СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Комплект инструкционно - технологических карт составлен в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) и Рабочей программой по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»
_________________________________________________________________
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе
______________ Т.С.Теплякова
« ______» _________________20____г.
КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 «СТАТИСТИКА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
2014 г.
ОДОБРЕН Цикловой комиссией Протокол № _____ «___»__________20___г. |
| Председатель ________________ И.В.Аборина «_____»____________20___г. |
|
|
|
|
|
|
Автор: Преподаватель ____________ Г.А. Азикова
|
|
|
Комплект инструкционно - технологических карт составлен в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) и Рабочей программой по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
1.ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ 6
2.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Пояснительная записка
Современные требования, связанные с модернизацией системы образования, заставляют по новому взглянуть на учебный процесс. Традиционные уроки не дают должного эффекта. Задача педагога – создать условия для самостоятельного поиска и отработки информации студентами. Практико-ориентированный подход способствует развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Комплекс инструкционно-технологических карт предназначен для студентов 2 курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» для выполнения практических работ по дисциплине «Статистика» и нацелен на оказание практической и методической помощи обучающимся в выполнении практической работы, в организации самоконтроля, формирования навыков анализа своей деятельности на уроке, повышение профессиональной компетенции.
Курс дисциплины «Статистика» рассчитан на 48 аудиторных часов, из которых 24 часа практические занятия, которые проводятся после изучения тем.
Практические занятия, прежде всего, выполняются традиционную задачу обучения характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогают тренировать память и экономические мышление, учат самостоятельности. В этих целях в практических заданиях приведены различные приемы проверки, закрепления и развития знаний (работа с нормативно правовыми актами, разъяснение понятий, выполнение творческих заданий, решение задач, терминологические тренинги).
Практические занятия проводятся при фронтальной организации работы, которая имеет ряд преимуществ:
● Работы проводятся после изучение соответствующей темы программы, переходя последовательно от простых к более сложным;
● Значительно облегчается руководство студентами и наблюдение за ходом работы;
● Возможно проведение группового инструктажа по выполнению работы;
● Экономит учебное время;
●Позволяет вовлечь всех студентов в работу;
● Дает простор творческому мышлению;
● Позволяет понять ,насколько глубоко студенты усвоили материал;
После выполнения практической работы подводятся итоги. Студенты сдают отчет в письменном виде. В ходе практической работы проводятся индивидуальные беседа. Критериями оценки являются правильные точные ответы, глубина раскрытия вопросов.
В состав комплекта вошли инструкционно-технические карты по темам:
●Метод группировок в статистике
●Ряды распределения в статистике
● Статистические таблицы и графики
● Абсолютные и относительные величины в статистике
● Средние величины в статистике
● Показатели вариации в статистике
● Виды и методы анализа рядов динамики
● Индексы в статистике
В результате выполнения в совокупности всех практических работ по дисциплине «Статистика» у студента должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №1
ОП.02 «Статистика»
Тема 3.2 «Метод группировок в статистике»
Наименование практической работы: «Построение группировок»
Цель занятия: сгруппировать данные статистического наблюдения
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: группировать данные статистического наблюдения
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание:
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
К каким группированным признакам- атрибутным или количественным относятся:
а) возраст человека-….
б) национальность-…
в) балл успеваемости
г) доход сотрудника фирмы-…
д)форма собственности-…
Задание 2
Известны следующие данные о рабочих 3-х бригад.
