ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 106»
Тема проекта: «Коррекционно-физкультурный центр в дошкольной образовательной организации как средство совершенствования экспрессивной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями»
Приоритетное направление инновационной деятельности
«Современная школа»: использование материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленных на совершенствование адаптированных общеобразовательных программ.
Руководитель проекта: Мусоэлян Ольга Ивановна, заведующий МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад №106»
Научный консультант проекта: Маркова Вера Александровна, кандидат педагогических наук
Краснодар, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта
Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения, соответствующие изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечение качества образования как главной задачи российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу «обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от […] психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья)». ФГОС дошкольного образования декларирует положение о необходимости «повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования […] детей».
Нарушение речевой функции – одно из отклонений, значительно влияющих на все сферы жизнедеятельности ребёнка. По данным статистики, число тяжёлых речевых расстройств у детей с каждым годом растёт, и, как следствие, количество групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях также увеличивается. При этом у детей, имеющих речевую патологию, наблюдаются сопутствующие речевым нарушения моторного развития, недостаточная физическая подготовленность и недоразвитие функциональных систем.
Исследованиями многих учёных доказана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребёнка, прежде всего, в формировании координации движений (Аркин Е.А., Выготский Л.С., Карпова Н.В., Горская И.Ю. и др.) При этом отмечается, что у ребёнка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды (Павлов И.П., Эльконин Д.Б., Вайзман Н.П.). В настоящее время науке известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и развитию в период их естественного формирования. А поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит в тесном единстве, то под влиянием эффективной коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей центров речи с двигательной системой в коре головного мозга.
В этой связи к организации обучения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями нужен особый подход. Это ставит перед образовательными областями «физическое развитие» и «развитие речи» задачи, которые, не меняя её основной стратегии, приобретают несколько иные аспекты. Для детей с речевыми нарушениями специальные физические упражнения становятся не только условием активного общего развития, но также являются одним из основных средств устранения отклонений в их речедвигательной сфере (Жукова Н.С., Лепёшкина С.В., Михайлова Е.Я., Смирнова Е.Ю., Мартынюк Н.С., Прописнова Е.П., Надёжина Н.В., Дудьев В.П. и др.)
Научный поиск путей оптимизации работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи позволил ведущим учёным и специалистам доказать, что существует корреляция двигательной сферы и речевых нарушений у дошкольников. Однако этот вопрос разработан недостаточно детально, хотя необходимость его углублённого исследования очевидна и вызывается рядом обстоятельств. Важнейшим из них является тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в массовых группах, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей, воспитывающихся в группах компенсирующей направленности.
Кроме того, анализ публикаций в социальных сетях также показал, что реализуемые программы по физическому воспитанию не рассчитаны на детей с тяжёлым речевым недоразвитием, не учитывают взаимосвязи специалистов дошкольного учреждения и не используют в полной мере потенциал специального коррекционно-физкультурного оборудования. Безусловно, это негативно сказывается на восстановлении и поступательном развитии речевой функции, тормозит актуальное развитие ребёнка и значительно задерживает его подготовку к обучению в школе.
Таким образом, налицо противоречие между требованиями социального заказа и нереализованными возможностями использования современного физкультурного оборудования для коррекции и развития всех структурных компонентов речевой системы у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
С целью обеспечения эффективной взаимосвязи движения с коррекцией речи мы пришли к необходимости создания в дошкольной образовательной организации специального мобильного коррекционно-физкультурного центра, включающего в себя комплекс двигательного оборудования и специальных упражнений, подобранных с учетом специфики речевых нарушений каждого воспитанника.
Предполагается подбор пособий для:
балансовых упражнений на равновесие и координацию;
упражнений на пересечение срединной линии тела;
поочередных и разнонаправленных упражнений;
упражнений на тонкую координацию;
упражнений для компенсации тактильного диссонанса.
Все эти упражнения характеризуются интеграцией движения, мыслительной деятельности и активной связной речи (ребёнок проговаривает свои действия в прогностическом варианте «я буду делать…», в момент выполнения упражнения «я делаю…» и по окончании упражнения «я делал…»). Таким образом, активная речь базируется на собственном двигательном опыте ребёнка.
Поэтому целью нашего исследования является создание в дошкольной образовательной организации коррекционно-физкультурного центра как средства совершенствования экспрессивной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Исходя из цели исследования, нами определены следующие задачи:
1. Определить плотность взаимовлияния показателей общей и мелкой моторики, способности к воспроизведению и дифференцированию внутримышечных усилий с развитием речи у детей-логопатов 5-7 лет с ТНР (путём составления сенсорного профиля ребёнка).
