«Инновационные технологии в учебно-воспитательной деятельности классного руководителя»
Направления, формы, методы внеклассной работы, а также приемы использования
информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД (коллективные творческие дела);
технология проведения учебных дискуссий;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.
Технология КТД (коллективное творческое дело) - это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства, является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации.
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
Законы КТД:
коллективное творчество;
единое дело и добровольное участие в нём;
свобода выбора форм деятельности;
содружество взрослых и детей;
развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение, которые разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами. Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.
На классных часах я часто применяю тренинги общения, цель которых – создание у учащихся средствами групповой практической психологии опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков. Задачи:
отработать навыки убеждения
отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
развить умение находить подход к людям
подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
развитие умения невербального средства общения.
обучить эффективным способам общения
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – ещё одно направление работы
классного руководителя. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.
Эта технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при
подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание.
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.