№ п/п | пол | возраст | образование | Тарифный разряд | З/п за декабрь 1985г.,руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Муж | 52 | Неполное среднее | 1 | 90 |
2 | Муж | 35 | Среднее | 4 | 105 |
3 | Жен | 25 | Среднее техническое | 4 | 120 |
4 | Жен | 32 | Среднее техническое | 6 | 205 |
5 | Жен | 23 | Среднее техническое | 5 | 140 |
6 | Муж | 18 | Среднее | 3 | 110 |
7 | Муж | 27 | Среднее техническое | 5 | 190 |
8 | Муж | 40 | Среднее | 4 | 120 |
9 | Жен | 28 | Среднее | 3 | 100 |
10 | Жен | 40 | Среднее техническое | 4 | 130 |
11 | Муж | 45 | Среднее техническое | 5 | 140 |
12 | Муж | 25 | Среднее техническое | 6 | 215 |
13 | Жен | 46 | Неполное среднее | 1 | 70 |
14 | Муж | 21 | Среднее техническое | 5 | 150 |
15 | Жен | 26 | Среднее техническое | 5 | 140 |
16 | Муж | 30 | Среднее | 4 | 150 |
17 | Жен | 38 | Среднее | 3 | 110 |
18 | Жен | 24 | Среднее техническое | 5 | 130 |
19 | Муж | 34 | Среднее техническое | 6 | 190 |
20 | Муж | 42 | Среднее техническое | 6 | 206 |
21 | Жен | 50 | Среднее | 3 | 100 |
22 | Муж | 33 | Среднее техническое | 5 | 160 |
23 | Муж | 41 | Среднее техническое | 6 | 210 |
24 | Жен | 19 | Среднее техническое | 3 | 110 |
25 | Муж | 35 | Среднее техническое | 4 | 150 |
26 | Муж | 47 | Среднее техническое | 5 | 190 |
27 | Жен | 41 | Среднее | 4 | 130 |
28 | Жен | 29 | Среднее техническое | 4 | 120 |
29 | Муж | 59 | Среднее | 5 | 180 |
30 | Муж | 28 | Среднее техническое | 6 | 210 |
31 | Жен | 23 | Среднее техническое | 3 | 105 |
32 | Муж | 55 | Неполное среднее | 3 | 130 |
33 | Муж | 31 | Среднее техническое | 5 | 170 |
34 | Муж | 39 | Среднее | 5 | 160 |
35 | Муж | 35 | Среднее | 4 | 150 |
36 | Муж | 30 | Среднее | 2 | 110 |
37 | Муж | 29 | Среднее | 1 | 100 |
38 | Жен | 32 | Среднее техническое | 5 | 140 |
39 | Жен | 45 | Среднее техническое | 5 | 130 |
40 | муж | 29 | Среднее техническое | 6 | 180 |
Построить по данным задачи простые группировки рабочих:
а) полу
б) возрасту
в) образованию
г) классификации
Группы, выделенные по каждому из этих признаков, охарактеризуйте двумя показателями: число рабочих и начисления рабочим заработная плата. Подсчитайте итоги по этим показателям. Результаты представьте в виде таблицы.
Задание 3
По данным предыдущей задачи постройте следующие комбинационные группировки рабочих:
1)по полу и образованию
2)по полу и возрасту
3)по полу и квалификации
Каждую выделенную подгруппу охарактеризуйте двумя показателями: число рабочих и начисленная заработная плата. Результаты представьте в виде таблицы
3)Результаты выполнения задания представить в виде цифровых данных, и в виде таблицы
Контрольные вопросы:
1)Перечислите цели и задачи обработки, данных наблюдения, расскажите о назначении статистической сводки и группировки.
2)Какие виды статистических группировок существуют?
3)Что представляют собой группировочные признаки?
4)Какие способы изложения результатов статистических сводок и группировок применяются?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №2
ОП.02 «Статистика»
Тема 3.3 «Ряды распределения в статистике»
Наименование практической работы: «Решение задач по построению рядов распределения»
Цель занятия: определить вид ряда распределения, построить ряды распределения.
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Определять вид ряда распределения, строить ряды распределения.
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание:
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Определите вид ряда распределения по данным о распределение рабочих завода по тарифному разряду:
№ тарифного разряда | Число рабочих, чел. | Удельный вес, % к итогу |
1 | 5 | 10 |
2 | 6 | 12 |
3 | 5 | 10 |
4 | 12 | 24 |
5 | 22 | 44 |
Итого: | 50 | 100 |
Задание 2
Известны следующие данные об объеме импорта РФ с отдельными странами Европы в 1997 г.(в фактически действовавших ценах, млн.долл.США)
979 | 184 | 176 | 311 | 761 |
614 | 323 | 209 | 1596 | 946 |
345 | 250 | 1002 | 1611 | 539 |
896 | 245 | 400 | 111 | 1627 |
Используя эти данные, постройте интервальный вариационный рад распределения стран Европы по объему импорта с РФ выделив четыре группы стран с равными интервалами.
