Выступление на экспертном совете 21.05 2014. Подготовила: Кудряшова А.М.
Говорим и показываем!
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые зрители, мы рады приветствовать Вас на съёмках нашей программы!
Просим быть активными участниками.
Сегодня перед нашей страной и перед всеми нами стоят непростые задачи. Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в современной России обусловливает необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач, требует инноваций, нововведений в первую очередь в воспитательном процессе.
Перед учителями и воспитателями стоит огромное количество вопросов- как воспитывать современных детей, если порой мы их не понимаем, а они отказываются нас слушать, возникает необходимость что-то менять….
2 слайд. Тему нашей сегодняшней предачи мы сформулировали так - Инновационные формы организации воспитательной работы, ориентированные на формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Давайте послушаем и обсудим-Какие умозаключения и выводы сделали для себя работающие сейчас педагоги?...
1-Прежде чем дети позволят вам себя учить- они должны увидеть в учителе стержень воспитателя,
2- если не во всём, то хоть в чем- нибудь учитель д.б.гораздо лучше своих воспитанников, стать авторитетным для них.
3 –воспитатель должен быть современен- быть «своим пацаном», или попросту идти в ногу со временем, не бояться меняться, пробовать различные нововведения, не бояться сделать ошибку, ведь благодаря им, мы тоже учимся. Согласны с такими умозаключениями?
3 слайд. Главное в инновационном преобразовании школы – создание такой социокультурной, предметно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно- педагогов, учащихся и родителей.
Именно школы нового типа как воспитательные системы должны стать экспериментальной площадкой для разработки передовых технологий воспитания и развития, внедрение которых в практику позволит преодолеть узкий «предметоцентризм и мероприятийный подход», повысить уровень общего развития и воспитанности учащихся
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности.
«Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только ученик, но и преподаватель». Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Воспитывать в школе должны даже стены, при этом непрерывно, не закрывая глаза ни один подлый поступок учащихся и учителей. СЛАЙД 4
Очень многого сейчас требуют от школы, и с каждым годом требования растут, непрерывно изменяются, а 2014 год КУЛЬТУРЫ от нас с вами требуют еще больших усилий и результатов в воспитательной работе.
Все мы в связи с этими обстоятельствами задаёмся рядом вопросов, которые вы видите на слайде, основной из которых на сегодня для нас вамиКакую же личность мы должны воспитать? И какими методами лучше всего работать, чтобы этого добиться?Какие методы ВР самые эффективные сегодня?
На все эти вопросы мы с вами сегодня попытаемся ответить
Начнём с того- какие же четы характера мы с вами должны сформировать у личности- СЛАЙД5,6,7
Для реализации данных задач нам необходимо самим изменяться поставить для себя следующие задачи.
СЛАЙД 8
Основными задачами воспитательной работы в инновационном образовательном учреждении являются:
устранение воспитательных затруднений;
организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;
выработка новых подходов к осуществлению воспитания;выработка стратегий воздействия на учащихся;
устранение собственных недостатков;экспериментально-исследовательская работа
ПРИМЕНЯТЬ ПРИНЦИПЫ такие как СЛАЙД 9
Основные принципы конструирования воспитательной системы в инновационных школах
нацеленность на конечный результат;
системный, целостный подход к выбору содержания воспитательной работы
разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; связь с научными и образовательными учреждениями; непрерывность и управляемость воспитательной работы;
связь с жизнью;
гибкое реагирование на поступающую информацию;
творческий, активный характер;
оптимальное сочетание индивидуального и группового подходов в воспитании школьников;
преемственность воспитательской работы;
взаимосвязь субъектов воспитательной системы;
согласованность и последовательность в осуществлении инновационных преобразований;
рациональность распределения времени на учебную, воспитательную и методическую работу
СЛАЙД 10,11 , Основными направлениями развития воспитания в инновационной школе являются:
1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
3. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни - это суть гумманизации воспитания. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности- рисование, музыка, прикладное творчество и др.
4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферы жизни учащихся.
5. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления, различных клубов по интересам.
7. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.
