СТР.62 УПР. 122
“ Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица)
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ СЕНТЯБРЯ КЛАССНАЯ РАБОТА ТЕМА: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
ВСПОМНИМ…
- ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?
- ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА?
- ЧТО ТАКОЕ ТЕМА ТЕКСТА?
- ЧТО ТАКОЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
ЗАПОМНИ!
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.
Можно задать вопрос : о чем говорится в тексте?
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод,
жизненный урок.
Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
- К приёмам сжатия (компрессии) текста относятся:
ИСКЛЮЧЕНИЕ*
УПРОЩЕНИЕ*
ОБОБЩЕНИЕ*
ИСКЛЮЧЕНИЕ
ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ?
- ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- ПОВТОРЫ, ОДНОТИПНЫЕ ПРИМЕРЫ
- ВВОДНЫЕ СЛОВА
- ПРИМЕРЫ, ПОДРОБНОСТИ, ДЕТАЛИ
- СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ВЛИЯЮТ НА ХОД АВТОРСКОЙ МЫСЛИ
- ДАТЫ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ВАЖНЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА.
ПРИМЕР : УЛЫБКА МУЖЧИНЫ БЫЛА ТАКОЙ РАДОСТНОЙ, ПРИВЕТЛИВОЙ И СВЕТЛОЙ, ЧТО МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНЯЛА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ СРЕДИ ВСЕХ ВОКРУГ.
УЛЫБКА МУЖЧИНЫ БЫЛА ТАКОЙ ПРИВЕТЛИВОЙ, ЧТО МГНОВЕННО РАСПРОСТРАНЯЛА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ СРЕДИ ВСЕХ ВОКРУГ
ЗАМЕНА
ЧТО МОЖНО ЗАМЕНИТЬ?
- ПРЯМУЮ РЕЧЬ = КОСЕННУЮ
- ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ=ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ
- СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОДЕНИЕ= ПРОСТЫМ
- ЧАСТИ ТЕКСТА ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
- СЛОВА=МЕСТОИМЕНИЯМИ
- ФРАГМЕНТЫ ПРЕДЛОДЕНИЯ=ОДНИМ СЛОВОМ/СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
ПРИМЕР 1 : ДЕДУШКА КАК-ТО СКАЗАЛ МНЕ: «ЧТЕНИЕ-ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ УМА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЗНАНИЙ И ОБОГАЩАЕТ ДУШУ ОПЫТОМ.»
ДЕДУШКА КАК-ТО СКАЗАЛ МНЕ,ЧТО ЧТЕНИЕ-ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ УМА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЗНАНИЙ И ОБОГАЩАЕТ ДУШУ ОПЫТОМ.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ=КОСВЕННАЯ
ПРИМЕР 2 : В САДУ РОСЛИ РОЗЫ, НЕЖНЫЕ ПИОНЫ И ИЗЯЩНЫЕ ТЮЛЬПАНЫ И РАДОВАЛИ СЕМЬЮ.
В САДУ РОСЛИ ЦВЕТЫ И РАДОВАЛИ СЕМЬЮ.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ=ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО
ОБОБЩЕНИЕ
ЧТО МОЖНО ОБОБЩИТЬ?
- НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- ЭТАПЫ ПРОЦЕССА+ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС
- ОТДЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТЫ
ПРИМЕР: ОНА НАРЕЗАЛА ОВОЩИ, СДЕЛАЛА ЗАЖАРКУ, СВАРИЛА БУЛЬОН, И В ИТОГЕ У НЕЕ ПОЛУЧИЛСЯ АРОМАТНЫЙ И ВКУСНЫЙ БОРЩ.
ОНА НАЧАЛА ГОТОВИТЬ ОБЕД, И В ИТОГЕ У НЕЕ ПОЛУЧИЛСЯ АРОМАТНЫЙ И ВКУСНЫЙ БОРЩ.
ОТДОХНЕМ НЕМНОЖКО…
ЗАКРЕПЛЯЕМ…
укажите, какие приём сжатия используется ?
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые ив более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что жезначит быть взрослым?
укажите, какие приём сжатия используется ?
Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что же значит быть взрослым ?
Взрослость означает самостоятельность. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам. Конечно, бывает, что человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у окружающих. Но в целом самостоятельный человек не надеется на других.
укажите, какие приём сжатия используется ?
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Есть выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек сам отвечает за свои поступки, планирует свою жизнь и оценивает себя, понимая, что многое зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным. Взрослость зависит не отвозраста, а от жизненного опыта.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей. Не забывать Людей - это значит незабывать Время. (155 слов)
ЗАКРЕПИМ….
- ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?
- ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА?
- ЧТО ТАКОЕ ТЕМА ТЕКСТА?
- ЧТО ТАКОЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
- ЧТО ЗНАЧИТ «СЖАТЬ ТЕКСТ»?
- КАКИЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ СУЩЕСТВУЮТ?
ЗАКРЕПИМ….