2. Разработать модель создания специального коррекционно-физкультурного центра, которая предполагает:
приобретение специального коррекционно-физкультурного оборудования;
просвещение родителей (законных представителей) как социальных партнёров образовательного процесса;
подготовку квалифицированных кадров;
разработку алгоритма деятельности центра;
подбор специальных методов и упражнений, с учётом индивидуального профиля каждого воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Обосновать эффективность создания современного коррекционно-физкультурного центра и модели его интеграции в образовательный процесс в экспериментальном режиме.
4. Разработать методическое пособие, в том числе, медиатеку по организации деятельности мобильного трансформируемого коррекционно-физкультурного центра в условиях ДОО.
Поставленные задачи решаются с использованием различных методов:
изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по общей и коррекционной педагогике и психологии; обобщение имеющегося практического опыта работы дошкольных образовательных организаций по данной проблематике;
психолого-педагогическое наблюдение;
анализ анамнестических данных детей;
анализ уровней развития структурных компонентов речевой системы детей;
констатирующий и формирующий педагогические эксперименты;
инструментальные методы (антропометрия, спирометрия, кистевая динамометрия и др.);
методы математической статистики.
Объект инновационной деятельности: процесс коррекции и развития экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Предмет инновационной деятельности: формы, методы и приёмы работы по коррекции и развитию экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым речевым недоразвитием.
Субъекты исследования: дети старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что создание специального коррекционно-физкультурного центра в ДОО будет способствовать более эффективной коррекции и развитию экспрессивной речи старших дошкольников с ТНР.
Модель функционирования данного центра предполагает активное включение в коррекционно-развивающий процесс следующих участников: учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, родители (законные представители).
Принципами реализации проекта являются следующие положения, определённые ФАОП ДО:
Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнёрами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: организация устанавливает партнёрские отношения с семьями обучающихся, с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
2. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребёнку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребёнка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребёнка.
3. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Этапы реализации проекта
Предполагается, что инновационная деятельность будет осуществляться в течение трёх лет и включать в себя следующие этапы:
I этап: подготовительно-информационный (сентябрь, 2023 – август, 2024)
• изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
• ознакомление участников проекта с целью и задачами опытно-экспериментальной деятельности;
• создание творческой группы педагогов и родителей;
• ресурсное обеспечение и организация специального коррекционно-физкультурного центра;
• повышение квалификации педагогов, принимающих участие в реализации инновационного проекта;
• отбор диагностических методик и разработка диагностического инструментария;
• определение основ статистической выборки с использованием разработанных методик;
II этап: внедренческий (сентябрь, 2024 – май, 2026)
апробация модели функционирования специального коррекционно-физкультурного центра в экспериментальном режиме;
промежуточный мониторинг с целью определения динамики исследования.
III этап: заключительно-аналитический (май, 2026 – август, 2026)
обобщение, осмысление и систематизация результатов проекта;
публикация полного отчёта о ходе эксперимента;
публикация методических рекомендаций по организации специального коррекционно-физкультурного центра.
Специфика мониторинга эффективности инновационной деятельности состоит в том, что мы не можем выделить экспериментальную и контрольную группы детей в рамках его реализации, поскольку все воспитанники групп компенсирующей направленности одного комплектования имеют равные права по получению ими в полном объёме образования, то есть удовлетворения своих особых образовательных потребностей. Поэтому в качестве контрольной группы нами заявляются статистические данные динамики коррекции и развития речи детей с подобным диагнозом в течение четырёх предыдущих лет (2019-2020 и 2021-2022 учебные годы). Данные будут взяты из подробных аналитических отчётов о результатах профессиональной деятельности учителей-логопедов дошкольной образовательной организации. Экспериментальная же группа будет состоять из детей текущего комплектования. Кроме того, будут сравниваться исходные возможности ребёнка на старте обучения с его достижениями на выходе.
В качестве диагностического инструментария предполагается использовать:
1.Традиционные диагностические методики, предложенные для детей с тяжёлыми нарушениями речи Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.
2.Комплект материалов для специальных диагностических ситуаций "В помощь педагогу ДОО" (Ярыгин В.Н.)
Обоснование приведённого диагностического инструментария
Степень эффективности классических диагностических методик Филичевой-Тумановой-Чиркиной достаточно высока, так как проверена практическим применением в деятельности учителей-логопедов образовательной организации в течение многих лет. А привнесение в диагностику инновационного компонента – так называемого «Диагностического чемоданчика» Ярыгина В.Н. – призвано разнообразить коммуникационные ситуации и вывести мониторинг на более высокий качественный уровень.