Задание 3
Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов на 1 курс ВУЗа в 1998г. (баллов)
18 | 16 | 20 | 17 | 19 | 20 | 17 |
17 | 12 | 15 | 20 | 18 | 19 | 18 |
18 | 16 | 18 | 14 | 14 | 17 | 19 |
16 | 14 | 19 | 12 | 15 | 16 | 20 |
Постройте:
а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов ,выделив четыре группы абитуриентов с равными интервалами;
б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в ВУЗ, учитывая, что проходной балл составил 15 баллов.
3)Результаты выполнения задания представить в виде решения задач.
Контрольные вопросы:
1)Что называется рядами распределения в статистике?
2)Назовите структурные элементы ряда распределения?
3)Какие виды рядов распределения вы знаете?
4)Что называется группировочным признаком?
5)Как определить интервал распределения?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №3
ОП.02 «Статистика»
Тема 4.1 «Статистические таблицы и графики»
Наименование практической работы: «Построение таблиц и графиков»
Цель занятия: построить статистические таблицы
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Строить статистические таблицы
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание:
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Назовите подлежащие и сказуемое в таблицах 4-7 .определите вид, таблицы по характеру разработки подлежащего и сказуемого.
Внешняя торговля России с некоторыми странами Америки (в фактически действующих ценах) | ||||||
Страна | Экспорт Импорт | |||||
1992 | 1993 | 1994 | 1992 | 1993 | 1994 | |
Аргентика | 50 | 27 | 27 | 100 | 67 | 38 |
Бразилия | 44 | 61 | 77 | 103 | 114 | 193 |
Канада | 177 | 248 | 184 | 1080 | 294 | 180 |
Куба | 200 | 103 | 248 | 632 | 436 | 300 |
Мексика | 16 | 27 | 62 | 3 | 14 | 7 |
Панама | 159 | 77 | 124 | 7 | 7 | 9 |
США | 762 | 1997 | 3422 | 2898 | 2304 | 2052 |
Итого: | 1408 | 2540 | 4144 | 4823 | 3236 | 2779 |
Подлежащее:
Сказуемое:
Таблица:
Численность населения России | |||||
Годы | Все население, млн.чел. | В том числе | В общей численности Населении % | ||
Городское | Сельское | Городское | Сельское | ||
1991 | 148,5 | 109,8 | 38,7 | 74 | 26 |
1992 | 148,7 | 109,7 | 39,0 | 74 | 26 |
1993 | 148,7 | 108,9 | 39,8 | 73 | 27 |
1994 | 148,4 | 108,5 | 39,9 | 73 | 27 |
1995 | 148,3 | 108,3 | 40,0 | 73 | 27 |
Подлежащее:
Сказуемое:
Таблица:
Ввод в действие жилых домов по формам собственности (млн | ||||
Формы собственности предприятий и организаций |
| |||
Всего Млн. | Уд. вес в общем объеме ввода,% | Всего Млн. | Уд вес в общем объеме ввода,% | |
Всего: | 41,7 | 100 | 38,3 | 100 |
В том числе: 1)государственная собственность | 15,0 | 36 | 10,6 | 28 |
Из нее: федеральная, субъектов РФ | 11,7 3,3 | 28 8 | 8,5 2,1 | 22 6 |
2)муниципальная | 7,0 | 17 | 4,1 | 11 |
3)частная | 10,2 | 24 | 11,0 | 28 |
4)Смешанная РФ(без иностранного участия) | 9,5 | 23 | 12,6 | 33 |
Подлежащее:
Сказуемое:
Таблица:
Структура безработных в РФ по полу и возрасту | |||||||||||||
Группы Безработных возрасту, лет | 1992 | 1993 | 1994 | ||||||||||
всего | В том числе | всего | В том числе | всего | В том чсиле | ||||||||
Жен. | Муж. | Жен. | Муж. |
| Жен. | Муж. | |||||||
15-19 | 15,5 | 16,4 | 14,7 | 13,6 | 15,3 | 11,8 | 11,8 | 14,2 | 9,5 | ||||
20-24 | 15,8 | 14,3 | 17,1 | 16,8 | 14,9 | 18,6 | 16,2 | 15,2 | 17,2 | ||||
25-29 | 11,6 | 11,0 | 12,1 | 11,9 | 11,4 | 12,4 | 11,3 | 10,9 | 11,8 | ||||
30-49 | 39,5 | 39,7 | 39,4 | 43,4 | 43,7 | 43,2 | 48,5 | 48,1 | 48,8 | ||||
50-54 | 6,5 | 7,2 | 5,9 | 5,6 | 6,0 | 5,3 | 5,2 | 5,3 | 5,0 | ||||
