ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ.
Закасовская Инна Владимировна
учитель начальных классов МБОУ
«Алупкинская средняя школа №1»
магистрант
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Аннотация: в данной статье рассмотрена инновационная деятельность педагога как одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогической деятельности, а так же использование инновационно-образовательных технологий в коррекционо-педагогической деятельности. Актуальность проблемы применения инноваций в процессе обучения детей обусловлена изменениями в образовании. В статье рассматриваются характерные особенности инновационных технологий.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инновационная деятельность, инновационно-образовательные технологии и методы обучения.
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF CHILDREN WITH HEALTH DISABILITIES.
Zakasovskaja Inna Vladimirovna
primary school teacher
Alupka Secondary School No. 1
graduate student
V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Abstract: The article considers the innovative activity of the teacher as one of the priority areas of correctional pedagogical activity, as well as the use of innovative educational technologies in correctional and pedagogical activity. The urgency of the problem of applying innovations in the process of teaching children is conditioned by changes in education. The characteristic features of innovative technologies are considered in the article.
Key words: children with HIA, innovative activity, innovative and educational technologies and teaching methods.
Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» получают образование на базе специальных образовательных учреждений или образовательных учреждений интегрированного типа. В настоящее время в концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучеия, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующего инновационные средства обучения, развития и воспитания. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д. [1, c. 94]
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Каждому ученику с особенностями развития нужны более комфортные условия для жизнедеятельности, более щадящий школьный режим, более современные коррекционно-педагогическе, информационно-коммуникативные, инновационно-образовательные технологии.
Сегодня трудно представить деятельность образовательной организации без различного рода инноваций, поиска идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс. Инновационно-образовательные технологии и методы обучения детей с ОВЗ, цели и результаты их применения — одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогической деятельности. Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в инклюзивной образовательной среде является знание структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. В своей профессиональной деятельности педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося класса, систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями детей с ОВЗ (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, презентации); проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов самих детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий) с учетом интересов всех учащихся. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Игровые методы (кроссворды, ребусы, логические таблицы, викторины, демонстрационно-наглядный материал, речевые карточки). [2, c. 78]
Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Ценность игровых методов заключается в том, что дети с особенностями в развитии в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогают друг другу, поддерживают, сотрудничают. Усваиваемый материал проходит через своеобразную игровую практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
При составлении Программ индивидуального сопровождения, основным компонентом которых является коррекционная составляющая, педагоги включают в процесс обучения детей инновационно-образовательные технологии. Перечислим некоторые из них.
Проектно-исследовательская — эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий и базируется на технологии развивающего обучения.
Элементы проблемно-диалогической технологии — эта технология направлена на развитие коммуникативно-вербальных универсальных учебных действий.
Образовательно-оценивающая (личные достижения) — эта технология направлена на совершенствование личностных универсальных учебных действий.
Коррекционно-прогностическая — эта технология целенаправленно способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий, базируется на здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, в частности на его системе универсальных символов (СУС).
Выбор той или иной технологии осуществляется в зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) обучающихся. «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард. Этому способствует метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании (система инновационной оценки в коррекционном образовании). Метод «портфолио» позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха». [7, c. 527]
Выбор той или иной технологии осуществляется в зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) обучающихся. Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Этому способствует метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании (система инновационной оценки в коррекционном образовании). Метод «портфолио» позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».
Проектные технологии и методы обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). При применении данной технологии дети приобретают начальный опыт проектной деятельности, имеют представление о структуре проекта, исследовании, учатся систематизировать, представлять, оценивать свои достижения.
Источниками инновационных идей могут быть:
неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
появление новых образовательных моделей;
демографический фактор;
изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
новизна в постановке целей и задач;
глубокая содержательность;
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения задач;
разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
Способность сознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.
Возможности и ресурсы использования инновационно-образовательных технологий не исчерпываются теми технологиями и методами, которые представлены в данной статье. В арсенале каждого педагога есть свои варианты и особенности использования образовательных технологий, моделирующих жизнедеятельность обучающихся. С уверенностью можно отметить — использование инновационно-образовательных технологий в коррекционно-педагогической практике сохраняет индивидуальность каждого обучающегося, способствует укреплению и развитию его психофизического здоровья, позволяет отрабатывать учебный материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к одной теме в условиях разных видов деятельности.
Список литературы
Андреева В.А. Педагогические технологии. - М.: Профессионал Ф,
2001‒ 320 с.
Бедерханова В.П. Образовательные возможности обучающих игр как одной из моделей концентрированного обучения // Школьные технологии - 2003. - №2 ‒ С. 137-139..
Безголева Г.В. Игровые педагогические технологии / Г.В. Безголева, Е.В.
Беловодченко, Н.В. Буянова. - М.: ИРПО, 2000‒ 120 с.
Богданова Л.А. Технология коллективного способа обучения: Метод. рекомендации / Л.А. Богданова, Л.Н. Вавилова. - Кемерово, 2007. - 48 с.
Томский базовый медицинский колледж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tbmc.tomsk.ru/sites/default/files/11 -innovac-tehnol-buklet.pdf
YouTube: Фонетическая ритмика Т М Власова А Н Пфафен [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=JyCfw6Jwr3A
Фатеева И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом / И.А. Фатеева, Т.Н. Канатникова // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 526-528 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/ archive/47/5923/
© И.В.Закасовская 2018г
8