Индивидуальный план самообразования
Алиевой Гульназ Халимовны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Базарно-Матакская СОШ» Алькеевского МР РТ
2014-2018
Тема школы:
«Применение системно - деятельностного подхода, как способ формирования мотивированной компетентной личности»
Тема самообразования:
«Реализация системно - деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»
Анкета учителя:
1.Ф.И.О. Алиева Гульназ Халимовна
2. Образование: высшее, УГПУ им. И.Н. Ульянова
3. Квалификационная категория: высшая, 2013
4. Курсы:
1. Курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по теме: «Особенности организации инклюзивного обучения: разработка и реализация адаптированных программ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования», г. Казань, 108 часов. Удостоверение № 162405788524, выдано 1 декабря 2017г.
2.Курсы повышения квалификации учителей начальных классов при Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" по теме
"Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО" 72 часа, с 8 февраля по 19 февраля 2016 г., удостоверение, регистрационный номер КФУ УПК 044294 , г. Казань, дата выдачи 19 февраля 2016 года;
5. Аттестация: 2013 год
6. Стаж: 21/17/6
7. Тема самообразования: «Реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»
8. Начало работы: 2014 год
9. Завершение работы: 2018 год
«Реализация системно - деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.
Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП.
Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.
Поэтому передо мной стоят проблемы:
как организовать учебную деятельность учащихся;
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при СДП:
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – у меня получится! Я умею!
Цели:
-освоение и внедрение системно - деятельностного подхода на уроках и во внеурочных занятиях с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Задачи:
Изучение методической литературы и опыта по внедрению системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.
Внедрение технологии в учебный процесс.
Разработка карты результативности по внедрению СДП.
Ожидаемые результаты:
повышение качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по предметам.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Подтвержение |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2014-2015 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов. 3.Изучение литературы. | "Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО" ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2015-2016 | Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов
| «Рефлексия урока. Методы и приёмы рефлексии» |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016-2018 | 1. Разработка уроков с использованием системно-деятельностной технологии.
2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками | Урок математики во 2 классе на тему «Делимое, делитель, частное». Участие на всероссийском фестивале педагогического творчества 2015/2016 уч. года. Сертификат СВ 51/2251-1 |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2017-2018 | 1.Участие и результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-классы по теме. 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. | |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2017-2018 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на персональном сайте | |
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках и во внеурочных занятиях:
Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.), работа на интерактивной доске.
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предметов.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на педагогических сайтах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать интерактивных ресурсов, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предметов.
Результаты работы над темой самообразования поместить на личном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.