дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Средства патриотического воспитания:
предметно-развивающая среда;
художественная литература и искусство;
фольклор;
практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания:
Формы патриотического воспитания:
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета Родины.
Пословицы и поговорки о Родине:
Одна у человека мать – одна и Родина.
От Родины теплом веет.
При солнце тепло, при Родине добро.
Где родился – там и сгодился.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Родина краше солнца, дороже золота.
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Родная сторона мать, чужая – мачеха.
Родина – мать своего народа.
Для родной Отчизны, не жаль и жизни.
На чужой сторонушке рад своей
воронушке.
«Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский ясли – сад комбинированного типа № 16 «Улыбка»
ГБДОУ ЛНР ЯСКТ № 16 «Улыбка»
г. Стаханов
Буклет для педагогов и родителей
«НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИАТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовил: воспитатель – методист
Фомиченко Владислава Николаевна
Стаханов
2019
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С. Макаренко).
Уважаемые коллеги! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Особенно важно обращаться к молодым родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. В настоящее время эта проблема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение. Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился.
У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй.
У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.
Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Потому что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. И помните, что успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, работа педагога включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитания уважения к труду;
Развития интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представления о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства
уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, ее столица, символика - права и обязанности (конституция).
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего