СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция по охране труда для учителя в кабинете информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция по охране труда для учителя  в кабинете информатики

Просмотр содержимого документа
«Инструкция по охране труда для учителя в кабинете информатики»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора ГБОУ ЛНР

«Зимогорьевская ООШ І-ІІІ ст.им. И.Малько»

__________________________________________



ИНСТРУКЦИЯ №_____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

1. Общие требования охраны труда в кабинете информатики

1.1. Все положения данной инструкции по охране труда в кабинете информатики школы обязательны для исполнения всеми преподавателями образовательного учреждения, которые проводят учебные занятия с учениками в кабинете информатики (учителями, педагогами дополнительного образования и т.д.).

1.2. К самостоятельной работе в кабинете информатики получают доступ лица, которые:

  • достигли возраста 18 лет, а также прошли обязательный периодический медицинский осмотр при отсутствии каких-либо медицинских противопоказаний для работы с ПЭВМ;

  • получили, как правило, высшее или средне специальное образование или имеют соответствующий опыт работы в учебном учреждении;

  • успешно прошли вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением III группы допуска;

  • ознакомлены со всеми инструкциями по эксплуатации средств оргтехники (принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания и т.п.), инструкцией по технике безопасности в кабинете информатики, использования ТСО.

1.3. Для женщин со времени установления факта беременности, время работы с ПЭВМ не должно превышать 3-х часов в день.

1.4. Преподаватель, проводящий учебный процесс в кабинете информатики, обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, знать инструкцию по охране труда для учителя информатики, а также учитывать режим работы школы. Расписание учебных занятий в кабинете информатики должно определяться графиком учебных занятий, утвержденным директором учебного учреждения.

1.5. Опасными факторами при выполнении работ в кабинете информатики являются:

  • физические факторы, такие как:

- низкочастотные электрические и магнитные поля;

- статическое электричество;

- лазерное и ультрафиолетовое излучение;

- высокая температура воздуха в помещении;

- ионизация воздуха; высокое напряжение в электрической сети;

- различные технические средства обучения (ТСО);

- система вентиляции;

  • химические факторы, такие как:

- чрезмерное загрязнение воздуха пылью;

- вредные химические вещества, которые могут выделяться во время работы принтеров и копировальной техники);

  • психофизиологические факторы, такие как:

- чрезмерное напряжение зрения и внимания;

- повышенные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

- длительные статические перегрузки и монотонность выполняемого труда.

1.6. Обо всех выявленных неисправностях на рабочем месте, преподаватель, проводящий учебный процесс в кабинете информатики, должен своевременно докладывать заместителю директора по АХР, а в случае его отсутствия на рабочем месте – дежурному администратору учебного учреждения или непосредственно директору школы. К таким неисправностям относятся: неисправности в работе электропроводки, лабораторного оборудования, технических средств обучения, средств вычислительной и оргтехники, сантехнического оборудования и мебели; а также наличие разбитых или треснувших стекол в оконных проемах. Затем необходимо внести соответствующую запись в журнал заявок.

1.7. Для обеспечения пожарной безопасности в помещении в строго определенном и легкодоступном месте должны храниться исправный огнетушитель, песок, совок и кошма.

1.8. Для своевременного оказания первой медицинской доврачебной помощи в аварийных ситуациях в строго определенном и легкодоступном месте помещения должна храниться медицинская аптечка, срок годности которой необходимо постоянно контролировать.

1.9. В кабинете информатики на видном месте должна в обязательном порядке быть размещена инструкция по охране труда для учащихся кабинета информатики, предназначенная для учеников, занимающихся в данном кабинете.

1.10. В начале каждого учебного года необходимо проводить с учащимися вводный инструктаж (для этого необходимо выделить отдельный урок по плану) по технике безопасности с обязательным внесением записи в соответствующий журнал.

1.11. В случае получения травмы кем-либо из учеников преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, обязан срочно сообщить о случившемся дежурному администратору и медицинскому работнику данного учебного учреждения. При необходимости преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, обязан своевременно оказать первую медицинскую доврачебную помощь пострадавшему.

1.12. В случае не соблюдения кем-либо из учеников правил техники безопасности, настоящей инструкции по охране труда для кабинета информатики со всеми учениками, занимающимися в данном кабинете, необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его обязательной регистрацией в соответствующем журнале.

1.13. Все окна в кабинете информатики не должны иметь решеток, либо иметь распашные решетки, ключи от которых должны храниться в строго определенном и легкодоступном месте.
1.14. За любое нарушение данной инструкции по охране труда в кабинете информатики и ИКТ преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством ЛНР.


