Индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий.
Составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г.
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность программы
Цель коррекционно-развивающей программы.
Задачи коррекционно - развивающей программы.
Принципы коррекционно-развивающей работы
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы по степени активности познавательной деятельности.
Методы организации деятельности и опыта поведения.
Методологическая основа рабочей коррекционнообразовательной программы для младших школьников с ЗПР 10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметам
П.Содержание программы по предметам в начальной школе
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно
развивающих занятий
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
Материально-техническая база
Справочная литература
Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда - необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционноразвивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия - это значительная замедленность процесса
переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математике
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании
совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Цель программы:
- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционно-развивающие:
развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несуще ственных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого
вида:
планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога; -
осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие: 1. Формирование социально-нравственного поведения:
ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля;
Эстетическое и экологическое воспитание.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
принцип усложнения заданий, упражнений;
принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
принцип доступности обучения;
принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и узнавания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие временных понятий;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков относительно анализа;
развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
Методы организации и осуществления учебно - познавательной
деятельности:
словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
Методы по степени активности познавательной деятельности:
Методы организации деятельности и опыта поведения:
Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основе: «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. - М.: Школьная пресса, 2004 «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.
Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.
Формы проведения коррекционных занятий:
индивидуальные занятия
групповые занятия
Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.
Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР рассчитана на 102 часа. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Календарно тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1. | Обследование. | 1 | 07.09 | |
2. | Предложение и слово. Слово и слог. | 1 | 08.09 | |
3. | Классы и разряды, запись чисел. | 1 | 14.09 | |
4. | Текст и предложение. | 1 | 15.09 | |
5. | Сложение многозначных чисел. | 1 | 21.09 | |
6. | Употребление ь и ъ. Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. | 1 | 22.09 | |
7. | Сложение многозначных чисел. | 1 | 28.09 | |
8. | Употребление ь и ъ. Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. | 1 | 29.09 | |
9. | Сложение многозначных чисел. | 1 | 05.10 | |
10. | Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. | 1 | 06.10 | |
11. | Вычитание многозначных чисел. | 1 | 12.10 | |
12. | Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. | 1 | 13.10 | |
13. | Вычитание многозначных чисел. | 1 | 19.10 | |
14. | Части речи и члены предложения. | 1 | 20.10 | |
15. | Вычитание многозначных чисел. | 1 | 26.10 | |
16. | Части речи и члены предложения. | 1 | 27.10 | |
17. | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 | 09.11 | |
18. | Неопределённая форма глаголов. Формы времени глаголов. | 1 | 10.11 | |
19. | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 | 16.11 | |
20. | Формы времени глаголов. | 1 | 17.11 | |
21. | Решение уравнений. | 1 | 23.11 | |
22. | Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения. | 1 | 24.11 | |
23. | Решение уравнений. | 1 | 30.11 | |
24. | Спряжение глаголов. Глаголы I и II спряжения. | 1 | 01.12 | |
25. | Решение уравнений. | 1 | 07.12 | |
26. | Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. | 1 | 08.12 | |
27. | Решение примеров в несколько действий. | 1 | 14.12 | |
28. | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | 15.12 | |
29. | Решение примеров в несколько действий. | 1 | 21.12 | |
30. | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | 22.12 | |
31. | Решение примеров на порядок действия. | 1 | 28.12 | |
32. | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 | 11.01 | |
33. | Решение примеров на порядок действия. | 1 | 12.01 | |
34. | Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные второстепенные члены предложения. | 1 | 18.01 | |
35. | Решение задач. Вычисляем периметр многоугольника. | 1 | 19.01 | |
36. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 25.01 | |
37. | Переводим единицы длины. | 1 | 26.01 | |
38. | Изменение частей речи по числам и родам. | 1 | 01.02 | |
39. | Решение задач. Вычисляем площадь. | 1 | 02.02 | |
40. | Спряжение и склонение. | 1 | 08.02 | |
41. | Геометрические задачи. | 1 | 09.02 | |
42. | Имена существительные 1, 2, 3 склонений. | 1 | 15.02 | |
43. | Решение задач. | 1 | 16.02 | |
44. | Имена существительные 1, 2, 3 склонений. | 1 | 22.02 | |
45. | Решение задач. | 1 | 01.03 | |
46. | Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Употребление гласных е-и в падежных окончаниях имён существительных разных склонений. | 1 | 02.03 | |
47. | Решение задач. | 1 | 09.03 | |
48. | Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Употребление гласных е-и в падежных окончаниях имён существительных разных склонений. | 1 | 15.03 | |
49. | Умножение на однозначное число. | 1 | 16.03 | |
50. | Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. | 1 | 22.03 | |
51. | Деление на однозначное число. | 1 | 23.03 | |
52. | Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. | 1 | 05.04 | |
53. | Деление на однозначное число. | 1 | 06.04 | |
54. | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | 12.04 | |
55. | Умножение многозначных чисел. | 1 | 13.04 | |
56. | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | 19.04 | |
57. | Умножение многозначных чисел. | 1 | 20.04 | |
58. | Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа. | 1 | 26.04 | |
59. | Умножение многозначных чисел. | 1 | 27.04 | |
60. | Проверка безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | 03.05 | |
61. | Деление многозначных чисел. | 1 | 04.05 | |
62. | Правописание падежных форм личных местоимений. | 1 | 10.05 | |
63. | Деление многозначных чисел. | 1 | 11.05 | |
64. | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | 17.05 | |
65. | Деление многозначных чисел. | 1 | 18.05 | |
66. | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | 24.05 | |
67. | Деление многозначных чисел. | 1 | 25.05 | |
68. | Правописание слов. | 1 | 31.05 | |
| ИТОГО | 1 | 68 ч | |
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
-Наблюдение в ходе занятий.
-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.
Материально- техническая база:
-школьная доска, цветные мелки,
-магнитная доска, магнитные буквы,
-использование ИКТ
-учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам, -словари, справочники,
-таблицы настенные, таблицы раздаточные,
-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты -словарь в картинках,
- словарь печатных слов,
-таблицы по развитию речи и другие пособия -таблицы сложения, умножения.
Справочная литература:
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь 3 класс» / Л. Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2005.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.: ил. / (Серия «Из опыта педагога»)
Учебник «Математика» 3 класс, в 2 частях. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и др., 4-ое издание-М.: Просвящение, 2008г.
Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005.
«Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. - М.: Школьная пресса, 2004.