СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационный подход к психологической подготовке выпускников школ к прохождению Государственной итоговой аттестации».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об инновационном подходе к психологической подготовке выпускников  школ к прохождению Государственной итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
««Инновационный подход к психологической подготовке выпускников школ к прохождению Государственной итоговой аттестации».»

Комитет по образованию Администрации

муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»



Доклад на тему:

«Инновационный подход к психологической подготовке выпускников школ к прохождению Государственной итоговой аттестации».


Направление: «Психология».




Работу выполнила:

Князева Ирина Сергеевна педагог — психолог

высшей квалификационной категории МБОУ «СШ №7».












Майкоп,2022




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………...3

    1. Актуальность проекта………………………………………………….….3

1.2.Цели, задачи проекта………………………………………………………...4

2.1.Методы и техники используемые в проекте…............................................6

2.2. Целевая аудитория проекта, план и механизмы реализации проекта…..7

2.3. Ожидаемые результаты, критерии оценки эффективности результат…...9

Заключение…………………………………………………………………….....9

Список используемой литературы……………………………………………..10

















Введение.

Государственная итоговая аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) централизованно проводится в Российской Федерации. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ.

Стоит отметить, что требования к проведению экзамена меняются каждый год. В связи с этим такая форма проведения экзамена для многих выпускников является пугающей. Ко всему прочему, данный экзамен является для выпускников стрессовой ситуацией. Все это привело к необходимости создания проекта, позволяющего разработать механизмы создания программы по психологическому сопровождению детей к сдаче ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ начиная с 8 класса школы.

Актуальность проблемы.

Актуальность психологической подготовки к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией

Возможные трудности при сдаче ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ в основном связаны с особенностями восприятия обучающимся ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью обучающихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Государственная итоговая аттестация радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся). Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику выпускника.

Психологическая составляющая подготовки обучающихся является приоритетным пунктом задолго до подготовки экзамена, а не только во время его проведения. Сравнивая традиционный экзамен и государственную аттестацию, можно отметить, что при ГИА от школьника требуются совсем иные, значимые характеристики. А именно: высокая мобильность, переключаемость, высокий уровень организации деятельности, высокая устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания, произвольности и.т.д. Следовательно, необходимо так построить психологическое сопровождение, чтобы выше перечисленные, наиболее значимые характеристики были развиты к моменту сдачи государственной аттестации.

Цель проекта:

Разработать программу работы психологического сопровождения к Государственной итоговой аттестации для обучающихся начиная с 8 класса, за 2-4 года до прохождения государственной аттестации, что является, в свою очередь, инновационным подходом в подготовке к экзамену, т.к., в основном, психологически, к экзамену начинают готовить только в выпускном классе.

При планировании работы психологического сопровождения ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), необходимо проанализировать всю работу образовательного учреждения, в области психологического сопровождения образовательного процесса. Дело в том, что многое уже сделано и делается для того, чтобы дети успешно сдавали экзамены. Проводятся ежегодные мониторинги уровня развития познавательных процессов детей. Многие педагоги используют тестовые программы оценки уровня знаний обучающихся, при этом взаимодействуя с педагогами-психологами. Однако вся эта работа не имеет четкой организации, в связи с чем, нет возможности проследить её эффективность, выявить недостатки, отметить положительные стороны.

Задачи проекта:

1) Разработать рекомендации для учителей, родителей, выпускников.

2) Разработать программу по формированию психологической готовности детей к сдаче Государственной аттестации в форме ЕГЭ и её внедрение в систему психологического сопровождения обучающихся в школах с 8 класса.

3) Принять участие в подготовке мероприятий для психологического сопровождения обучающихся.

Методы и техники, используемые педагогом-психологом школы в занятиях проекта:

  • Ролевые игры.

  • Мини-лекции.

  • Дискуссии.

  • Релаксационные методы.

  • Метафорические притчи и истории.

  • Психофизиологические методики.

  • Телесно-ориентированные техники.

  • Диагностические методики

Задачи данных методов:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приемам  эффективного запоминания
8. Обучение методам работы с текстом.

Обоснованность поставленных задач:

Согласно данным диагностики проводимой педагогом-психологом результаты диагностики выпускников 11-х классов МБОУ «СШ №7» г. Майкопа на начало учебного года показали, что слабый уровень внимания у 9% обучающихся, высокий уровень тревожности у 18% обучающихся. Эти показатели, как выделялось выше, играют важное значение при сдаче экзаменов в форме тестирования.

Педагогом-психологом был сделан прогноз уровня готовности обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) сдающих через 2-4 лет года, на основе диагностических обследований в 8-х классах школы. В исследовании приняли 184 обучающихся.

