СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная переработка текста. Способы сокращения текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная переработка текста. Способы сокращения текста»

    СТР.62 УПР. 122

СТР.62 УПР. 122

“ Кратко да ясно, оттого и прекрасно”    (пословица)

Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица)

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ СЕНТЯБРЯ   КЛАССНАЯ РАБОТА   ТЕМА: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ СЕНТЯБРЯ КЛАССНАЯ РАБОТА ТЕМА: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ВСПОМНИМ… ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ? ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА? ЧТО ТАКОЕ ТЕМА ТЕКСТА? ЧТО ТАКОЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?

ВСПОМНИМ…

  • ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?
  • ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА?
  • ЧТО ТАКОЕ ТЕМА ТЕКСТА?
  • ЧТО ТАКОЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
ЗАПОМНИ!  ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.  Можно задать вопрос : о чем говорится в тексте?   ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод,  жизненный урок.  Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

ЗАПОМНИ!

ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.

Можно задать вопрос : о чем говорится в тексте?

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод,

жизненный урок.

Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

К приёмам сжатия (компрессии) текста относятся:  ИСКЛЮЧЕНИЕ*  УПРОЩЕНИЕ*  ОБОБЩЕНИЕ*
  • К приёмам сжатия (компрессии) текста относятся:

ИСКЛЮЧЕНИЕ*

УПРОЩЕНИЕ*

ОБОБЩЕНИЕ*

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ? ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВТОРЫ, ОДНОТИПНЫЕ ПРИМЕРЫ ВВОДНЫЕ СЛОВА ПРИМЕРЫ, ПОДРОБНОСТИ, ДЕТАЛИ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ВЛИЯЮТ НА ХОД АВТОРСКОЙ МЫСЛИ ДАТЫ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ВАЖНЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА. ПРИМЕР : УЛЫБКА МУЖЧИНЫ БЫЛА ТАКОЙ РАДОСТНОЙ, ПРИВЕТЛИВОЙ И СВЕТЛОЙ, ЧТО МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНЯЛА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ СРЕДИ ВСЕХ ВОКРУГ. УЛЫБКА МУЖЧИНЫ БЫЛА ТАКОЙ ПРИВЕТЛИВОЙ, ЧТО МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНЯЛА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ СРЕДИ ВСЕХ ВОКРУГ

ИСКЛЮЧЕНИЕ

ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ?

  • ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • ПОВТОРЫ, ОДНОТИПНЫЕ ПРИМЕРЫ
  • ВВОДНЫЕ СЛОВА
  • ПРИМЕРЫ, ПОДРОБНОСТИ, ДЕТАЛИ
  • СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ВЛИЯЮТ НА ХОД АВТОРСКОЙ МЫСЛИ
  • ДАТЫ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ВАЖНЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА.

ПРИМЕР : УЛЫБКА МУЖЧИНЫ БЫЛА ТАКОЙ РАДОСТНОЙ, ПРИВЕТЛИВОЙ И СВЕТЛОЙ, ЧТО МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНЯЛА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ СРЕДИ ВСЕХ ВОКРУГ.

УЛЫБКА МУЖЧИНЫ БЫЛА ТАКОЙ ПРИВЕТЛИВОЙ, ЧТО МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНЯЛА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ СРЕДИ ВСЕХ ВОКРУГ

ЗАМЕНА ЧТО МОЖНО ЗАМЕНИТЬ? ПРЯМУЮ РЕЧЬ = КОСЕННУЮ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ=ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОДЕНИЕ= ПРОСТЫМ ЧАСТИ ТЕКСТА ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ СЛОВА=МЕСТОИМЕНИЯМИ ФРАГМЕНТЫ ПРЕДЛОДЕНИЯ=ОДНИМ СЛОВОМ/СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ ПРИМЕР 1 : ДЕДУШКА КАК-ТО СКАЗАЛ МНЕ: «ЧТЕНИЕ-ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ УМА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЗНАНИЙ И ОБОГАЩАЕТ ДУШУ ОПЫТОМ.» ДЕДУШКА КАК-ТО СКАЗАЛ МНЕ,ЧТО ЧТЕНИЕ-ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ УМА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЗНАНИЙ И ОБОГАЩАЕТ ДУШУ ОПЫТОМ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ=КОСВЕННАЯ ПРИМЕР 2 : В САДУ РОСЛИ РОЗЫ, НЕЖНЫЕ ПИОНЫ И ИЗЯЩНЫЕ ТЮЛЬПАНЫ И РАДОВАЛИ СЕМЬЮ. В САДУ РОСЛИ ЦВЕТЫ И РАДОВАЛИ СЕМЬЮ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ=ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО

ЗАМЕНА

ЧТО МОЖНО ЗАМЕНИТЬ?

