-школа/ Зеленый флаг. Участие на ежегодной конференции «Казанские научные чтения студентов и аспирантов» при ИУЭиП (г. Казань) Публикации в ежемесячной газете для работников образования «Открытый урок» Публикации в Социальной сети работников образования разработок НОД и досугов, выступлений, творческих и практических работ. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе муниципальных МО для логопедов и воспитателей логопедических групп и в семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях. Ведение персонального сайта http://multiurok.ru/konsuello/lenta/ Участие в работе персонального сайта МБДОУ №1 «Ласточка» Открытые НОД, мастер-классы, стендовые доклады на дошкольном, муниципальном и республиканском уровне. Консультативная помощь молодым коллегам, родителям. Анализ методов, форм, способов инновационной деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка инновационных проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
План на 2018- 2019 у.г.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Изучение аспектов по реализации ФГОС общего образования. Пройти курсы по обучению детей чтению, математике по методике Н.Зайцева. Изучение новинок психолого – педагогической литературы. Изучение новинок коррекционно-речевого развития по логопедии ведущих специалистов и практиков. Изучить опыт работы коллег Е.Корягиной, И. Парфененковой /МБДОУ №82 г. Орел/ по теме: «О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с ОНР». Изучить труды Д. Гусева (к.п.н., доцент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета) по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития» |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Составление плана участия на муниципальных методических объединениях и семинарах. Составить сообщение по теме: «Компьютерные игры в жизни современных дошкольников». Расширить предметно-развивающую среду по формированию потребности в оздоровительной деятельности и двигательной активности, используя инновационные здоровьесберегающие технологии. Разработать консультацию для молодых специалистов с использованием ИКТ по теме: «Подготовка детей к обучению в школе». Разработать открытое занятие, участвуя в рамках инновационной деятельности экспериментальной площадки МБДОУ №1 ЗМР РТ по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность». |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Составление и корректировка рабочей программы логопедической группы старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Постоянное участие в вебинарах интернет-проекта «Мерсибо» для логопедов и воспитателей логопедических групп. Принять участие со своими воспитанниками на конкурсе детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия», организованный заочным консультативно-психологическим центром «Талант с колыбели». Открытое занятие на методическом семинаре для логопедов и воспитателей логопедических групп на тему: «Организация интегрированной образовательной деятельности в рамках коррекционно-речевой работы ». Участие в днях открытых дверей (демонстрация образовательной деятельности, круглого стола, консультаций для родителей). Участие в конкурсах: Конкурс разработок по опытно-экспериментальной деятельности «Крибле! Крабле!Бумс!», организованный журналом «Дошкольная педагогика» и издательством Детство-Пресс» Принять участие со своими воспитанниками в проекте одаренных детей «Алые паруса» в номинации «Художественно-прикладное творчество» с темой «Мир профессий». Участие в конкурсах, проводимые в рамках международной правоохранительной акции «Марш-парков» на республиканских и всероссийских уровнях. Участие в фестивале инновационных идей по экологическому воспитанию в рамках проекта Эко-школа/ Зеленый флаг. Участие на ежегодной конференции «Казанские научные чтения студентов и аспирантов» при ИУЭиП (г. Казань) Публикации в ежемесячной газете для работников образования «Открытый урок» Публикации в Социальной сети работников образования разработок НОД и досугов, выступлений, творческих и практических работ. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе муниципальных МО для логопедов и воспитателей логопедических групп и в семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях. Ведение персонального сайта http://multiurok.ru/konsuello/lenta/ Участие в работе персонального сайта МБДОУ №1 «Ласточка» Открытые НОД, мастер-классы, стендовые доклады на дошкольном, муниципальном и республиканском уровне. Консультативная помощь молодым коллегам, родителям. Анализ методов, форм, способов инновационной деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка инновационных проектов и исследовательских работ» Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
План на 2019- 2020 у.г.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Пройти обучение методики преподавания развивающих игр В.В. Воскобович. Изучение аспектов по реализации ФГОС общего образования. Изучение новинок психолого – педагогической литературы. Изучение новинок коррекционно-речевого развития по логопедии ведущих специалистов и практиков. Изучить международный опыт организации дошкольного образования с целью возможности интеграции (изучить сравнительный анализ систем дошкольного образования стран Болгарии и Франции) |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Составление плана участия на муниципальных методических объединениях и семинарах. Разработать проект природоохранной акции «Береги воду». Разработать комплекс нестандартных дидактических игр по обучению грамоте. Разработать НОД по теме «Природа моей малой Родины» участвуя в рамках инновационной деятельности экспериментальной площадки МБДОУ №1 ЗМР РТ по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность». Разработать авторский познавательный досуг «Зеленая аптека» для детей старшего дошкольного возраста. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Составление и корректировка рабочей программы логопедической группы старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Постоянное участие в вебинарах интернет - проекта «Мерсибо» для логопедов и воспитателей логопедических групп. Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/ Открытое занятие на методическом семинаре для логопедов и воспитателей логопедических групп на тему: «Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей». Участие в днях открытых дверей (демонстрация образовательной деятельности, круглого стола, консультаций для родителей). Организовать в собственной группе конкурс воспитанников и их семей на тему: «Люби и знай родной свой край». Участие в конкурсах: Конкурс методических разработок, занятий, внеклассных мероприятий и праздников для дошкольников и младших школьников «Лучшая методическая разработка», организованный сайтом «От рождения до школы» Участие в конкурсах, проводимые в рамках международной правоохранительной акции «Марш-парков» на республиканских и всероссийских уровнях. Участие в фестивале инновационных идей по экологическому воспитанию в рамках проекта Эко-школа/ Зеленый флаг. Участие на ежегодной конференции «Казанские научные чтения студентов и аспирантов» при ИУЭиП (г. Казань) Публикации в ежемесячной газете для работников образования «Открытый урок» Публикации в Социальной сети работников образования разработок НОД и досугов, выступлений, творческих и практических работ. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе муниципальных МО для логопедов и воспитателей логопедических групп и в семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях. Ведение персонального сайта http://multiurok.ru/konsuello/lenta/ Участие в работе персонального сайта МБДОУ №1 «Ласточка» Открытые НОД, мастер-классы, стендовые доклады на дошкольном, муниципальном и республиканском уровне. Консультативная помощь молодым коллегам, родителям. Анализ методов, форм, способов инновационной деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка инновационных проектов и исследовательских работ» Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |