СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии»

Использование современных технологии

в преподавании предмета технология

Учитель технологии МБОУ «ООШ х. Чулошникова»

Калиева Мадина Арлабаевна

3D - технология

3D все глубже проникает в нашу жизнь и такими фильмами уже никого не удивишь. Таким образом 3D-технологии должны появляться и в школах.

Одной из современных технологий на уроках технологии, является проектная деятельность. Она заключается в разработке и изготовлении учеником нового продукта под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать, моделировать, изготавливать изделие, анализировать, оценивать, вносить поправки, корректировать. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт деятельности, зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен построить чертёж, выполнить его моделирование, найти оптимальные способы обработки, изготовить изделие, оформить документацию. Всё это можно осуществить при помощи карандаша и листа бумаги, но на помощь может прийти современное оборудование и различные компьютерные программы, работой с которыми необходимо научить учащихся в современной школе.  Тем более, что образовательная область «Технология», требует при её изучении современных методов, приёмов и технологий, а современное содержание предмета «Технология» представляет все возможности для обучения школьников работе с современным оборудованием, что и делает предмет более интересным и увлекательным и повышает мотивацию к изучению предмета.

Множество школ внедряют аддитивные технологии (одни из самых передовых и востребованных во всем мире с использование 3D) в свои программы обучения. Прививая любовь к творчеству, развивая пространственное мышление и интерес к инновациям, преподаватели с малых лет развивают в детях инженерные компетенции, способные в будущем сделать из них поколение инженеров будущего.

3D-технологии позволяют разнообразить уроки, делать образовательный процесс эффективным и визаульно-объемным. Применение 3D-контента дает возможность наглядно объяснять ученикам школьную программу, способствует «погружению» в тему изучаемого предмета в ходе урока и позволяет мобильно переходить от целой структуры к отдельным ее элементам, от сложного к простому и наоборот. Для реализации материально-технических условий подходит любой учебный кабинет образовательного учреждения.

3D-принтеры – новое современное оборудование для использования на уроках технологии в школе. С помощью принтера можно распечатать проект дома и его интерьера, модели одежды, различных деталей, аксессуаров или их элементов. Это позволяет увидеть учащимся свою работу, оценить её, выявить достоинства и недостатки, напечатанные детали, элементы, изделия можно использовать в жизни для замены устаревших или сломавшихся деталей, для украшения интерьера дома, как аксессуары. При разработке моделей у учащихся в изделиях просматривается индивидуальность, они учатся подбирать форму, цвет, размер. Они проектируют своё изделие, находят ему применение в жизни.

Некоторые школы имеют 3D-принтеры, вводят работу с ними в урочную и внеурочную деятельность, но в настоящее время есть начальный этап использования 3D-техники. 3D-ручки помогают ребёнку овладеть конструкторскими способностями, учиться создавать как простейшие, так и более сложные модели. Изготовление аксессуаров, элементов украшения интерьера, различных сооружений и много другого, требует от школьников знаний и умений в проектировании, конструировании и моделировании изделий, а, следовательно, решения конструкторских, инженерно-технологических и технических задач.

Использование 3D технологий в учебном процессе позволяет:

  • Обогатить преподавание предметов.

  • Продемонстрировать и облегчить понимание и восприятие абстрактных понятий и объектов.

  • Разнообразить учебный процесс.

  • Заинтересовать учащихся.

Основными результатами при использовании 3D должны стать: 

1. Для педагогов: 

  • сокращение времени, необходимого для объяснения учебного материала;

  • рационализация труда учителя с помощью ИКТ;

  • организация учебной деятельности, в соответствии с новыми стандартами.

2. Для учеников:

  • умение слушать и слышать;

  • развитие пространственного воображения;

  • умение анализировать; 

  • более легкое усвоение изучаемого материала. 

3. Для образовательного учреждения: 

  • использование инновационных подходов в образовательном процессе

  • обновление материально-технического оснащения. 

Современные образовательные технологии в школе позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предмета технология. 