2. Требования охраны труда перед началом работы в кабинете информатики

2.1. Необходимо проверить правильность оборудования рабочих мест всех учеников и своего собственного рабочего места (установку стола, стула, подставки под ноги, пюпитра, угол наклона экрана монитора, положение клавиатуры) и, при необходимости, провести все необходимые изменения с целью исключения неправильных поз и длительных напряжений мышц тела.

2.2. Обратить особое внимание на то, чтобы монитор ПЭВМ находился на расстоянии не менее чем 50 см от глаз (оптимально 60 – 70 см), плоскость его экрана была перпендикулярна направлению взгляда, а центр экрана находился немного ниже уровня (или на уровне) глаз.

2.3. Необходимо проверить исправность и надежность заземления оборудования на всех рабочих местах:

• в случае наличия дополнительного проводника для заземления ПЭВМ (в случае, если ПЭВМ получает питание через двухконтактную розетку питания, или через трехконтактную розетку, но с отсутствием заземления третьего контакта), заземляющий проводник должен иметь надежное присоединение под винт крепления встроенного источника питания системного блока ПЭВМ;

• в случае наличия защитного фильтра для экрана, он должен иметь надежное заземление на корпус системного блока ПЭВМ (например, под винт крепления встроенного источника питания системного блока); строго запрещается заземление защитного фильтра к винтам крепления разъемов связи системного блока с периферийными устройствами, а также к винтам крепления кожуха системного блока.

2.4. Проверить правильность расположения компьютерного оборудования:

  • кабели электропитания ПЭВМ и другого оборудования (включая различные переноски и удлинители) должны располагаться с тыльной стороны рабочих мест;

  • источники бесперебойного питания должны быть удалены на максимальное расстояние от всех учеников и преподавателя, проводящего учебные занятия в кабинете информатики, для исключения их вредного влияния на организм человека повышенными магнитными полями.

2.5. Необходимо проверить надежность подключения разъемов периферийного оборудования к системным блокам.

2.6. Необходимо убедиться в отсутствии засветок, световых отражений и бликов на экранах мониторов. Необходимо убедиться в отсутствии ярко освещенных предметов, которые могут попадать в поле зрения при переходе взгляда с экрана монитора на документ. Необходимо убедиться в том, что освещенность документов достаточна для четкого различения их содержания. При возможности, необходимо отрегулировать освещение и принять все возможные меры для исключения бликов и засветок на экране и в поле зрения.

2.7. Необходимо убедиться в отсутствии загрязнений и пыли на экранах мониторов, защитных фильтрах и клавиатурах, при необходимости, обработать их специально предназначенной для этого салфеткой.

2.8. Необходимо включить оборудование на рабочих местах в той последовательности, которая установлена инструкциями по эксплуатации оборудования с учетом характера выполняемых на рабочем месте работ.

2.9. После включения оборудования и выполнения запуска используемых в работе программ преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, обязан:

  • убедиться в полном отсутствии дрожания и мерцания изображений на экранах мониторов;

  • проконтролировать установку яркости, контрастности, цветов и размеров символов, фона на экране для обеспечения наиболее комфортного и четкого восприятия изображения учениками.

2.10. Необходимо оградить всех учеников от выполнения работ в случае выявления каких-либо несоответствий рабочих мест установленным в данном разделе инструкции по охране труда в кабинете информатики требованиям, а также при отсутствии возможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования охраны труда во время работы в кабинете информатики

3.1. Во время выполнения работы необходимо строгое соблюдение данной инструкции по технике безопасности в кабинете информатики, правил эксплуатации компьютерного оборудования, средств оргтехники и ТСО, инструкции по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах.

3.2. Преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, обязан обеспечить:

  • поддержание надлежащего порядка и чистоты на своем рабочем месте, а также на рабочих местах всех учеников;

  • строгое соблюдение всеми учениками требований инструкций по технике безопасности во время работы с ПЭВМ;

  • строгое соблюдение всех требований (СанПиН ) на рабочих местах учеников;

  • строгое соблюдение установленных режимом рабочего времени и регламентированных перерывов в работе, выполнение всех рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учеников (СанПиН).