55-59 | 5,3 | 5,6 | 5,1 | 5,1 | 5,3 | 4,9 | 4,9 | 4,2 | 5,5 | ||||
60 и старше | 5,8 | 5,8 | 5,7 | 3,6 | 3,4 | 3,8 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | ||||
Итого: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Подлежащее:
Сказуемое:
Таблица:
Задание 2
Оформите в табличном виде следующие данные. Прожиточный минимум населения ( в расчете на душу населения)возрос с 20,6(1996г.) до 86,6 тыс. руб/месяц (1997г.).За этот период прожиточный минимум возрос:
Трудоспособного населения с 23,1 до 97,4 тыс.руб./мес;
Пенсионеров с 14,4 до 61,0 тыс. руб/месс;
Детей с 20,7 до 87,4 тыс.руб/месс.
Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума населения увеличилось с 213 до 234.Сформируйтк название таблицы
Задание 3
Розничный товарооборот во всех каналах реализации составило в 1997 г 213 430 млрд.руб., в том числе в государственной форме собственности 31 597 млрд.руб., в негосударственной -181 833 млрд.руб., что составило соответственно 15 и 85% общего объема розничного товарооборота .представьте эти данные в виде таблицы, сформируйте заголовок ,укажите подлежащее, сказуемое ,вид таблицы.
Задание 4
Имеются следующие данные о распределение безработных по продолжительности безработицы
Распределение безработных по продолжительности безработицы
Продолжительность Безработицы,мес | Всего безработных | В том числе | |
женщины | мужчины | ||
До 1 | 12,9 | 11,8 | 12,7 |
1-4 | 35,4 | 35,2 | 36,7 |
4-8 | 26,2 | 26,7 | 27,0 |
8-12 | 16,5 | 16,7 | 15,6 |
Более 12 | 9,0 | 9,6 | 8,1 |
Итого: | 100,0 | 100 | 100 |
Подлежащее:
Сказуемое:
Таблица:
3)Результаты выполнения задания представить в виде статистических таблиц
Контрольные вопросы:
1)Что называется статистической таблицей?
2)Что называется подлежащим таблицы?
3)Что называется сказуемым таблицы?
4)Какие таблицы называются простыми?
5)Какие таблицы называются сложными?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №4
ОП.02 «Статистика»
Тема 5.1«Абсолютные и относительные величины в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет относительных величин»
Цель занятия: рассчитать относительные величины
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: рассчитывать относительные величины
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание:
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание1
Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ
| 1992 | 1993 | 1994 | 1995 |
Произведено бумаги, тыс.т | 3603 | 2882 | 2215 | 2771 |
Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения в процентах. Результаты представьте в табличной форме.
Задание 2
Объем продаж АО»ЛОМО» в 1995 г.в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предыдущим годом на 5 % и составил 146 млрд.руб. Определите объем продаж в 1994г.
Задание3
Торговая фирмы планировала в 1997 г по сравнению с 1996 г.увеличить оборот на 14,5% выполнение установленного плана составило 102,7 % .Определите относительный показатель.
Задание 4
Волжский автомобильный завод в мае 1996 г. Превысил плановое задание по реализации машин на 10,6 % ,продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованных за месяц машин.
Задание 5
Производство автомобилей в РФ в январе-мае 1996г.Характеризуется следующими данными, тыс.шт.
| январь | февраль | март | апрель | май |
Всего | 65,0 | 83,2 | 79,3 | 89,9 | 76,6 |
В том числе | 11,0 | 11,5 | 12,0 | 11,0 | 9,3 |
легковые | 54,0 | 71,7 | 67,3 | 78,9 | 67,3 |
Рассчитайте, относительны показатели структуры. Результаты представьте в табличной форме.
