СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация на тему: «Приемы работы с терминами и понятиями на уроках биологии с обучающимися с интеллектуальными нарушениями»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении обучающихся любой дисциплине и, конечно, биологии и экологии.

Просмотр содержимого документа
«Информация на тему: «Приемы работы с терминами и понятиями на уроках биологии с обучающимися с интеллектуальными нарушениями»»

Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: [email protected]; сайт: http://bolhov-int.obr57.ru





Информация на тему:

 «Приемы работы с терминами и понятиями  на уроках биологии с обучающимися с интеллектуальными нарушениями»








Учитель биологии: Шапошникова Т.Н.











Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении обучающихся любой дисциплине и, конечно, биологии и экологии.

Слово «термин» в переводе с латинского terminus означает «граница, предел». Термин – это «слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» . Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержание понятия. Термины школьного курса биологии и экологии связаны с понятиями науки и входят в определение понятия.

Термин неразрывно связан с понятием, без понятия он не существует. Как правило, термин служит названием понятия и отражает содержание его. Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего количества свойств и признаков выделяет наиболее существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, что и находит отражение в термине. Отсюда вытекает, что, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснить смысловое значение термина, так как это будет способствовать выделению главных признаков соответствующему термину понятия. Это особенно важно при усвоении обучающимися основ науки и познании ее сложного языка.

При изучении биологии продуктивное усвоение научных терминов не может основываться на механическом запоминании, а требует специального управления. Учитель в процессе обучения должен создать специальные ситуации, условия, способствующие развитию обучающихся, их знаний и мыслительной деятельности. Одно из таких условий – систематическая терминологическая работа.

Понятия, составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. Поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения:

1) в каждом биологическом разделе выделить основные понятия;

2) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия;

3) установить внутри межпредметные связи;

4) проанализировать, как у обучающихся формируется система ведущих понятий. Качество усвоения научного языка биологии связано с системой терминологической работы, состоящей из следующих методов и приемов:

1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух;

2) работа над усвоением орфографии новых терминов;

3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в тетрадях;

4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием;

5) индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов;

6) морфологический и фонетический анализ терминов;

7) аналитико-синтетический анализ;

8) использование терминов в различных учебных ситуациях

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии как в общеобразовательной средней, так и в коррекционной школе. Однако нужно дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядностинаглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у обучающихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу

Для закрепления основных терминов, понятий, их определений, которые часто используются в учебном процессе и играют важную роль в усвоении знаний, можно использовать:

• терминологические диктанты;

• грамматические диктанты с целью правильного написания терминов и понятий;

• графические диктанты;

• составление схем, таблиц по тексту с использованием основных терминов и понятий;

• отгадывание ребусов;

• составление и использование готовых кроссвордов с биологическими терминами;

• выполнение тестовых заданий и т.д.

Нравятся обучающимся задания и такого плана, например, предлагается вставить пропущенные слова в тексте или написать предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке, или зашифровать новые термины. Объяснение терминов обычно дается по разделам в соответствии с изучением тем школьной программы, поэтому ученикам полезно завести словарь биологических терминов, куда по мере прохождения материала, записываются толкование последних. Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания. 

Формы продуктивной работы с терминами и понятиями 

Для того чтобы подготовить учащихся к усвоению необходимо на протяжении всего процесса обучения последовательно разъяснять употребляемые термины. Специально организованная терминологическая работа способствует усвоению и запоминанию понятий, которые обозначены определенными терминами:

1) семантическая работа – в работе с научными терминами русского происхождения для объяснения смыслового значения.

2) в работе с терминами иностранного происхождения – выявление этимологии, их русский перевод, так как он чаще всего содержит в себе смысловое содержание понятия.

3)неоднократное повторение, проговаривание терминов вслух.

4)запись на доске, в тетрадях.

5)морфологический и фонетический анализ термина.

6)индуктивный и дедуктивный путь введения новых понятий.

Из понятий, устанавливаемых наукой, состоит знание. Ведение понятия зависит от логического конструирования учебного материала. В 5-х – 8-х классах для направления внимания обучающихся больше подходит дедуктивный метод. На уроке определение понятий является главнейшим логическим приемом формирования знаний.

Первый этап – выделение главных и сопутствующих понятий.

Второй этап – определение основных свойств и главного признака понятия.

Третий этап – выбор, каким путем вводить понятия индуктивным или дедуктивным.

7)регулярная работа с терминологическим словарем.

8)использование терминов в различных учебных ситуациях. Это неоднократное возвращение, конкретизация, расширение, углубление понятия. Закрепление понятия на уроках осуществляется во время выполнения тренировочных упражнений.

На уроке выписываются термины, с которыми надо работать на уроке. Кроме биологических понятий выделяются слова, которые используются для разъяснения нового понятия или слова, определяющие главные признаки, свойства понятия.