8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитаника осуществляется воспитание – передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
10. Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя, его профессионального роста, так как ведущая роль в воспитан6ии принадлежит педагогу – образованному, гуманисту – интеллигенту, настоящему профессионалу и НОВАТОРУ, ведь зачастую учителя, научившись одному методу или приёму, который дает неплохие результаты работы- расслабляются и не хотят идти дальше, что-то еще пробовать, считая что нашли уже свой метод. А иногда учителя многое знают, владеют теорией, но на практике это не применяют. Вот как раз нам сейчас каждому нужно в себе открыть дверцу для новшеств, стать НОВАТОРАМИ.
СЛАЙД 12 Результатом воспитательной деятельности инновационной школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.
СЛАЙД 13 Чтобы нам достичь поставленных перед нами задач, нужно обязательно работать в системе и постоянно применять новые методы в работе.
О нескольких из них я вам сегодня расскажу.
14 Метод систематического исследования-решения проблем
Принципиально строится как совместная деятельность
Исходный момент - ситуация или утверждение, которые содержат трудно примиримое противоречие.
(Например, хочу роликовые коньки, но не имею возможности приобрести их легальным, законным путем)
15. Мини-исследованияв группах ведутся по традиционной схеме групповой работы. Основная задача группы – выработать коллективное решение по своему вопросу. Далее группы презентуют выработанные решения и позиции. Понятно, что у каждого варианта появятся свои сторонники и противники. Защищая свою позицию, приводя подкрепляющие её аргументы, учащиеся глубже прорабатывают предложенную идею. Педагог не комментирует идеи детей, воздерживается от оценочных суждений по отношению к содержанию высказываемых идей, но использует каждый вариант как толчок к дальнейшему размышлению. Не беда, что ребята уйдут с занятия, не достигнув консенсуса, главное, что они осознают вариативность исхода любой проблемы. Организуя обмен мнениями, учитель управляет схемой исследования. Совместно обсуждая ситуацию, школьники сами определяют, насколько выбранная стратегия способна привести к приемлемому решению, т.е. создают общее смысловое поле. Кроме того, здесь обозначаются вероятные пути альтернативных стратегий, помогающие выбрать наиболее перспективную из них. В этом процессе учителю отводится важная роль: он является активным координатором обсуждения жизненности выбранной стратегии, так как уже на этом этапе он видит ее уязвимые места, которые позже неизбежно приведут к пересмотру проделанной работы, частичному или полному отказу от сделанного и возвратуна исходные позиции.
Принимаемые решения подвергаются экспертизе с позиций нравственного идеала и социально одобряемых ценностей. Проблема моральной ответственности за последствия выбора проходит особым звеном в цепочке всей работы. Школьники учатся учитывать последствия принимаемых решений. Если принятое решение удачно, оно вызывает именно те последствия, на которые учащиеся рассчитывают. Если принятое решение оказывается ошибочным, то его влияние может быть далеким от расчетов и прогнозов. Социально значимые результаты сделанного выбора должны стать предметом ученических дискуссий, в ходе которых детально прогнозируются последствия реализации решения.
Добавим, что метод систематического исследования-решения проблем ведет к развитию нового проблемного видения, которое включает в себя усмотрение и анализ значимой проблемы, разработку варианта решения, выбор оптимального решения, прогнозирование последствий, принятие на себя ответственности за ближайшие и отдаленные последствия. В ходе решения проблемы учащиеся могут выйти на социальный проект.
16. Я вам сейчас покажу фрагмент из фильма 2013 года «Географ глобус пропил» КТО СМОТРЕЛ ЭТОТ ФИЛЬМ?
17.На «Кинотавре» в 2013 К. Хобенский получил приз «За лучшую мужскую роль»., его героя называют современный Обломов, бурю различных эмоций вызывает данный фильм.
СЛАЙД 47 Делимся на 4 группы-
1 сторонники учителя, его методов
2 противники учителя, его методов
3 сторонники учеников, их поведения
4 противники учеников, их поведения
СЛАЙД 48 Затем Географ- ролик
Вернёмся к нашему Методу систематического исследования-решения проблем
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП анализ значимой проблемы, разработку варианта решения, прогнозирование последствий, принятие на себя ответственности за ближайшие и отдаленные последствия.ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ…….. Приемлемы ли подобные методы работы? И поведение детей?
