Урок 5-6. Информация и её свойства. Информационные процессы. Сбор и обработка информации.
предметные – общие представления об информации и её свойствах; общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;
личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
-
обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы;
-
формирование на этой основе представления об информации;
-
рассмотрение подходов к классификации информации;
-
рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств;
-
формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
-
знакомство учащихся с понятием информационного процесса;
-
рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;
-
рассмотреть разные типы и способы обработки информации.
Ход урока
-
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы урока
-
Разбор нового материала (фронтальный опрос)
Информация (с лат. осведомление, разъяснение, изложение) – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Человек получает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.
Информация для человека – это содержание сигналов, воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Сигналы могут быть непрерывными и дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Виды информации:
- визуальная;
- аудиальная;
- обонятельная;
- вкусовая;
- тактильная.
Свойства информации:
- объективность (не зависит от чьего-либо суждения);
- достоверность (соответствует действительности);
- полнота (её достаточно для принятия решения);
- актуальность (важна в настоящий момент времени);
- понятность (на языке, которым человек владеет);
- ясность (смысл информации доступен для человека).
Последовательная смена состояний в развитии чего-либо называется процессом.
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Обработка информации – целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Задача №1.
Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
-
Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
-
Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
-
Саша всегда побаивался физики;
-
Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
-
Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
-
Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?
Ответ: Аня – математика, Саша – география, Лена – физика, Вася – литература, Миша – информатика.
Задача №2.
Три подружки – Аня, Света и Настя купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете – не голубой. В белом стаканчике – не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль. Какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек?
Ответ: Аня – ванильный в голубом стаканчике; Света – банановый в зелёном; Настя – клубничный коктейль в белом стаканчике.
Задача №3.
В кондитерском отделе супермаркета посетители обычно покупают либо один торт, либо одну коробку конфет, либо один торт и одну коробку конфет. В один из дней было продано 57 тортов и 36 коробок конфет. Сколько было покупателей, если 12 человек купили и торт, и коробку конфет?
Задача №4.
Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: А, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A,C,E. На втором – любая гласная, если первая буква – гласная, и любая согласная, если первая буква – согласная. На третьем месте – одна из бусин C,D,E, не стоящая в цепочке на первом месте. Сколько цепочек можно создать по этому правилу?
Задание №1
Выполните алгоритм и запишите результат
Начало
Напишите слово УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Удалите все буквы А
Замените букву Е на букву К
Удалите буквосочетание РС
Замените букву В на букву А
Поменяйте местами букву К и букву А
Сообщите ответ
Конец
Задание №2
Имеются 12-литровый бочонок, наполненный квасом, и два пустых бочонка — в 5 и 8 л. Попробуйте, пользуясь этими бочонками:
а) разделить квас на две части — 3 и 9 л;
4 8 0
4 3 5
9 3 0
б) разделить квас на две равные части. Составьте алгоритмы.
12 0 0
4 8 0
4 3 5
9 3 0
9 0 3
1 8 3
1 6 5
6 6 0
-
Практическая работа (учебник, стр.185, задания 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7)
-
Подведение итогов урока и выставление оценок
Домашнее задание: учебник, §1.1, §1.2 читать, стр.22, упр.8 (письм.), сайт https://урокцифры.рф, пройти урок Цифры и принести сертификат.
4