Задание 6
Выпуск продукции, производимой текстильной фабрикой в 1997-1978 характеризуется следующими данными, тыс. пог. м:
Виды продукции | Фактически 1977г. | По плану 1978г. | Фактически 1978г. |
Ситец | 2500 | 2600 | 2650 |
Шпатель | 4860 | 4900 | 4980 |
Бязь | 500 | 500 | 530 |
Фланель | 1200 | 1100 | 1200 |
Вычислить относительные величины:
а) планового задания
б) степени выполнения плана
в) динамики производства каждого вида ткани
Представьте результаты вычислений в табличной форме.
Задание 7
Известны следующие данные о средней годовой численности работников промышленности СССР (тыс. чел.). Заполните пустые графы таблицы.
Категории работников | Рабочие | Ученики | ИТР | Служащие | Прочий персонал | Всего | |
1970г. | 25631 | 508 | 3687 | 1275 | 492 |
| |
1974г |
| 27096 | 463 | 4114 | 1257 | 503 |
|
| |||||||
Расчетные показатели |
|
|
|
|
|
| |
Относительная величина структуры |
1970 |
|
|
|
|
|
|
1974 |
|
|
|
|
|
| |
Относительные величины динамики в 1974г.по сравнению с 1970 г. |
|
|
|
|
|
|
Задание8
Имеются следующие данные о урожайности пшеницы в некоторых странах (ц /га)
Казахстан 7,2
Россия 14,5
США 25,3
Китай 33,2
Нидерланды 80,7
Рассчитайте относительные показатели сравнения. Данные представьте в виде таблицы(в.%)
3)Результаты выполнения задания представить в виде решения задач на расчет относительных величин.
Контрольные вопросы:
1)Каково назначение статистических величин в процессе изучения общественных явления?
2)Какие виды относительных величин находят применение?
3)Расскажите об относительных величинах, их видах,способах расчетов и формах выражения
4)Каковы основные условия правильного применения относительных величин?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №5
ОП.02 «Статистика»
Тема 5.1«Абсолютные и относительные величины в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет относительных величин»
Цель занятия: рассчитать относительные величины
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Рассчитывать относительные величины
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание:
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
В 1 квартале розничный товарооборот торгового объединения составил 250млн.руб.
Во 2 квартале планируется розничный товарооборот в 350 млн.руб.Определите относительную величину планового задания.
Задание 2
Фирма согласно плану должна была выпустить продукции в течении квартала на сумму 200 тыс.Фактические же выпустили продукции на 220 тыс.руб.Определите степень выполнения плана выпуска продукции фирмой
за квартал.
Задание3
Число телефонных станций в России в 1996г. Составило 34,3 тыс., а в 1997 34,5 тыс.руб. Определите относительную величину динамики .
Задание 4
Данные:
Наименование | Число, станций. Тыс.шт. | Удельный вес каждый сети в общем итоге |
Телеф. станция В т. ч Городские сельские | 34,5
7,5 27,0 |
|
Рассчитать относительные показатели структуры
Задание 5
Имеются данные о производстве некоторых видов промышленной продукции
В РФ в натуральном выражении в 1998
Стиральные машины 852 тыс.шт.
Пылесосы 445 тыс.шт.
Электроутюги 697 тыс. шт.
Определите относительные показатели уровня экономического развития ,зная, что численность постоянного расселения России на начало 1998 г составила 146,7 млн.чел. на начало 1999 составило 146,3 млн.чел.
Задание 6
Имеются следующие данные о производстве муки в РФ.
Показатель | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Производство муки, млн.тыс. | 11,5 | 9,6 | 10,9 | 11,2 |
Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения.
3)Результаты выполнения задания представить в виде решения задач на расчет относительных величин.
Контрольные вопросы:
1)Каково назначение статистических величин в процессе изучения общественных явлений?
2)Какие виды относительных величин находятся применении?
3)Расскажите об относительных величинах ,их видах, способах, расчетов и формах выражения?
