Современные методы и формы работы с семьей
Подготовила: Бердникова О.А., учитель МАУ «ЦППМиСП»
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
«Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»
В.А.Сухомлинский
Инновационные методы работы с родителями
- Информационно-аналитические
- Познавательные
- Досуговые
- Наглядно-информационные
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство
Задачи:
- Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями
- Установить партнерские отношения с семьей ребенка
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
Информационно-аналитические методы
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы:
- проведение социологических срезов, опросов
- «Почтовый ящик»
- анкетирование, тесты-опросники
Познавательные методы
Цель:
- ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей;
- Формирование у родителей практических навыков воспитания и развития детей;
Формы:
- педагогическая дискуссия (диспут)
- ролевые игры
- родительский ринг
- родительские чтения
- семейные клубы
- вечера вопросов и ответов за «круглым столом»
- Презентация семейного опыта
Наглядно-информационные методы
Цель:
- ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания и развития детей;
- формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей;
Формы:
- Информационные проспекты для родителей
- Фотографии, выставки детских работ
- Папки-передвижки
- Организация мини-библиотек
- Выпуск стенгазет
- Детско-родительские журналы
Информационные проспекты для родителей Цель: повышение педагогической грамотности родителей.
Информационный проспект ( буклет, флайер)-это современное, цветное издание, содержащее подробную информацию по какой либо теме. Это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких, сочных красках. Используют в основном, как раздаточный материал.
Ход работы:
- Выбор темы проспекта (буклета, флайера);
- Разработка дизайна;
- Печать и распространение среди родителей.
Фотографии, выставки детских работ
- Цель: демонстрация родителям успехов и достижений детей (рисунки, поделки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д., выполненные на ИКЗ, совместно с педагогом или самостоятельно (в рамках проектов, конкурсов).
- Примеры:
- Фотовыставки: «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья», «Моя бабушка - лучше всех»;
- Эмоциональный уголок: «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и др.
Папки-передвижки ( ширмы)
- Папки-передвижки должны, в первую очередь привлечь внимание родителей, а затем донести нужную информацию. Информацию следует излагать доступным языком и крупным печатным шрифтом, чтобы ее можно было прочитать и с расстояния, формируя по тематическому принципу. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними необходимо провести беседу о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения.
Мини-библиотеки
- Цель: активизировать интерес к книге у детей и родителей. Мотивировать родителей на ежедневное чтение своим детям.
Книга- великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Первый этап - Подготовительный . Заключается в опросе родителей на тему чтения в семье. Вопросы: 1.Как часто Вы читаете своим детям? 2.Что Вы читаете? 3.Обсуждаете ли прочитанное? 4.Есть ли в доме библиотека?
Второй этап – Оформительский . Необходимо украсить книжный уголок и разместить книги так, чтобы они выглядели ярко и привлекали внимание родителей и детей. Плакаты с литературными героями, корзиночки и полки с книгами, распределение книг по интересам (сказки, познавательная литература, книги о животных….), призваны помочь достижению цели – вызвать интерес к книге. Также можно разместить пособия, игры, лэпбуки.
Мини- библиотека
- Немного в шуточной форме можно разработать и оформить правила пользования библиотекой.
Н-р ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КНИЖКИНОМ ДОМЕ 1. Вы можете взять любую понравившуюся книгу домой почитать. 2. Если книга « заболела», «полечите » ее вместе с ребенком . 3.Если юному любителю литературы так понравилась книга, что он не хочет с ней расставаться, можете оставить ее на более длительный срок. ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!
Детско-родительский журнал
- Цель: Предоставить родителям материал для совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Повысить уровень компетентности родителей в вопросах профилактической и коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи. Работа по взаимодействию педагога и родителей проходит в 3 этапа:
- 1 этап - подготовительный (информационно-аналитический )
1. Анкетирование родителей. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах профилактической и коррекционной работы с детьми. 2.Подбор материала для журнала. 3.Разработка макета журнала.
- 2 этап - основной (практический )
1.Разработать и распространить журнал среди родителей.
Детско-родительский журнал
- 3 этап - заключительный (контрольно-диагностический )
Проанализировать эффективность работы педагога с родителями, эффективность коррекционной работы с детьми. 1.Анкетирование родителей. 2.Организация выставки рисунков детей «Иллюстрация к любимой рубрике»
Ожидаемые результаты
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по коррекции письменной речи детей в домашних условиях.
- Родители самостоятельно используют материалы из журнала.
- Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики и коррекции письменной речи у детей.
Выпуск стенгазет
- Цель: заинтересовать родителей жизнью нашего учреждения, вовлечь в образовательный процесс.
- Форма и материалы, используемые при изготовлении газет, ограничиваются только фантазией выпускающих. Очень приветствуется участие родителей и самих детей в выпуске стенгазет. Это могут быть рисунки, коллажи, собственноручно написанные рассказы детей, аппликации. Стенгазеты могут быть приурочены к разным праздникам н-р «Дню Матери», «Дню Защитников Отечества», «Новый год», «8 Марта» , «День Победы» и т.д. Педагоги знакомятся с жизнью и обычаями семей, узнают, как принято проводить досуг в семьях, кто из членов семьи активно участвует в воспитании ребенка . Становятся видными художественные способности детей и родителей, оцениваются юмор и фантазия. Участникам обязательно вручаются грамоты и призы.
- Издание стенгазет не ограничивается только конкурсом семейных стенгазет. Сотрудниками Центра регулярно выпускаются стенгазеты по разной тематике. Такой взаимообмен газетами дает возможность со всех сторон осветить интересную и насыщенную разными событиями жизнь ребенка.
Досуговые методы
Цель:
- установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Формы:
- Совместные праздники, мероприятия, экскурсии
- Выставки детско-взрослых работ, семейные вернисажи
- Кружки, секции, клубы
Советы педагогам и родителям
Если:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
- ребёнка хвалят, он учится быть благородным
- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится
находить любовь в этом мире
Благодарим за внимание!