СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация и её свойства. Информационные процессы. Сбор и обработка информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока 5-6 по теме"Информация и её свойства.  Информационные процессы. Сбор и обработка информации"

Просмотр содержимого документа
«Информация и её свойства. Информационные процессы. Сбор и обработка информации»

Урок  5-6. Информация и её свойства. Информационные процессы. Сбор и обработка информации.

предметные – общие представления об информации и её свойствах; общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;

личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

  1. обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы;

  2. формирование на этой основе представления об информации;

  3. рассмотрение подходов к классификации информации;

  4. рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств;

  5. формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  6. знакомство учащихся с понятием информационного процесса;

  7. рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;

  8. рассмотреть разные типы и способы обработки информации.


Ход урока

  1. Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы урока

  2. Разбор нового материала (фронтальный опрос)

Информация (с лат. осведомление, разъяснение, изложение) – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.

Информация для человека – это содержание сигналов, воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Сигналы могут быть непрерывными и дискретными.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями нет разрывов.

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Виды информации:

- визуальная;

- аудиальная;

- обонятельная;

- вкусовая;

- тактильная.

Свойства информации:

- объективность (не зависит от чьего-либо суждения);

- достоверность (соответствует действительности);

- полнота (её достаточно для принятия решения);

- актуальность (важна в настоящий момент времени);

- понятность (на языке, которым человек владеет);

- ясность (смысл информации доступен для человека).

Последовательная смена состояний в развитии чего-либо называется процессом.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Обработка информации – целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Задача №1.

Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

  1. Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;

  2. Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;

  3. Саша всегда побаивался физики;

  4. Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;

  5. Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;

  6. Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?

Ответ: Аня – математика, Саша – география, Лена – физика, Вася – литература, Миша – информатика.

Задача №2.

Три подружки – Аня, Света и Настя купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете – не голубой. В белом стаканчике – не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль. Какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек?

Ответ: Аня – ванильный в голубом стаканчике; Света – банановый в зелёном; Настя – клубничный коктейль в белом стаканчике.

Задача №3.

В кондитерском отделе супермаркета посетители обычно покупают либо один торт, либо одну коробку конфет, либо один торт и одну коробку конфет. В один из дней было продано 57 тортов и 36 коробок конфет. Сколько было покупателей, если 12 человек купили и торт, и коробку конфет?

Задача №4.

Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: А, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A,C,E. На втором – любая гласная, если первая буква – гласная, и любая согласная, если первая буква – согласная. На третьем месте – одна из бусин C,D,E, не стоящая в цепочке на первом месте. Сколько цепочек можно создать по этому правилу?

Задание №1

Выполните алгоритм и запишите результат

Начало

Напишите слово УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Удалите все буквы А

Замените букву Е на букву К

Удалите буквосочетание РС

Замените букву В на букву А

Поменяйте местами букву К и букву А

Сообщите ответ

Конец

Задание №2

Имеются 12-литровый бочонок, наполненный квасом, и два пустых бочонка — в 5 и 8 л. Попробуйте, пользуясь этими бочонками:

а) разделить квас на две части — 3 и 9 л;

4 8 0

4 3 5

9 3 0

б) разделить квас на две равные части. Составьте алгоритмы.

12 0 0

4 8 0

4 3 5

9 3 0

9 0 3

1 8 3

1 6 5

6 6 0


  1. Практическая работа (учебник, стр.185, задания 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7)

  2. Подведение итогов урока и выставление оценок

Домашнее задание: учебник, §1.1, §1.2 читать, стр.22, упр.8 (письм.), сайт https://урокцифры.рф, пройти урок Цифры и принести сертификат.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!