СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 рабочего посёлка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ №25

____________О.С.Ращук










Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

педагога-психолога

Агарковой Раисы Николаевны

На 2024-2025гг

Тема самообразования:

« Формирование адекватной самооценки у дошкольников»

















2024

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

педагога-психолога

Агарковой Р.Н.

на 2024/2025 уч. год



Цель: Психолого-педагогическое содействие формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Задачи самообразования:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

Подобрать комплекс диагностических методик для определения уровня самооценки детей в старшем школьном возрасте.

Разработать рекомендации родителям и педагогам.

Создать игротеку.

Способствовать:

- снятию у дошкольников состояния эмоционального дискомфорта;

- развитию у них позитивного и критического отношения к себе, сверстникам и окружающему миру;

- формированию умения принимать адекватные (в соответствии с возрастными особенностями) решения;

- повышению уровня компетентности родителей в вопросах формирования самооценки у дошкольников.


Актуальность выбранной темы.

Дошкольный возраст – это время когда начинает формироваться личность. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития…», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.

В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты и проявление самостоятельности, инициативности в разных видах детской деятельности. Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Старший дошкольник сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения педагогов действий и результатов детей-дошкольников позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в формировании детской оценки и самооценки.

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.


Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы


  1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М. ,2008

  2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.

  3. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – С. 61 – 67.

  4. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.

  5. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983. - № 8. С. 55 – 61. 

  6. Психолого- педагогическая теория деятельности Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева;

  7. Теория личностно-ориентированного подхода к обучению Ш. А. Амонашвили, И.С. Якиманской.


Методики исследования самооценки


  • Лихачева Е.Н. Социальный профиль ребенка.

  • Методика Захарова А.В. «Определение эмоционального уровня самооценки».

  • Методика Лампен Д. в адптации Пономаренко Л.П. «Дерево».

  • Р.С. Немова Р.С. «Какой Я».

  • Методика Щур В.Г., Якобсона С.С. «Лесенка»;

Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию задач методической темы

1.Выбор темы. Постановка целей и задач по данной проблеме. (Ноябрь)

2.Составление перспективного плана работы по выбранной теме. (Ноябрь)

3.Разработка цикла занятий, мероприятий, развлечений, игр. (В течение года)

4.Разработать дидактические игры (В течение года)

5.Разработка консультаций для родителей (В течение года)

6.Составление анкет для выявления знаний родителей о самооценке детей. (В течение года)

7.Подбор диагностического материала. (Начало года)

Работа с родителями и педагогами

1. Подбор информационного материала для родителей и педагогов (Ноябрь)

2. Консультация для родителей и педагогов (Декабрь)

3. Оформление папки-передвижки для родителей и педагогов (Январь)

4. Анкетирование родителей и педагогов (Февраль)


Перспективное планирование работы с детьми

по методической теме педагога-психолога

на 2024-2025 год

Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут. Продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет.


Тема занятия

Кол-во занятий

Цель

Содержание занятий

Примечание

1

Знакомство.



1

Познакомить детей друг с другом.

Создание положительного эмоционального фона.

1.Игра «Кто в теремочке живёт?».

2.Игра с мячом «Меня зовут..».

3.Игра с мячом «Я назову всех».

4.Знакомство с ритуалом встречи и ритуалом прощания.

5.Прощание.


2

Наши органы чувств.

2

Показать роль органов чувств в познании окружающей деятельности, их значение для развития общения. Обучить детей приемам расслабления. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа о единстве человека и природы:

а) взаимодействие человека и природы;

б) человек – частица окружающего мира;

в) для чего нужны глаза, уши, нос, рот, кожа?

3.Игра «Четыре стихии».

4.Динамическая игра «Посылка от обезьянки».

5.Релаксация.

6.Прощание.


3

Язык жестов.

2

Научить детей по особенностям жестов и выразительных движений различать определенное состояние человека. Развивать активное внимание. Учить детей приемам расслабления.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра на переключение внимания.

3.Беседа о языке жестов:

а) поведение животных в природе и в зоопарке;

б) объяснить, что такое жест, мимика?;

в) как по движениям можно определить состояние человека?

4.Этюды на выразительность жеста.

5.Пантомимика: показать, как ведет себя человек, когда ему холодно, когда болит голова, живот.

6.Игра «Кто это?».

7.Релаксация.

8.Прощание.


4

Язык чувств.

Основные эмоции.

2

Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей. Развитие произвольного внимания.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Послушай и сосчитай» (хлопки, удары, бубен).

3.Чтение и рассматривание картинок книги В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

4.Беседа «Эмоции и их проявления».

5.Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

6.Игра «Скучно, скучно так сидеть».

7.Игра «Зеваки».

8.Релаксация.

9.Прощание.

См. тему 2.








используют пиктограммы

5

Наша память.

2












Показать роль памяти в процессе общения друг с другом. Развитие слуховой памяти.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Повтори за мной».

3.Игра «Слушай и исполняй».

