Индивидуальная тема по самообразованию:
«Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Работа начата в 2017 году.
Завершение предполагается в 2021 году.
Актуальность исследования. Сегодня государство делает ряд значимых шагов для повышения качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. Цель специального образования определена в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (2010) как «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи, специальных методов, приемов, средств обучения и расширением образовательного пространства.
Несмотря на тенденции к инклюзии, преобладающей формой получения образования умственно отсталыми детьми продолжает оставаться обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В этой связи особую важность представляет поиск наиболее эффективного содержания нравственного воспитания умственно отсталых школьников. Существенная роль в формировании основ эстетического воспитания учащихся принадлежит начальному этапу обучения, поскольку в младшем школьном возрасте происходит повышение ответственности умственно отсталого ребенка, расширяется круг его общения, формируется область обязанностей, определяющихся принятыми нравственными ценностями.
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений, адекватно воспринимать правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, в искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную деятельность (В.А. Артемов, А.В. Запорожец, Б.М. Теплое, П.М. Якобсон и др.)
Эстетическая воспитанность: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержание и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
Эффективность развития эстетичности умственно отсталого школьника зависит от восприятия и ощущения. Замедленная ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства - музыкой, скульптурой, живописью. И конечно, так или иначе, он все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с культурой человечества.
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что она, прежде всего, включает в сферу педагогического воздействия чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональных дифференцировок. В ходе эстетического воспитания заметно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля. Общение с прекрасным вызывает потребность вникнуть в его существо, а умелое руководство педагога побуждает к некоторым новым мыслительным операциям. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память умственно отсталых школьников; включение их в художественную деятельность снижает моторную скованность, способствует формированию навыков культурного поведения. Создание вокруг детей эстетической атмосферы вызывает у них чувства удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя соответствующие интересы и потребности.
Цель эстетического воспитания - научить школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с идейно-политическим, нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его убеждений и чувств.
По мнению таких педагогов, как Рубинштейн С.Я., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. и других, воспитание и обучение имеют ведущую роль в развитии личности. Они считают, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечения в художественную деятельность в тесной связи с требованиями жизни способны обеспечить глубокое постижение эстетических понятий, поднять ребенка до уровня понимания подлинного искусства, красоты и эстетического творчества.
Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников осуществляется в различных видах деятельности. Внеучебная деятельность, в отличие от учебной, не регламентируется едиными обязательными программами, функционирует на добровольной основе, охватывает значительное по объему время в распорядке дня воспитанников, располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями воспитательного влияния на формирование нравственных качеств личности младших школьников (Г.В. Васенков, В.М. Мозговой, А.Н. Смирнова, Е.Д. Худенко и др.). Среди различных видов внеучебной деятельности выделяют спортивную, трудовую, художественную, в состав которой входит театрализованная деятельность.
Искусство всегда занимало ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Значительная роль драматизации и театрализованной деятельности в системе воспитания детей с особыми образовательными потребностями (И.Г. Вечканова, В.В. Заболтана, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, A.B. Никитина, JI.A. Повстян, И.В. Семенченко и др.). JI.C. Выготский рассматривал театрализованную деятельность, как один из наиболее распространенных и доступных детям видов творческой активности, отражения жизненных впечатлений, использующим различные символические конструкции, синтезирующим единство игры, речи, выразительного движения, музыки, зрительного образа.
Таким образом, социальная значимость проблемы, анализ научно-педагогической литературы и практического опыта организации нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности позволил выявить ряд существенных противоречий между: - потребностью общества в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников и реальными возможностями его осуществления во внеучебной театрализованной деятельности, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы;
- необходимостью повышения эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников и недостаточной разработанностью научного и методического, а также кадрового обеспечения этого процесса во внеучебной театрализованной деятельности;
- своеобразием возрастных и психолого-педагогических особенностей умственно отсталых учащихся и недостаточным его учетом в ходе эстетического воспитания младших школьников в процессе внеучебной театрализованной деятельности.
Таким образом, существующие противоречия определяют актуальность нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Вышеперечисленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников в процессе внеучебной деятельности?
Цель исследования: определить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности.
Объектом исследования является процесс эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия эффективности процесса эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса эстетического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта во внеучебной деятельности повысится, если:
- учитывается своеобразие эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности;
- обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности, включающей следующие компоненты: цель, задачи, принципы (общие, частные, специфические), общие факторы воспитания, адаптированное возможностям детей содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат;
- определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику развития уровней эстетической воспитанности младших школьников и результативность эстетического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности; выявлены уровни сформированности эстетической воспитанности младших школьников: относительно высокий, средний, низкий;
Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили следующие задачи исследования.
1. Уточнить понятия «эстетическое воспитание умственно отсталого младшего школьника», раскрыть своеобразие эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности.
2. Определить критерии, показатели, выявить и охарактеризовать уровни эстетической воспитанности умственно отсталых младших школьников.
3. Разработать и апробировать модель эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности.
4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий эффективности эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной деятельности.
Методологическую основу исследования составили труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов, посвященные:
- системному подходу и общей теории систем теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Филонов и др;
- концепции культурно-исторического подхода к развитию высших психических функций (Л.С. Выготский);
- компенсации нарушенных функций (П.А. Анохин, А.Р. Лурия, A.A. Ухтомский); положению о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей и качественном своеобразии развития ребенка с нарушением интеллекта (А.Н. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Л.В. Занков, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин);
- концепции воспитания учащихся, отвечающей особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления образования (A.B. Антонова, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Бондаревская, Г.В. Васенков, О.С. Газман, В.Г. Горецкий, O.A. Денисова, Е.Г. Замолоцких, И.П. Иванов, Л.М. Кобрина, В.М. Мозговой, Л.А. Рапацкая, А.З. Свердлов, Н.М. Сокольникова, В.В. Ткачева и др.).
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были применены следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделирование; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, психодиагностика (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, аудио- и видеозаписей, психолого-медико-педагогической документации, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, ранжирование, социометрия), педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Базой исследования явились специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 92 VIII вида
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано комплексное научно-методическое обеспечение по проблеме исследования, разработанные материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, в создании учебно-методических пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.