4)Каковы основные условия правильного применения относительных величин?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №6
ОП.02 «Статистика»
Тема 5.2 «Средние величины в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет средних величин»
Цель занятия: рассчитать средние величины
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Рассчитывать средние величины
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Посевная площадь 10 колхозов района (га) составляла 1984г:3560,2045,2820,3545,4240,2489,4200,3560.Определите среднюю посевную площадь колхозного района.
Задание 2
Две бригады рабочих обрабатывают один и тот де вид деталей. Дневная выработка деталей отдельными рабочими характеризуется следующими данными:
1-ая бригада | 2-ая бригада | ||
Порядочный номер рабочего | Дневная выработка, рабочего, шт. | Порядочный номер рабочего | Дневная выработка, рабочего, шт. |
1 | 70 | 1 | 74 |
2 | 73 | 2 | 83 |
3 | 68 | 3 | 81 |
4 | 75 | 4 | 100 |
5 | 75 | 5 | 73 |
Определите:
а) среднее число деталей, обработанных одним рабочим каждой бригады за день
б) среднее число деталей, обработанных одним рабочим обеих бригад.
Задание3
Имеются следующие по остановкам предприятий и производств с промышленности Центрально-Черноземского района в сентябре 1995г.
Область | Число предприятий, на которых имели место простои более одной смены | Потери рабочего времени,тыс.чел-дн. |
Белгородская | 61 | 124 |
Воронежская | 103 | 286 |
Курская | 57 | 211 |
Липецкая | 67 | 131 |
Тамбовская | 60 | 202 |
Определите средние потери рабочего на одно предприятие в целом по району.
Задание 4
Результаты торгов на российских биржах 1 июля 1996г. Характеризуется следующими данными:
Биржа | Курс доллара , США, руб. | Объем продаж, млн. долл. |
Московская | 5115 | 8,79 |
Санкт-Петербург | 5138 | 7,84 |
Самарская | 5126 | 1,88 |
Уральская | 5129 | 6,21 |
Азиатско-Тихоокеанская | 5100 | 2,79 |
Ростовская | 5137 | 0,55 |
Нижегородская | 5125 | 0,03 |
Рассчитать средний курс доллара.
Задание 5
Производственные мощности металлургических комбинатов и уровень их использования 1995г.Характеризуется следующими данными:
Комбинат | Мощность, млн.т/год | Загрузка % | ||||
чугун | сталь | прокат | чугун | сталь | прокат | |
Магнитогорский | 10,5 | 18,5 | 12,0 | 41,3 | 63,4 | 53,4 |
Череповецкий | 9,5 | 13,5 | 11,5 | 60,5 | 70,4 | 58,5 |
Новолипецкий | 9,5 | 9,9 | 7,0 | 71,4 | 73,7 | 89,0 |
Нижнетагильский | 7,0 | 8,0 | 4,5 | 64,2 | 70,6 | 82,9 |
Западно-сибирский | 6,0 | 6,9 | 4,3 | 69,3 | 75,4 | 82,5 |
Челябинский | 4,0 | 7,0 | 4,0 | 36,4 | 44,9 | 43,7 |
Кузнецкий | 3,7 | 4,8 | 3,5 | 74,2 | 67,0 | 76,7 |
Орско-Халиловский | 3,4 | 4,6 | 3,4 | 62,4 | 64,7 | 61,4 |
Рассчитайте среднюю отраслевую загрузку производственных мощностей по каждому виду продукции.
3)Результаты выполнения задания представить в виде решения задач по расчету средних величин.
Контрольные вопросы:
1)В чем сущность средних величин?
2)Какие виды, формы и способы исчисления средних величин применяются?
3)В чем следует руководствоваться при выборе вида и формы средней?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №7
ОП.02 «Статистика»
Тема 5.2 «Средние величины в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет средних величин»
Цель занятия: рассчитать средние величины
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Рассчитывать средние величины
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Распределить рабочих предприятия по тарифному разряду:
Тарифный разряд
| Число рабочих, чел.
|
1 2 3 4 5 6 | 2 3 26 74 18 4 |
Определить средний уровень квалификаций рабочих предприятия.
Задание 2
Имеются данные по фермерским хозяйствам области.