  • ПРЯМУЮ РЕЧЬ = КОСЕННУЮ
  • ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ=ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ
  • СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОДЕНИЕ= ПРОСТЫМ
  • ЧАСТИ ТЕКСТА ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
  • СЛОВА=МЕСТОИМЕНИЯМИ
  • ФРАГМЕНТЫ ПРЕДЛОДЕНИЯ=ОДНИМ СЛОВОМ/СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

ПРИМЕР 1 : ДЕДУШКА КАК-ТО СКАЗАЛ МНЕ: «ЧТЕНИЕ-ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ УМА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЗНАНИЙ И ОБОГАЩАЕТ ДУШУ ОПЫТОМ.»

ДЕДУШКА КАК-ТО СКАЗАЛ МНЕ,ЧТО ЧТЕНИЕ-ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ УМА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЗНАНИЙ И ОБОГАЩАЕТ ДУШУ ОПЫТОМ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ=КОСВЕННАЯ

ПРИМЕР 2 : В САДУ РОСЛИ РОЗЫ, НЕЖНЫЕ ПИОНЫ И ИЗЯЩНЫЕ ТЮЛЬПАНЫ И РАДОВАЛИ СЕМЬЮ.

В САДУ РОСЛИ ЦВЕТЫ И РАДОВАЛИ СЕМЬЮ.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ=ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО

ОБОБЩЕНИЕ ЧТО МОЖНО ОБОБЩИТЬ? НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА+ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ОТДЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТЫ ПРИМЕР: ОНА НАРЕЗАЛА ОВОЩИ, СДЕЛАЛА ЗАЖАРКУ, СВАРИЛА БУЛЬОН, И В ИТОГЕ У НЕЕ ПОЛУЧИЛСЯ АРОМАТНЫЙ И ВКУСНЫЙ БОРЩ.  ОНА НАЧАЛА ГОТОВИТЬ ОБЕД, И В ИТОГЕ У НЕЕ ПОЛУЧИЛСЯ АРОМАТНЫЙ И ВКУСНЫЙ БОРЩ.

ОБОБЩЕНИЕ

ЧТО МОЖНО ОБОБЩИТЬ?

  • НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  • ЭТАПЫ ПРОЦЕССА+ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС
  • ОТДЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТЫ

ПРИМЕР: ОНА НАРЕЗАЛА ОВОЩИ, СДЕЛАЛА ЗАЖАРКУ, СВАРИЛА БУЛЬОН, И В ИТОГЕ У НЕЕ ПОЛУЧИЛСЯ АРОМАТНЫЙ И ВКУСНЫЙ БОРЩ.

ОНА НАЧАЛА ГОТОВИТЬ ОБЕД, И В ИТОГЕ У НЕЕ ПОЛУЧИЛСЯ АРОМАТНЫЙ И ВКУСНЫЙ БОРЩ.

ОТДОХНЕМ НЕМНОЖКО…

ОТДОХНЕМ НЕМНОЖКО…

ЗАКРЕПЛЯЕМ… укажите, какие приём сжатия используется ? Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые ив более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?  Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что жезначит быть взрослым?

ЗАКРЕПЛЯЕМ…

укажите, какие приём сжатия используется ?

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые ив более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что жезначит быть взрослым?

укажите, какие приём сжатия используется ? Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что же значит быть взрослым ?  Взрослость означает самостоятельность. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам. Конечно, бывает, что человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у окружающих. Но в целом самостоятельный человек не надеется на других.

укажите, какие приём сжатия используется ?

Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что же значит быть взрослым ?

Взрослость означает самостоятельность. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам. Конечно, бывает, что человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у окружающих. Но в целом самостоятельный человек не надеется на других.

укажите, какие приём сжатия используется ? Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. Есть выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек сам отвечает за свои поступки, планирует свою жизнь и оценивает себя, понимая, что многое зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным. Взрослость зависит не отвозраста, а от жизненного опыта.

укажите, какие приём сжатия используется ?

Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Есть выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек сам отвечает за свои поступки, планирует свою жизнь и оценивает себя, понимая, что многое зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным. Взрослость зависит не отвозраста, а от жизненного опыта.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей. Не забывать Людей - это значит незабывать Время. (155 слов)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей. Не забывать Людей - это значит незабывать Время. (155 слов)

ЗАКРЕПИМ…. ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ? ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА? ЧТО ТАКОЕ ТЕМА ТЕКСТА? ЧТО ТАКОЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА? ЧТО ЗНАЧИТ «СЖАТЬ ТЕКСТ»? КАКИЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ СУЩЕСТВУЮТ?

ЗАКРЕПИМ….

  • ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?
  • ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА?
  • ЧТО ТАКОЕ ТЕМА ТЕКСТА?
  • ЧТО ТАКОЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
  • ЧТО ЗНАЧИТ «СЖАТЬ ТЕКСТ»?
  • КАКИЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ СУЩЕСТВУЮТ?
ЗАКРЕПИМ….

ЗАКРЕПИМ….