Примерная смета расходов на реализацию проекта
№ п/п | Статьи расходов | Сумма расходов в рублях | Источники финансирования |
1 этап (2023- – 2024 уч.год) | 2 этап (2024 – 2025 уч.год) | 3 этап (2025 – 2026 уч.год) |
1. | Ресурсное обеспечение инновационного проекта | 30000 | 20000 | 10000 | Доходы от оказания дополнительных (платных) образовательных и иных услуг |
2. | Материальное стимулирование педагогов за участие в проектной деятельности | 50 000,00 | 50 000,00 | 50 000,00 | Фонд стимулирующих выплат ДОО |
3. | Популяризация и распространение полученного опыта | - | - | - | Доходы от оказания дополнительных (платных) образовательных и иных услуг |
Публикации в научно-методических сборниках | 3 000, 00 | 3 000, 00 | 3 000, 00 |
Изготовление печатной продукции | - | 5 000,00 | 5 000,00 |
| ИТОГО | 83 000 | 78 000 | 68 000 | |
229 000 | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Целью нашего исследования является создание на базе дошкольной образовательной организации мобильного коррекционно-физкультурного центра как средства эффективной коррекции и развития экспрессивной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Реализация проекта обеспечивается основными направлениями, отражающими сущность вводимой инновации:
1.Создать в ДОО условия для успешной корреляции координационных способностей и развития экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
2. Систематизировать диагностический инструментарий для проведения мониторинга структурных компонентов речевой системы и для создания сенсорного профиля каждого воспитанника на всех этапах экспериментальной деятельности.
3. Разработать методическое пособие, в том числе, медиатеку по использованию специального физкультурного оборудования в коррекционно-развивающем процессе ДОО, планирование алгоритма физкультурно-коррекционной работы в структуре непосредственно образовательной деятельности, а также функционал специалистов и родителей (законных представителей), включённых в инновационный процесс.
Предполагается, что творческая группа реализации проекта будет состоять из следующих участников:
1.Мусоэлян О.И., заведующий ДОО, – руководитель проекта;
2.Григорян М.Р., старший воспитатель;
3.Пухова Н.Е., учитель-логопед высшей квалификационной категории;
4.Курданова С.К., воспитатель высшей квалификационной категории;
5.Мозолёва К.Н., воспитатель высшей квалификационной категории;
6.Москаленко С.А., воспитатель первой квалификационной категории;
7.Слюсарева М.В., инструктор по физической культуре первой квалификационной категории;
8.Таланова А.А., педагог-психолог высшей квалификационной категории;
9.Родители (законные представители) воспитанников.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА 2023 -2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (первый этап – подготовительно-информационный)
| Направление работы | Вид мероприятия, форма проведения | Сроки проведения | Категория участников | Форма представления итоговых материалов |
1 | Создание творческой группы педагогов, ознакомление участников проекта с целью и задачами опытно-экспериментальной деятельности; изучение научно-методической литературы по инновационной проблеме; | круглый стол установочный семинар самообразование | сентябрь, 2023 сентябрь, 2023 сентябрь – декабрь, 2023 | педагоги ДОО, | аналитическая справка и фотоматериалы проведённых мероприятий, размещение информации на сайте ДОО аналитическая справка |
2 | Ресурсное обеспечение и пилотная организация специального коррекционно-физкультурного центра | | сентябрь 2023 – август 2024 | администрация ДОО, социальные партнёры, педагоги ДОО | оснащение специальным оборудованием физкультурно-коррекционно центра (ФКЦ) |
3 | Повышение квалификации педагогов, принимающих участие в реализации инновационного проекта | проблемный семинар, семинар-практикум, методическое объединение | октябрь, 2023 – август, 2024 | педагоги ДОО | документы о повышении квалификации (сертификаты, удостоверения и др.) |
4 | Отбор диагностических методик и разработка диагностического инструментария; определение основ статистической выборки с использованием разработанных методик; проведение первичной выборки изучаемых качеств; обобщение и анализ результатов подготовительно-информационного этапа работы | систематизация традиционных и инновационных диагностических методик круглый стол | сентябрь, 2023 – май, 2024 май, 2024 | педагоги ДОО | комплект диагностических материалов (печатная и электронная версия) аналитическая справка аналитическая справка аналитический отчёт, публикация в научно-методическом сборнике МКУ КНМЦ |
Практическая значимость результатов инновационной деятельности
Планируемый инновационный продукт будет представлен в форме методического пособия и медиатеки по созданию и эффективному функционированию физкультурно-коррекционного центра на базе ДОО с подробным описанием физкультурно-коррекционного оборудования, теоретическим обоснованием его интеграции в коррекционно-развивающий процесс, методологией его использования в образовательной деятельности, с учётом охраны жизни и здоровья детей, планированием специально организованной образовательной деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей, разработкой форм взаимосвязи всех специалистов ДОО и родителей (законных представителей) с целью создания единого коррекционно-развивающего пространства для детей-логопатов.
