ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых ― несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование уже имеющихся педагогических технологий. Цель инновационных педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий.
Я предлагаю проведение большинства уроков на свежем воздухе, применение в структуре уроков нетрадиционных неспецифических оздоровительных средств, таких как самомассаж, элементы акупрессуры, а также парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой дает большой оздоровительный эффект. Улучшается физическая и умственная работоспособность учащихся, уменьшается заболеваемость простудными заболеваниями. Самомассаж доступен всем. Его можно проводить на уроке физкультуры, дома в свободное время, в бане и т.п.
Самомассаж - полезное и эффективное средство снижения утомления - повышения работоспособности. Он усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает восстанавливать все системы организма после интенсивных физических нагрузок. Самомассаж выполняется с максимальным расслаблением мышц.
Акупрессура – это метод лечения и самолечения, не требующий глубоких медицинских знаний. В то время, как акупунктура нуждается в иглах, акупрессура применяет только давление пальцев на определенные участки тела. Этот метод является менее болезненным и внешне безопасным, при этом везде применимым и легко доступным для освоения любым человеком.
Упражнения стрельниковской гимнастики - не лекарства, а неспецифическое общеоздоравливающее средство, наподобие бега трусцой или закаливания, которое укрепляет организм. Суть парадоксальной гимнастики – в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного, «эмоционального» вдоха происходит как бы сам собой. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела. Упражнения Стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. – и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма.
Помогать оптимизировать процесс обучения должны технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным. Использование групповых технологий при обучении разделам «Гимнастика», «Спортивные игры» должны позволять увеличить моторную плотность уроков, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Создание персонального компьютера порождает новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях человеческой деятельности.
Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер очень удобен как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала на теоретических уроках по физической культуре. Например: тематический контроль, обеспечивающий выявление и оценку знаний и умений учащихся, полученных на нескольких уроках по теме, или итоговый контроль. В практике применения компьютерной техники мы можем использовать мобильные универсальные тесты автоматизированного контроля знаний.
Каждый урок с использованием компьютера будет вызывать у детей эмоциональный подъем. Даже отстающие ученики охотно работают с ПК. Выполняя контрольную работу за персональным компьютером, ученики работают более ответственно и серьезно, стараются быть предельно внимательными.
Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создаст максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечит творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, будет способствовать формированию личной физической культуры школьников.
Кроме того, считаю необходимым включить в учебный процесс, «Дневник самоконтроля по физической культуре».
Как дневник он будет предполагать самостоятельное наблюдение учащимся за абсолютными значениями параметров физического развития, физической подготовленности, функциональной реактивности с последующим использованием бального и центильного метода. Метод центильных таблиц или параметрический метод, на первый взгляд, кажется очень сложным для понимания. В основном оцениваются показатели роста и массы тела, окружность головы и грудной клетки ребёнка в сравнении со среднестатистическими для данного возраста и пола. Бальный метод оценивается по определенной шкале, по которой ребенок определяет свое состояние.
Далее, используя комплексно первичные показатели, учащийся сам вычисляет субъективные интегральные показатели своих антропометрических и функциональных показателей. Все данные заносятся в строку сводных таблиц. Измерения проводятся систематически в течение учебного года, наглядно представляя динамику исследуемых субъективных характеристик.
Отдельным блоком должна быть представлена глава «Методика измерений» (антропометрических и функциональных), в ней подробным образом, пошагово, расписаны методики антропометрических и функциональных измерений согласно стандартам гигиенического и спортивного форматов.
Считаю необходимым ввести такой компонент, как «Нервно-психический статус», который будет предполагать самоанализ самочувствия, активности, настроения, реактивной и личной тревожности, социальной эмоциональности и оптимизма.
«Дневник самоконтроля по физической культуре», должен являться своеобразной зачетной книжкой «здоровья» школьника. Учебная деятельность школьников в процессе работы с дневником строится с расчетом на их самостоятельную работу, учитель выполняет лишь организационную и консультативную функцию, что является деятельностным подходом в обучении в рамках ФГОС.
Еще предлагаю изменить систему оценивания учащихся. Здоровье детей оставляет желать лучшего, поэтому в своей работе мы должны не только использовать различные оздоровительные методики, но и оценивать детей индивидуально, а не по общим нормативам, учитывать личные достижения каждого. Я считаю, что результаты учащихся одного класса необходимо сравнивать с соответствующим нормативом, даже если эти результаты ниже. Опираясь на общий норматив, можно определить нормативы для этого класса. По ним и следует оценивать учащихся. Главная задача – привлечь каждого ученика к исследованию своего организма, к пониманию потенциала, заложенного в нем. Учитель физической культуры должен помогать детям раскрыть свои возможности.