Информационная переработка текста на уроках русского языка как компонент формирования метапредметных результатов
План доклада:
Информационная переработка текста: определение, виды, назначение.
Работа со сплошным текстом на уроке русского языка.
Несплошной текст: особенности восприятия.
Учебно-исследовательская работа – один из методов работы с информацией.
Информационная переработка текста: определение, виды, назначение.
Современная жизнь ставит перед учеником важные цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе, умение быстро ориентироваться в информационном поле, перерабатывая тексты различных видов. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Вместе с этим получение качественного образования зависит от способности обучающегося читать различные тексты, находить необходимую информацию, осмыслять и интерпретировать прочитанное, применять в своей работе.
Под информационной переработкой текста понимают процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Информационная переработка текстов различных стилей – это написание на их основе планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. п. Различные виды переработки текста позволяют:
- в устной или письменной форме сократить исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта);
- развёрнуто или кратко передать его содержание (в форме устного пересказа, подробного, сжатого и выборочного изложения, аннотации, оглавления);
- создать оригинальный текст на основе текста-источника (в жанре реферата, резюме);
- выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок).
Работа с текстом на уроке русского языка – основной вид работы, а также одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Именно текст – то учебное поле, на основе которого учитель планирует все виды работы: грамматические разборы, задания по развитию речи, синтаксические и пунктуационные упражнения. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Работа со сплошным текстом на уроке русского языка.
Сплошной текст в учебной деятельности – основной вид текста, на основе которого построена большая часть заданий и упражнений. По новым стандартам обновленных ФГОС неотъемлемой частью работы с текстом стало «овладение умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного текста». Необходимость научить:
- искать главную и второстепенную информацию;
- искать явную и скрытую информацию.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с составлением заданий на основе сплошного текста:
Понимание и усвоение учебного материала параграфа, теории, правил.
Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.
«Присвоение» знаний, умение воспроизвести изученный текст.
Составление плана (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный).
Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, работы с литературными первоисточниками.
Задачи с избытком информации, когда нужно отделить значимую информацию от «шума».
Задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
Главная цель обучающегося: умение отражать полученную информацию. Понимание текста зависит от типа текста, вида чтения и читательских умений. Важно знакомить учеников с технологией продуктивного чтения. Умение работать со схемой, читать схему, декодировать информацию – ради того, чтобы в устной форме пересказать информацию.
Этапы работы с учебной информацией на уроках русского языка (на примере заданий из упражнений):
Выявить существенные характеристики объекта (Прочитайте, найдите сложные предложения, определите их вид)
Сравнение объектов (Сравните синтаксический разбор сложного и простого предложений)
Информация об отношениях и связях (Каковы смысловые отношения между предложениями)
Информация о мыслительных операциях, производимых автором (С какой целью автор использует в своем тексте пословицу?)
Развитие метапредметных навыков предполагает обобщенные способы решения учебных задач, развитие исследовательских и коммуникативных умений, умение работать с разными источниками информации.
Новые требования к образованию побуждают развивать такие способы информационной переработки текста, которые будут необходимы не только в процессе обучения русскому языку, но и в ежедневом функционировании человека в информационном пространстве.
Задания по функциональной грамотности позволяют учащимся ответить на вопросы: что это за информация? Где я ее нашел? Что значит «работать с информацией? Как я смогу применить её в дальнейшем?
Например, на сайте издательства «Просвещение» есть различные виды заданий по формированию читательской грамотности. На уроках в 7 классе при изучении темы «Рецензия и аннотация» возможно использование данного материала. Это целесообразно на этапе закрепления знаний по данной теме, что позволит напомнить жанровые особенности аннотации как особого типа переработки текста, а также развивает навыки работы с текстом при выполнении заданий по читательской грамотности.
Задания:
Внимательно прочтите текст аннотации.
Почему данный текст относится к аннотации?
Что означает выражение «макушка планеты»?
Какие средства художественной выразительности используются?
Выполните задание на понимание смысла текста: отметьте «да» и «нет» для каждого утверждения.
Составьте схему «Признаки аннотации».
https://media.prosv.ru/func/lk/bank?mode=1&literacy_type=5
В ходе решения ситуации ученик освоит (научится):
— использовать информацию из текста;
— интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста;
— делать простые умозаключения на основе информации, изложенной в тексте в явном виде;
— преобразовывать одну форму представления данных в другую.
Учебное пособие, в котором содержится ситуация:
Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова [и др.]. / под ред. Г. С. Ковалёвой, Л. А. Рябининой. — Читательская грамотность : сборник эталонных заданий : выпуск 2 : часть 1 : учебное пособие : — Москва ; Санкт-Петербург : Просвещение, 2021. — (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
Несплошной текст: особенности восприятия.
Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят:
- графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;
- различные планы (помещения, местности, сооружения);
- входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).