Работа с компьютерными программами и 3D-оборудованием заинтересовывает учащихся, а если ученик заинтересован, значит, он будет стремиться выполнять свою работу качественно, найдёт для себя профессию, будет ответственно относиться к своей работе

Игровая технология

В последние годы интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это вызвано и тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются.

Для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения необходимо как можно чаще использовать игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающая, развивающая форма работы, которая непосредственно связана с темой урока. Главная задача любого учителя – добиться, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывает игра. Ее использование дает хорошие результаты, повышает интерес детей к уроку, позволяет сконцентрировать внимание на самом главном.

На уроках я очень часто стараюсь применять игры.  Конечно, не все уроки можно провести с помощью игры. Мне могут возразить многие учителя, например, математики, физики, что здесь не до веселья и нужен серьезный настрой и серьезная работа. Однако, где это возможно, необходимо разнообразить уроки с помощью игр.

В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»
Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п»

Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. 

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В- четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.

В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

Практика показывает, что уроки технологии с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Игра на уроке технологии – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к действительности. Естественно, такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, а самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений, в первую очередь – коммуникативных. Так же игры развивают способности школьников к критическому восприятию окружающей действительности и сопереживанию.
Конечно, легче всего просто провести урок в форме лекции, но это для детей очень скучно, хотя и самый легкий вариант. Многие учителя считают, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю.

Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:

  1. учитываю возрастные особенности.

  2. стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения.

  3. не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.

Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания,  познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.

Конечно же, игра - это не единственное средство повышения интереса к предмету, это одно из средств. Мы знаем, что на уроке можно использовать и технические средства обучения (в наше время это не проблема!), и учебник; проводить уроки в форме диспутов, дискуссий, лекций и т.д. Однако известно, что при использовании игры на уроках усвояемость материала учащимися повышается от 50 до 100 %. Эффект поразительный! Наверное, поэтому дети говорят: «А давайте лучше поиграем!»

"Урок игра «Снятие мерок для построения чертежа фартука»").

Виды игр использованных на уроке:

-Ателье мод

- Лотерея - вопросы: 1 ученик достает лотерею из коробки. В лотереи номер вопроса. Учитель читает вопрос, а ученики отвечают.

- Кроссворды - термины. Учитель заранее составляет несколько кроссвордов, по этому разделу. В этой игре ученики должны будут знать термины.

- Ромашка - вопросы. В каждом лепестке ромашки можно написать вопрос. А ученик должен ответить на вопросы..

- Таинственный сундучок - инструменты. В этой игре ученики должны знать об основных инструментах для выполнения данной работы.

На этом уроке с учениками можно повторить очень много материала. Когда мы провели этот урок, ученики остались очень довольными. Этот урок позволил в увлекательной форме запомнить сложные для запоминания термины, определения, даты, и развивал у учеников гибкость мышления.

Уроки получились удачными. Игровые методы позволили ученикам лучше усвоить материал.

На уроке можно использовать разные игры. Ученикам эти игры нравятся. Они с удовольствием играют. Когда используется даже отрывок игры ученики лучше воспринимают материал.

Информационно – коммуникационная технология

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности; - сэкономить много времени на уроке. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;

  • оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

  • сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Использование данного ресурса позволит учащимся:

  1. расширить и проверить свои знания о продуктах питания;

  2. в увлекательной форме повторить и систематизировать материал по кулинарии;

  3. подготовиться к выполнению практической работы по приготовлению бутербродов;

  4. подготовиться к выполнению проекта по кулинарии;

  5. самостоятельно готовить и подавать на стол бутерброды в повседневной жизни;

  6. изучить данную тему, если пропущено занятие по каким-либо причинам, зайдя на персональный сайт учителя и скачав оттуда данную работу;

  7. активизировать познавательный интерес к изучению данной темы и к разделу «Кулинария».

Данный ресурс позволит учителю повысить эффективность урока за счет применения интерактивных форм обучения и формировать эмоционально-положительное отношение к предмету «Технология».