Не обязательно прийти к общему мнению- важно увидеть разные точки зрения на данную проблему.
СЛАЙД 49-52 методы игровой и моделирования- мы их совместим проинсценируем, обсудим
Я сейчас распределю роли- но для вас немного объясню почему именно так
Серёжа- Саша- вот ты учительский сыночек или сын влиятельной персоны- тебе делают поблажки, тебя не всегда заслуженно хвалят перед всеми, ты наглеешь- покажем как это со стороны смотрится
АркашаА ты Аркашечка у меня в классе шаловливый, шкодишь немного, но такие, как Серёжа на тебя всегда стучат и все косяки сваливают
Женечка-у меня очень стеснительный, неловкий мальчик, ограниченный физически и умственно, ребята всегда обижают его- пусть посмотрят как это выглядит со стороны
Костя-вот ты Костенька всегда выкрикиваешь про всех гадости, или за спиной плохо говоришь, вот я сейчас маме твоей тоже кое- что скажу при всех
53 ПРИТЧА
остальные пока посмотрите притчу, о том, что инновации, т.е изменения в своей жизни необходимы и возможны каждый день.
Вот, уже выступать, а мы не отрепетировали, ну и ладно, это же дети, тем более с овз??
Уважаемые родители , я Элионора Павловна, и гкп детей с ОВЗ Новоандреевской СОШ приготовила для вас выступление встречайте своих деток
Ииии……….
Рано Костя
Ребята готовы?
Ииии?Пампампампампампарапам
Встали на место раз два три
Костя руку вверх поднял
Женя ногу правую
Аркаша в носу не ковыряется
Серёжа молодец
Пампампампампампарапам Сережа молодец
Вот выходит Костенька, Костя не волнуется, в зале сидит мама деньги на пластилин не сдала
Аркаша встал на место
Костя все достаточно
Пампампампампампарапам Сережа молодец
Вот выходит Женечка
у Жени все получится ребята не обижают Женечку
Женя встал на место Женя встал на местоЖеня встал на местоСережа молодец
Пампампампампампарапам Сережа молодец
Вот выходит Аркашечка
Аркаша не репетировал стекло разбил в группе думал я не узнаю но я то все узнала, Сережа молодец Пампампампампампарапам Сережа молодец
Наконец выходит Сереженька
у Сережи все получается
ребята похлопали Сереже Сережа молодец
Пампампампампампарапам Сережа молодец
Теперь делаем лодочку плывем вон в ту вон сторону,
ребята не в ту сторону Сережа молодец
Пампампампампампарапам Сережа мой сыночек!
Всем актёрам спасибо, как вы думаете, на ваших персонажей имела бы воздействие такая ситуация- каждого нужно обсудить, дать высказаться детям. А нам с вами можно обсудить воспитателя.
Я с вашего позволения выйду из роли- переодеть игрушку в воспитателя и обсуждать всместе
Отрепетировал ли воспитатель с детьми?Имела ли право сына напоказ выставлять?Говорить кто деньги не сдал
Кто окно разбил?Имеют ли место быть такие воспитатели, учителя?
А может она под такой маской- недалёкой-глуповатой простоватой пытается бороться с плохими чертами характера детей и родителей , обличать несправедливость. Ведь ничего криминального в ее действиях нет.
Давайте обсудим метод, в чем права и не права Элианора Павловна
Спасибо большое всем за работу, очень продуктивно мы поработали, надеемся наша передача помогла вам еще раз расставить акценты в сложившейся на сегодня ситуации, когда учителя не имеют права стоять на месте и ждать прежних результатов от обучающихся. Они должны бежать впереди планеты всей!!!
Желаем всем учителям много здоровья и удачи в воспитании Будующего!!!
Ну и как добрая традиция, сложившаяся в нашей школе – мы каждый педсовет заканчиваем песней.