Например: при введении темы земноводные кроме терминов: земноводные, выписываются термины: кожная железа, веки, оцепенение, ядовитая железа, перепонка, слизистая железа, слизь, кости скелета, передние конечности.

Эти термины можно разъяснять по ходу изучения основного материала или перед объяснением нового, чтобы восприятие было целостным. Лексическое значение слов записывается в рабочую тетрадь.

Первое использование новых терминов проводятся на этом же уроке. Говорят термин считается усвоенным, если использовать в своей речи хотя бы 3 раза.



Для закрепления терминов:

1)обучающимся предлагается, используя выписанные на доске новые термины, составлять предложения по содержанию, раскрывающие суть или свойства нового понятия.

2)для развития пересказа содержания даются на доске опорные слова, последовательно используя которые, обучающийся составляет короткий ответ или рассказ. Например по теме «Размножение пресмыкающихся» : внутреннее, оплодотворенное яйцо, желток, кожистая оболочка – ящерицы змеи, известковая скорлупа – яйцеживорождение.

3)для закрепления знаний обучающимся предлагаются следующие задания-упражнения: составить словарь, пользуясь текстом учебника одного параграфа или темы.

4)подготовить карточки, на которых с лицевой стороны крупным шрифтом написать термин, с другой стороны – определение этого термина мелким шрифтом.

5)написать определение термина, используя текст учебника. Подчеркнуть главные свойства.

6)иначе, чем в учебнике сформулировать предложение, чтобы правильно выразить мысль.

7)составить короткий конспект абзаца учебника – это способствует отбору и систематизации материала.

8)пользуясь текстом параграфа составить вопросы (в кавычках написать ответы).

9)составить кроссворд.

10) составить небольшой рассказ с одной ошибкой.

11)упражнение на узнавание термина по определению.

12)терминологический диктант на уроке занимает мало времени, дает хороший результат в работе. Обучающиеся знают, что по терминам будет письменный диктант и это нацеливает их на запоминание. По каждой теме можно составить диктант на 2 варианта. Пока первый вариант пишет определение термина, второй под диктовку пишет определение и дописывает термин.

13)для тренировки и проверки памяти, при закреплении проводится игра на запоминание. Учитель читает слова пара с небольшой паузой, ученик должен мысленно создать ассоциативные связи между этими парами.

Например:

гадюка – лес,

уж – лягушка,

гюрза – пустыня,

веретенница – ящерица

Многие термины и понятия курса были в свое время названы образно, метафорически – способом сравнения вновь открытого с тем, что было знакомо людям по жизненному опыту. При работе с таким понятиями необходимо привлекать дополнительные сведения из истории науки, искусства, религии, мифологии, культуры и быта, благодаря которым они «оживут» и запомнятся надолго. Поэтому желательно иметь в кабинете биологии толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, который может быть оформлен в виде красочной книги-раскладушки, настенного календаря, каталога. Например, термин «орган» имеет греческое происхождение, которое означает «орудие», «инструмент»; греческое слово «скелетос» означает «высохшее, мумифицированное», что объясняется старинным способом приготовления скелета на солнце или в горячем песке; сердечный клапан – от немецкого «клаппе» – «крышка, заслонка, закрывание просвета»; хрящи гортани – перстневидный, щитовидный, черпаловидный – получили свое название за сходство с соответствующими предметами.

В 5-8 классах для активизации познавательного интереса обучающихся при работе на уроке с понятиями уместно включать занимательные упражнения и мини-игр способствующие пониманию и запоминанию того или иного понятия или термина. Такие задания будут способствовать подготовке обучающихся к более глубокой и продуктивной работе с понятиями.. 



Задание «Перевертыши»

Составь названия известных деревьев из слогов на карточках (карточки- анаграммы также готовят заранее и прикрепляют за раскрытыми «крыльями» доски):


 сосна 


ни- вен- ца- лист 


- лиственница 


поль-то 


- тополь 


рис-па- ки 


- кипарис 


  


тан- каш 


- каштан 


би-ря- на 


- рябина

  

Таким образом, овладение обучающимися научным языком биологии связано с системой терминологической работы, включающей следующие приемы: запись терминов на доске (предъявление словокарточек), проговаривание их вслух и про себя, создание словаря специальных терминов, усвоение их орфографии, выявление этимологии и семантики терминов, их синтез и анализ, соотнесение терминов с понятиями и др.

В завершение необходимо особо подчеркнуть, что кропотливая работа над специальными терминами позволяет не только проверить, как усваиваются те или иные понятия учащимися с интеллектуальной недостаточностью, но и предупредить возможные пробелы в самом начале их формирования. Иначе говоря, учителю следует тщательно работать над содержанием самих понятий, что будет способствовать, в конечном счете, лучшему запоминанию обучающимися терминов, которыми они обозначаются.