СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность учителя начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность учителя начальной школы»

Инновационная деятельность учителя начальной школы

Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Основная цель инновационной деятельности – развитие учителя как творческого человека. В педагогической науке под инновационной деятельностью понимается деятельность по созданию, внедрению, распространению и использованию инноваций. На основе отражения собственного практического опыта путём сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения лучших результатов, получения новых знаний, качества педагогической практики.

Причины возникновения инновационной деятельности:

  • подражание другим педагогам;

  • неудовлетворённость достигнутыми результатами;

  • стремление учителя повысить качество образования;

  • возрастающие запросы образования.

Необходимость организации и содержания инноваций в современном образовательном учреждении не вызывает сомнений. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии начального общего образования и связаны с такими значительными изменениями в работе учителя, которые сопровождаются изменениями в методике обучения и стиле мышления учителя, вводят новые устойчивые элементы (инновации) в среду реализации, которая вызывает переход системы из одного состояния в другое.

Введение инновационных проектов в учреждениях образования помогает воспитывать и обучать детей в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих учащихся. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребёнка качественным образованием на первой ступени обучения.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребёнка, целостное развитие её способностей, формирование у школьника умения и желания учиться.

В современной начальной школе ребёнка недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

Учителю начальных классов необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учёбе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнёт получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

В педагогическом процессе огромную роль играют инновационные технологии, с помощью которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Для повышения качества образования, реализации задач государственного стандарта нового поколения в своей практике использую информационно-коммуникационные технологии, которые облегчают работу учителя, а именно:

  • ведение рабочей документации в электронном формате: электронный журнал

урочной и внеурочной деятельности, составление календарно-тематического планирования по предметам, методических копилок, разработки классных часов и внеклассных мероприятий, подготовка карточек для работы на уроках, мониторинга уровня достижений учащихся и др.;

  • электронный дневник школьника даёт возможность родителям быть всегда в курсе успеваемости ребёнка, осуществлять контроль над выполнением домашнего задания;

  • связь с родителями: информирование родителей, возможность отвечать на их вопросы, размещать новости, план мероприятий в школе и классе и их результаты, фото и видео материалы, расписание уроков;

  • использование на уроках мультимедийного оборудования: с помощью интерактивной доски Miro можно легко создать рабочее пространство с возможностью демонстрировать презентации на экране и место, где можно писать, рисовать, чертить и т.д.;

  • создание мультимедийных презентаций: в моей методической копилке собран большой объём мультимедийных материалов по учебным предметам. Использую презентации, найденные в Интернете, а также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создаёт положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определённому объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.;

  • при проведении мониторингов применяю тестирование. Данный вид контроля позволяет объективно сравнить достижения учащихся, с последующей статистической обработкой результатов;

  • в процессе подготовки к уроку учу детей находить нужную информацию. Например, к сообщению по окружающему миру ребята ищут материал в различных энциклопедиях: «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Я познаю мир», учатся работать с толковыми и орфографическими словарями, с помощью родителей ищут материал на других сайтах. Найденный материал содержит не только текстовую информацию, но и фотографии, видео, анимацию, карты, схемы, викторины.

На наших уроках, кроме сведений из статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников, из Интернета. Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам;

  • исследовательская работа учащихся. Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проекта учащегося проходит в форме презентации;

  • использование Интернет-ресурсов. Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом самообразования и саморазвития. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими;

  • дистанционное обучение учащихся: использование образовательных платформ «Учи.ру», «Российская электронная школа», «ЯКласс». У детей есть возможность принимать участие в марафонах, конкурсах и олимпиадах по учебным предметам на любой платформе, прослушать материал по теме, закрепить полученные знания, расширить свой кругозор;

  • использование ИКТ во внеурочной работе. Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Используя презентации, учитель может провести беседы, занятия по ПДД, ОБЖ, внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал;

  • выступления с опорой на презентацию. Без использования ИКТ уже сложно представить выступления на педагогических советах, родительских собраниях, когда наглядно можно преподнести материал, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами.

Проектные технологии. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов представляют собой продукт, готовый к внедрению.

Проблемно-развивающие технологии. Формирование критического мышления учеников; формирование умений и навыков активного речевого общения; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на занятиях по окружающему миру, литературному чтению;

Технологии «портфолио». Цель создания портфолио обучающегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.

Кроме «накопительной», портфолио выполняет моделирующую функцию, отражая динамику развития ученика; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, показывает особенности общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает ученику проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов своей работы;

Здоровьесберегающие технологии. Проведение тематических физминуток на уроках, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня младшего школьника», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания, организацию подвижных игр на переменах.

Думаю, что наша задача сегодня – научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

Игровые технологии. Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

  Вывод: использование инновационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интереса к учёбе младшего школьника.

Считаю самым оптимальным в своей практике использование смеси указанных выше технологий. Так или иначе, традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.