Традиционно на уроках русского языка учитель при работе над определённой темой обращается к различным иллюстрациям, рисункам, таблицам, алгоритмам и т.п.
Остановимся на некоторых приёмах работы с различными видами несплошных текстов, которые были использованы в работе:
Заполнение рабочего листа-гармошки при изучении темы «Глагол как часть речи» в 5 классе. Данный вид работы позволяет в течение нескольких минут проверить знания о глаголе как о части речи: общее грамматическое значение, вопросы, на которые отвечает, провести орфографическую работу по повторению орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне слова». На последнем этапе работы можно предложить задание: Составьте рассказ о глаголе как о части речи.
Выполнение рисунка «Часть речи» при изучении тем повторения из раздела «Морфология». По рисунку необходимо рассказать о какой-либо части речи, отразить ее грамматические признаки.
Изготовление входного билета в музей, театр при изучении темы «Текст и его отличительные признаки» в 6 классе. Данное задание позволяет дать представление о разных типах текста, о различных способах представления информации и о характере самой информации как важной составляющей любого текста. На этапе представления самих билетов целесообразно использовать работу в парах, когда дети могут проанализировать характер отраженной информации.
Выполнение заданий на рабочем-листе «Чередование гласных в корне слова» при изучении темы «Чередование гласных о-а в корнях рос-раст-ращ». На первой стороне рабочего листа представлено правило в схематичной форме, на развороте – кроссворд по данной теме и предложения на данное орфографическое правило. Такая форма работы активизирует учащихся, необычный способ подачи учебного материала позволяет запомнить сложную информацию, представленную в интересной форме.
Задания по географической карте. Географическая карта может располагаться на стене в кабинете или может быть представлена на слайде. При изучении многих тем обращаемся к работе с картой и даем задания:
- найдите на карте несклоняемые имена существительные и составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод (напр. озеро Онтарио);
- используя сравнительные степени прилагательных, сравните реки России, Уральские горы и горы Алтая;
- составьте текст-экскурсию по реке Волге, используя сложные предложения;
- предложить учащимся нарисовать свою собственную карту-остров «Лексика».
Для работы с несплошным текстом можно предложить следующий алгоритм анализа:
Как называется текст?
В какой форме представлен текст?
Какая информация представлена в тексте?
Какую закономерность данных можно наблюдать?
Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?
Какое практическое значение имеют эти данные?
При работе с несплошными текстами учащиеся прежде всего учится понимать разные типы текстов, особенно специальные, сопоставлять визуальный знак с
информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы иначе, содержат особые формальные указания на связи внутри текста. Для учащихся важно научиться свободно получать информацию, представленную в любой текстовой форме. При этом нужно помнить, что такой текст должен быть понят учащимися, интерпретирован и переведен в сплошной текст.
Правильно организованная работа с несплошными текстами будет способствовать повышению результатов учащихся по основной образовательной программе на разных этапах ее усвоения. Эти умения, конечно же, пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami/viewer
4.Учебно-исследовательская работа – один из методов работы с информацией.
Учебно-исследовательская работа – один из методов информационной переработки текста, включающий самые различные способы работы с информацией. Если в предыдущих разделах мы рассматривали отдельные приемы информационной переработки текстов как путь выполнения учебной задачи, то учебно-исследовательская работа представляет собой сплав различных методов и видов обработки информации. Это различные методы исследования, анкетирование, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.
Учащиеся 10 класса в рамках проектной деятельности издавали номера электронной и печатной классной газеты, отражающей события школьной жизни. В течение учебного года было выпущено 3 номера газеты «Сага Поколения Х». Защищая данный проект, учащиеся заняли 1 место на школьной научно-практической конференции и данная работа была оценена на «5» в учебной дисциплине «Проектная деятельность».
В деятельности учащихся по созданию школьной газеты можно выделить следующие методы формирования информационной компетенции:
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы в библиотеках и т.д.;
- задания по созданию собственных текстов публицистического стиля;
- задание на упорядочение информации;
- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
- подготовка доклада и презентации на защиту проекта;
- составление содержания, выводов, оформление библиографии.
Комплексное использование данных методов позволяет сделать вывод о том, что создание проекта, участие в учебно-исследовательской работе – один из важнейших форматов информационной переработки текста, неотъемлемая часть формирования метапредметных результатов, соответствующих новым стандартам образования.
Выводы:
Информационная переработка текста – важнейшая составляющая в учебной деятельности школьника, т.к. именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Работа со сплошным текстом позволяет формировать ключевые общеучебные умения: от понимания до «присвоения» новой информации.
Различные виды работы с несплошным текстом активизируют восприятие учебного материала, делают процесс обучения ярким и интересным.
Учебно-исследовательская деятельность – симбиоз видов информационной переработки текста и важнейший компонент формирования метапредметных результатов образования.