4.Беседа о памяти:

а) способность сохранять и своевременно воспроизводить информацию;

б) зрительная память;

в) слуховая память;

г) двигательная память;

д) эмоциональная память.

5.Дидактическая игра по сюжетным картинкам.

6.Релаксация.

7.Прощание.


6

Я – это я.

1

Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Замри» (под музыку «Я, ты, он, она – вместе целая страна»).

3.Этюд «Это я! Это мое!».

4.Игра «Кто я?».

5.Игра «Я самый нужный».

6.Рисование «Автопортрет».


7

Мои чувства и желания.

1

Учит детей говорить о своих чувствах и желаниях. Дать ребенку понять, что настроение зависит от его желаний и ситуаций. Развитие наблюдательности, внутренней свободы, раскованности.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа «Моя мечта».

3.Чтение книги С.Я. Марша4.Игра «Тень».

5.Игра «В магазине зеркал».

6.Игра «Передача чувств», «Робот».

7.Рисование – раскрашивание квадратов в разные цвета «Какого цвета чувство..».

8.Прощание.


8

Мои фантазии.

1

Развитие активности, самостоятельности, творческих способностей и воображения, произвольности. Создание эмоционально-положительного фона.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Я инопланетянин».

3.Игра «Ниточка и иголочка».

4.Рисование «Я в будущем».

5.Прощание.


9

Мой характер.

2

Учить детей определять и сравнивать основные черты характера у людей, осознавать себя, как личность со всеми присущими ей чертами, совершенствовать навыки самоконтроля.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа о положительных и отрицательных чертах характера:

а) поступки и характер;

б) нежелательные поступки;

в) кого мы называем добрым, честным, вежливым;

г) правила доброты, честности, вежливости.

3.Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» с последующим обсуждением.

4.Этюды на отображение положительных черт характера.

5.Этюды на отображение отрицательных черт характера.

6.Игра «Ролевая гимнастика».

7.Игра «Мальчик» (девочка) - наоборот.

8.Игра «Волшебное слово».

9.Разыгрывание ситуаций.


10

Я владею своим телом.

1

Дать почувствовать детям, что мышечное расслабление по их воле может сменяться приятным расслаблением. Преодоление замкнутости, скованности детей.

1.Игра «Сигнал».

2.Беседа о расслаблении и напряжении мышц. Показать тряпичную куклу и пластмассовую.

3.Упражнение на расслабление мышц рук; расслабление мышц рук,

ног и корпуса; расслабление

мышц живота.

4.Игра «Мы на пляже».

5.Релаксация.


11

Я и другие.

2

Формировать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, они разные. Воспитывать умение общаться друг с другом, смотреть в лицо и глаза друг другу. Сплочение группы. Повышение самооценки.

1.Игра «Сигнал».

2.Дидактическая игра «Мы разные».

3.Игра «Я самый нужный (важный)».

4.Игра «Поводырь».

5.Игра «Обезьянка и зеркало».

6.Игра «Слушай команду».

7.Игра «Поезд».

8.Игра в мяч «Назови ласково другого».

9.Игра «Я самый хороший».

10.Окажи внимание другому.

11.Релаксация.


12

Я и мои друзья.

2

Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.

1.Игра «Сигнал».

  1. Беседа «Дружба – что это такое?».

а) Когда вы впервые встретились, что вы знали друг о друге?

б) Кто как дружит в вашей группе?

в) Прослушивание песни «О дружбе» композитора

И Шаинского.

г) А кто из вас сделал для друга что-нибудь хорошее?

3.Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Два товарища».

4.Рисование «Портрет друга».

5.Выставка портретов друзей.

6Игра «На льдине».

7.Релаксация.

Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в дет. Сад».

13

Давай никогда не ссориться.

2

Дать детям представление о ссорах, что является их причиной, как их можно избежать. Учить детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях. Развитие слухового внимания.

1.Игра «Сигнал».

2.Дидактическая игра «Не поделили игрушку».

3.Игра «Что мы слышим за окном, за дверью, в комнате?».

4.Чтение инсценировка английской народной песенки в переводе С.Маршака «Котята»..

5.Беседа «Кто уступает первый».

6.Подвижная игра «Нам не тесно».

7.Релаксация.


14

Я умею владеть собой.

2

Учить детей контролировать и управлять своим поведением, поступками и речью в процессе общения. Развивать произвольную активность. Формировать эмоционально-волевую сферу.

1.Игра «Сигнал».

2.Игра «Жмурки».

3.Игра «Сборщики».

4.Игра «Иголка и нитка».

5.Игра «Разведчики».

6.Игра «Расставляем посты».

7.Игра «Дракон кусает свой хвост».

8.Игра «Возьми и передай».

9.Релаксация.


15

Как поступить.

2

Учить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

1.Игра «Сигнал».

2.Здороваемся по кругу.

3.Разыгрывание ситуаций.

4.Дидактическая игра «Умей извиняться».

Чтение стихотворения Г. Остера «Вредные советы».