На каждом занятии должны решаться общие (интегративные) и специфические (наиболее существенные для данной группы) задачи. Каждое занятие включает задачи по развитию произвольности деятельности, мышления, речи, относящие к интегративной части программы, специфические задачи, наиболее существенные для данной группы. Другие частные задачи, которые обусловлены не столь выраженными нарушениями, ставятся не на каждом занятии, а поочередно. Поскольку коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, то на каждом из них решается не менее 6 задач, которые соотносятся с разделами программы.
Занятия проводятся в сенсорной комнате с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
- системность подачи материала.
Занятия индивидуальные, согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка. Длительность занятия 15 минут.
- ритуал прощания.
Месяц | Развитие высших психических функций | Развитие эмоционально-волевой сферы | Развитие личностной сферы |
сентябрь | | Углубленная диагностика. Знакомство с ребенком. Наблюдение за ним в игре, во взаимодействии с детьми. |
октябрь | 1-я неделя | «Что чувствуют пальчики?» тактильное восприятие «теплый-холодный». Мелкая моторика. | Преодоление стрессовых состояний в период адаптации. Игра «Качаем зайку». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Учить узнавать свое настроение в зеркале, использовать указательный жест. Схема тела. Игра «Кто это?» |
2-я неделя | «Что чувствует язычок?» Вкусовые ощущения «сладкий – соленый». Мелкая моторика. | Игра «Мишка топает ногами» Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем. «Кто спрятался?». |
3-я неделя | «Что слышат ушки?» Слуховое восприятие «громкий – тихий». Мелкая моторика | «Совушка сова» Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Топни ножкой». |
4-я неделя | «Что видят глазки?» Зрительное восприятие «светлый – темный». Мелкая моторика. | «Улыбка солнца» (изотерапия). Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Чья игрушка?». |
ноябрь | 1-я неделя | «Что видят глазки?» Зрительное восприятие «светлый – темный». Мелкая моторика. | Психогимнастика «Ежик в лесу». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Развитие навыков взаимодействия со взрослым. «Дай, посмотри, т.п.». |
2-я неделя | Ласковое солнышко. Восприятие цвета (желтый). Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Возьми игрушку». |
3-я неделя | Веселый мухомор. Восприятие цвета (красный). Мелкая моторика. | «Волшебная трава» (изотерапия). Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Передай игрушку». |
4-я неделя | Теплый дождик. Восприятие цвета (синий). | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Кати мяч». |
декабрь | 1-я неделя | Шаловливая лягушка. Восприятие цвета (зеленый). Мелкая моторика. | Психогимнастика «Напоим котенка молоком». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Продолжать учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем. «Кто спрятался?» Игра «Что умеют мои ручки». |
| 2-я неделя | Разноцветные шары. Воспритятие цвета (красный, синий, зеленый, желтый).Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Что умеют мои ножки». |
3я неделя | Разноцветные шары. Воспритятие цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Мелкая моторика. | «Снег-снежок» (изотерапия). Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Узнаю себя и других». |
4-я неделя | Разноцветные шары. Воспритятие цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Передай мяч». Учить взаимодействовать со взрослым, развитие эмоциональности. |
январь | 1-я неделя дом. задание | Шар, круг. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. Мелкая моторика. | Игра «Маме улыбаемся». Развитие умения рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение. Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Ласковый ребенок». Учить ребенка подражать эмоционально-тактильным способам взаимодействия со взрослым, игрушкой. |
2-я неделя дом. задание | Шар, круг. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Кукла Катя в гостях». Развитие игровой деятельности, предметных действий с ними. |
3-я неделя мониторинг | Куб и квадрат. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. Мелкая моторика. | Игра «Улыбнись, поклонись». Развитие умения рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение. Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Самолетик-самолет». Учить выполнять действия по подражанию взрослому. |
4-я неделя | Куб и квадрат. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Прокати мяч». Развитие умения взаимодействовать с игрушкой. |
5-я неделя | Треугольник и крыша. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Брось мяч». Развитие умения взаимодействовать с игрушкой. |
февраль | 1-я неделя | Треугольник и крыша. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. Мелкая моторика. | Психогимнастика «Божья коровка». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Игра «Мишка заболел». Развитие игровой деятельности, эмоциональности, зрительного контакта с ней. |
| 2-я неделя | Круглое – не круглое. Обобщающее занятие по ориентировке в форме. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Веселые игрушки». Учить давать игрушку-погремушку взрослому, греметь ею под пение взрослого. |
3-я неделя | Круглое – не круглое. Обобщающее занятие по ориентировке в форме. | «Волшебные дорожки» (изотерапия). Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Машина». Развитие эмоционально-положительного отношения к игрушке. |
4-я неделя | Сказка «Три медведя». Восприятие величины (большой – маленький). Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Где собачка?» Учить выделять игрушку среди других предметов, совершать предметные действия с ней. |
март | 1-я неделя | Чей хвост длиннее? Восприятие велечины (длинный – короткий). Мелкая моторика. | «Лягушки в болоте». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Мишка спит и пляшет». Учить выполнять действия по просьбе взрослого, наблюдать за действиями взрослого, игрушки. |
2-я неделя | Сказка «Теремок». Восприятие величины (широкий – узкий). Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Веселые игрушки». Учить давать игрушку-погремушку взрослому, греметь ею под пение взрослого. |
3-я неделя | Восприятие величины (толстый – тонкий). Мелкая моторика. | «Космос». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Спрячем зайку в домик». Учить выполнять действия по просьбе взрослого, наблюдать за действиями взрослого, игрушки. |
4-я неделя | Мои игрушки. Обобщающее занятие по ориентировке в форме. Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Где собачка?» Учить выделять игрушку среди других предметов, совершать предметные действия с ней. |
апрель | 1-я неделя | Восприятие пространства (высоко-низко). Мелкая моторика. | Психогимнастика «Спал цветок». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Пошумим». Развитие эмоциональности, формирование «щипкогого» захвата предмета. |
2-я неделя | Восприятие пространства (далеко – близко). Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Веселые игрушки». Учить давать игрушку-погремушку взрослому, греметь ею под пение взрослого. |
3-я неделя | Часть и целое. Предметы. Мелкая моторика. | Психогимнастика «Лучики тепла». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Варим суп, кашу». Учить захватывать мелкие предметы, удерживать ложку и совершать вращательные движения. |
| 4-я неделя | Радуга. Восприятие цвета. Мелкая моторика. | Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Где собачка?» Учить выделять игрушку среди других предметов, совершать предметные действия с ней. |
май | 1-неделя | Закрепление пройденного материала за год. | Психогимнастика «Пчелка на цветке». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | Учить выделять себя, понимать обращенную речь (интонацию). «Мое» и «не мое» |
2-я неделя | Психогимнастика «Пчелка на цветке». Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения). | «Дружная семейка». Формировать интерес к игрушкам, к общению с взросмым. |
3-4-я неделя | Мониторинг |