3.3. Во время проведения работы в кабинете информатики категорически запрещено:

  • прикасаться к задней панели системного блока при включенном электропитании;

  • выполнять переключения разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном электропитании;

  • закрывать оборудование бумагами и какими-либо посторонними предметами;

  • допускать излишнее скапливание большого количества бумаг на рабочих местах;

  • проводить отключение электропитания во время выполнения активной задачи;

  • в случае наличия защитного фильтра удалять его с экрана монитора;

  • допускать попадание жидкостей на поверхности устройств;

  • проводить самостоятельное вскрытие и ремонт любого оборудования;

  • проводить вскрытие или заправку на рабочем месте картриджей лазерных принтеров и копировальной техники;

  • прикасаться к нагретым элементам принтеров и копировальной техники;

  • оставлять без присмотра включенную или работающую вычислительную и оргтехнику, ТСО;

  • оставлять учеников в кабинете информатики одних без присмотра.

3.4. Режимы работы с ПЭВМ должны строиться в соответствии с «Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН)» в зависимости от вида и категории выполняемой деятельности. Во время регламентированных перерывов в работе с целью уменьшения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного аппарата, гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития тонического утомления мышц необходимо выполнять все комплексы физических упражнений, предусмотренных СанПиН в соответствии с возрастными особенностями учеников.

3.5. Использование ионизаторов воздуха возможно только во время перерывов в работе и при отсутствии людей в помещении.

3.6. При открывании оконных рам необходимо обеспечить отсутствие сквозняков, которые могут повлечь за собой разбитие стекол.

4. Требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций

4.1. В случае возникновения аварийных ситуаций, преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, обязан:

  • при возможности, отключить неисправное оборудование от электросети;

  • незамедлительно эвакуировать из кабинета всех учеников, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом спокойствие и порядок;

  • немедленно сообщить о случившемся заместителю директора по АХР, а в случае его отсутствия на рабочем месте – дежурному администратору учебного учреждения.

4.2. При выявлении обрывов проводов электропитания или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, каких-либо посторонних звуков при работе оборудования и текстовых сигналов, сообщающих о его неисправности, необходимо немедленно прекратить выполнение работы, а также обеспечить прекращение выполнения работы всеми учениками и отключить электропитание.

4.3. При поражении кого-либо из учеников электрическим током необходимо принять экстренные меры по его освобождению от действия электрического тока путем отключения электропитания. После этого необходимо обратиться к медицинскому работнику учебного учреждения, а при необходимости, оказать потерпевшему первую медицинскую доврачебную помощь.

4.4. В случае возникновения возгорания любого оборудования в кабинете информатики необходимо пользоваться инструкцией по пожарной безопасности в кабинете информатики, немедленно отключить электропитание и срочно сообщить о случившемся в ближайшее отделение пожарной охраны, а также своему непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара всеми имеющимися в наличии средствами пожаротушения.


5. Требования охраны труда после завершения работы в кабинете информатики

5.1. После завершения выполнения работы преподаватель, проводящий учебные занятия в кабинете информатики, обязан:

  • проконтролировать успешное закрытие учениками всех выполняемых на ПЭВМ задач;

  • отключить электропитание в той последовательности, которая установлена инструкциями по эксплуатации оборудования с учетом характера выполняемых работ;

  • проконтролировать приведение в надлежащий порядок рабочих мест всех учеников;

  • обеспечить организованный выход всех учеников из кабинета информатики.

5.2. Выключить освещение, перекрыть водопроводные краны и закрыть все окна.

5.3. При выявлении каких-либо неисправностей мебели, оборудования, нарушений целостности оконных стекол необходимо поставить в известность об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии на рабочем месте – дежурного администратора и внести соответствующую запись в журнал заявок.


6. Заключительные положения инструкции

6.1. Проверка и пересмотр данной инструкции должна осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

6.2. Данная инструкция по охране труда в кабинете информатики должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

  • при изменении каких-либо условий труда в конкретном кабинете информатики;

  • при очередном внедрении новой техники и (или) технологий;

  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на рабочем месте, а также профессиональных заболеваний;

  • по предъявлению требования представителей органов по труду субъектов ЛНР и или органов инспекции труда.

6.3. Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) данной инструкции по охране труда в кабинете информатики условия труда в кабине информатики не меняются, то ее действие автоматически продлевается на следующие 5 лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также за пересмотр данной инструкции по технике безопасности в кабинете информатики возлагается на инженера по охране труда данного учебного учреждения.




Инструкцию разработал:

_____________________ ______________ _____________________________

(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)



СОГЛАСОВАНО

Ответственный за организацию

охраны труда _____________ ______________________

(подпись) (фамилия, инициалы)