Уровень обоснованности прогнозируемых результатов инновационной деятельности, учёт возможных рисков и угроз
Обоснованность прогнозируемых результатов базируется на уже имеющемся положительном опыте включения оборудования для балансовых упражнений, упражнений сенсорно-тактильного блока и др. в канву логопедических занятий и предварительных расчётах КПД от внедрения в образовательный процесс модуля коррекционно-физкультурного центра.
Основные риски
Неприятие родителями альтернативы активной двигательной деятельности малодинамическим занятиям с логопедом.
Организационные особенности действенного включения родителей (законных представителей) в коррекионно-образовательный процесс.
Мы предполагаем, что планируемый инновационный продукт будет востребован в муниципальной системе образования, поскольку логопедические группы для детей с ТНР функционируют в большинстве дошкольных образовательных организаций города. Создание подобных физкультурно-коррекционных центров станет, на наш взгляд, значительной поддержкой как для совершенствования экспрессивной речи у старших дошкольников, так и для специалистов ДОО в их профессиональной деятельности, а, стало быть, поднимет весь коррекционно-развивающий процесс на более высокий качественный уровень.
Библиографический список
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Национальный проект «Образование».
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155 (ред. от 17.02.2023)
Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы (в двух частях) / Под редакцией А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. – Москва: изд. «Просвещение», 1968.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – Москва: изд. «Национальное образование», 2016.
Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья. – Омск: Сиб. гос. акад. физ. культуры, 2000.
Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие – Барнаул: АлтГПУ, 2020.
Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. – Ленинград: [б. и.], 1976.
Карпова Н.В. Совершенствование координационных способностей у детей 7-8 лет с тяжёлыми нарушениями речи: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. – Омск: [б. и.], 1997.
Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. — М.: ЭКСМО, 2012.
Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. — М.: Владос, 2016.
Лепёшкина С.В. Особенности физического воспитания 5-6-летних детей с логопедическими нарушениями: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. – Малаховка: [б. и.], 2003.
Мартынюк Н.С., Мартынюк В.С. Безопасная физкультура для дошколят. – Мозырь: Содействие, 2007.
Мартынюк Н.С., Мартынюк В.С. Здоровые дети – наше будущее: методические рекомендации. – Брест: [б. и.], 1999.
Михайлова Е.Я. Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2003.
Надёжина Н.В. Методика совершенствования координационных способностей у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. – Волгоград: [б. и.], 2007.
Павлов И.П. Такие разные полушария мозга. – Москва: изд. «Эксмо», 2017.
Прописнова Е.П. Методика сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики для дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. – Москва: [б. и.], 2003.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – Москва: изд. Академии пед. наук РСФСР, 1958.
Глоссарий
Коррекционно-физкультурный центр в ДОО – мобильная трансформируемая среда, специально созданная для коррекции и интегративного развития двигательной, мыслительной активности и связной речи у детей с ТНР. КФЦ предполагает наполнение специальным сертифицированным физкультурным оборудованием для выполнения детьми:
• балансовых упражнений на равновесие и координацию;
• упражнений на пересечение срединной линии тела;
• поочередных и разнонаправленных упражнений;
• упражнений на тонкую координацию;
• упражнений для компенсации тактильного диссонанса.
Экспрессивная речь – высказывание посредством активной устной речи. Построение речи экспрессивным способом предполагает постановку мотива и идеи высказывания, которая проговаривается мысленно, про себя, а потом производится устное высказывание сформированной мысли. Экспрессивная речь является моторной, т.е. предполагает произнесение человеком звуков речи.
Тяжёлые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании всех структурных компонентов речевой системы (грамматического строя, звукопроизношения, связной речи, фонематических процессов и др.) К ТНР относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи 1, 2 и 3 уровня, заикание, ринолалия.
Координация движений – это комбинация движений тела, созданных с помощью кинематических (таких как пространственное направление) и кинетических (силовых) параметров, которые приводят к запланированным действиям.
Равновесие – это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счёт работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и т.д.
Мелкая моторика – это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног.
Моторная (двигательная) кора – области коры больших полушарий мозга, отвечающих за планирование, контроль и выполнение произвольных движений.