Получены следующие результаты:

-слабый уровень визуально-структурного мышления показали 29% обучающихся. Визуально-структурное мышление - позволяет анализировать закономерности и улавливать направленность изменений информации, «видеть» структуру, мыслить по аналогии.

-слабый уровень абстрактного мышления показали 34% обучающихся. Абстрактное мышление позволяет посредством выделения различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) оперировать ими.

-слабый уровень скорости переработки информации показали 29% обучающихся. Скорость переработки информации – позволяет узнать, насколько быстро выполняются тестовые задания. Необходимо автоматизировать сложные навыки (чтение, письмо, устный счет).

-высокий уровень тревожности у 11% обучающихся. Тревожность – позволяет узнать, насколько комфортно чувствует себя ребенок во время тестирования.

Мы полагаем, что психологические навыки сдачи экзамена, начиная с 8 класса, полученные в ходе реализации программы повысят эффективность подготовки к экзаменам, позволяя более успешно вести себя во время экзамена, и будут способствовать развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Целевая аудитория проекта:

Обучающиеся 8-х классов школы. Выбрана именно эта целевая аудитория по ряду объективных причин.

План и механизмы реализации проекта:

1.Внедрение наработанной педагогом-психологом школы нормативно-методической базы психологического сопровождения ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) общеобразовательной школы в 8 классы.

2.Осуществление школьным педагогом-психологом психологического сопровождения обучающихся к сдаче ГИА начиная с 8 класса.

3.Диагностика.

На этом этапе, педагог-психолог осуществляет диагностическое обследование обучающихся на предмет развития переключаемости внимания, концентрации внимания, тревожности, на развитие операций мышления (т.е. всех тех процессов, которые необходимы для успешной сдачи ГИА) и сравнивает результаты, полученные до начала подготовки к ГИА, и результаты, полученные по их завершению. Эти данные послужат оценкой эффективности всей работы по психологическому сопровождению.

Цель психологической готовности:

- Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля обучающихся, повышение уверенности в себе, своих силах.

Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. Она обеспечивает также целевое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д

Посредством саморегуляции личность поддерживает стабильный уровень активности независимо от изменчивости психических состояний на том или ином этапе деятельности.

- Понижение уровня тревожности у всех участников ГИА.

Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

К числу наиболее распространенных причин можно отнести экзаменационный стресс, который оказывает неблагоприятное влияние и на психику ребенка, и на успешность выполнения экзаменационных заданий.

В период подготовки к единому государственному экзамену выпускники испытывают огромное напряжение и нагрузку, как умственную, так и эмоциональную. Им необходимо за довольно короткий промежуток времени освоить большой объем материала, который представлен как в виде текстовой информации, так и в виде таблиц, рисунков, формул, схем и. т.п. Поэтому обучающемуся необходимы навыки освоения информации, представленной в различной модальности, навыки организации своей работы как по времени, так и в пространстве с тем, чтобы, при наименьших затратах сил и времени, освоить и усвоить максимально большой объем знаний. Не все школьники могут самостоятельно организовать наиболее оптимальным образом свою работу.

Кроме того, одна из задач обучающегося — подготовиться к экзамену морально и психологически, справиться с волнением, чтобы оно в самый ответственный момент не стало причиной более низкой оценки. На решение этих задач и должна быть направлена психологическая подготовка детей к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).

Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ГИА:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие четкости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ГИА).

Как следствие устранение психологических факторов негативно влияющих на результаты экзамена.

Критерии оценки эффективности результата:

Анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления проведенных педагогом-психологом диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА.

Заключение.

При успешной реализации данного проекта, на базе нашей школы, целевая группа, а именно, обучающиеся, начиная с 8 класса получат важное преимущество при написании ГИА, то есть устойчивость к тем стрессам, которые воздействуют при написании ГИА. Кроме того, полученные знания могут применяться и в дальнейшей жизни, например, при поступлении в ВУЗ или при приёме на работу. Данная работа может быть усовершенствована, например, привлечением более широкого круга специалистов, применением методик. Кроме того, при расширении географии охвата данного проекта, он принесёт несомненные успехи, так как проект вполне сочетается с возможностью широкого применения, что в итоге приведёт к улучшению результатов полученных при написании государственной итоговой аттестации.



Список использованной литературы:

1. Александров, В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н. Александров. – Челябинск.: Взгляд, 2018. – 542 с.

2. Тейлор, Дж. Личностная шкала проявлений тревоги. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Джордж Тейлор; адаптация Т.А.Немчина; ред. И.Б.Дерманова. – СПб.: 2019. – 126-128 с.

3. Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М.Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2019. – 168с.

4. http://www1.ege.edu.ru/content/view/2/6/

5. http://www.rustest.ru/projects/