Группы хозяйств По себестоимости 1ц.сах.свеклы руб. | Число хозяйств | Валовой сбор в среднем на 1 хозяйство ,ц.
|
До 40 | 32 | 111,3 |
40-45 | 58 | 89,7 |
45-50 50 и более | 124 | 113,5 |
| 17 | 130,1 |
Определить среднюю себестоимость 1 ц свеклы в целом по фермерским хозяйствам области.
Задание3
Пять торговых центров фирмы имеют следующий объем товарооборота ха месяц.
Экономический Покупатель | Торговый центр | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Товарооборот (млн.руб.) | 130 | 142 | 125 | 164 | 127 |
Определить средний месячный товарооборот в расчете на один центр.
Задание 4
Данные:
Результаты торгов акциям АО
Сделка | Кол-во данных, акций шт.(т) | Курс продажи, руб. |
1 | 500 | 1080 |
2 | 300 | 1050 |
3 | 1100 | 1145 |
Рассчитать средний курс продажи акций.
3)Результаты выполнения задания представить в виде решения задач по расчету средних величин.
Контрольные вопросы:
1)В чем сущность средних величин?
2)Какие виды, формы и способы исчисления средних величин применяются?
3)В чем следует руководствоваться при выборе вида и формы средней?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №8
ОП.02 «Статистика»
Тема 5.3 «Показатели вариации в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет показателей вариации»
Цель занятия: рассчитать показатели вариации
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Рассчитывать показатели вариации
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Имеются следующие данные о распределение учителей средних школ по стажу работы:
Стаж работы, лет | Число учителей в % к итогу | Xi fi | | |
|
| |
8 | 14 |
|
|
|
|
|
|
9 | 20 |
|
|
|
|
|
|
10 | 30 |
|
|
|
|
|
|
11 | 24 |
|
|
|
|
|
|
12 | 12 |
|
|
|
|
|
|
Итого | 100 |
|
|
|
|
|
|
Заполните пустые графы и рассчитайте показатели вариации:
1)Размах вариации
2)Среднее линейное отклонение
3)Дисперсию
4)Среднее квадратичное отклонение
Задание 2
Имеются следующие данные о распределении промышленных предприятий города по числу рабочих на 1 января 1985г.
Группы Предприятий по числу рабочих
| Число Предприятий В %: в итогу | Xi | Xi fi | | |
|
| |
До 100 | 50 |
|
|
|
|
|
|
|
100-300 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
300-500 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
500-1000 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
1000-3000 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
3000 и выше | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого | 100 |
|
|
|
|
|
|
|
3)Результаты выполнения задания представить в виде заполненных таблиц и рассчитанных показателей вариации.
Контрольные вопросы:
1)В каких случаях рассчитываются показатели вариации?
2)Как рассчитать размах вариации?
3)Какие показатели вариации выражаются в средних величинах?
4)Какие показатели вариации выражаются в относительных величинах?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №9
ОП.02 «Статистика»
Тема 5.3 «Показатели вариации в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет показателей вариации»
Цель занятия: рассчитать показатели вариации.
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Рассчитывать показатели вариации
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Имеются следующие данные о распределение скважин в одном из районной глубине.
Группы скважин по глубине, м.
| Число скважин |
200-400 | 12 |
400-600 | 50 |
600-800 | 30 |
800-1000 | 8 |
всего | 100 |
Расчетные показатели представьте в табличной форме, рассчитайте показатели:
а) размах вариации
б) среднее линейное отклонение
в) дисперсию
г) среднее квадратичное отклонение
Задание 2
По данным о распределении пряжи по крепости нити сравнить дисперсии 1и 2
1 группа пряжи (менее крепкая) | 2 группа пряжи(более крепкая) | |||
120-130 | 2 | 200-210 | 25 | |
130-140 | 6 | 210-220 | 28 | |
140-150 | 8 | 220-230 | 16 | |
150-160 | 15 | 230-240 | 10 | |
160-170 | 25 | 240-250 | 8 | |
170-180 | 29 | 250-260 | 7 | |
180-190 | 35 | 260-270 | 5 | |
190-200 | 30 |
|
|
3)Результаты выполнения задания представить в виде заполненных таблиц и рассчитанных показателей вариации.
Контрольные вопросы:
1)В каких случаях рассчитываются показатели вариации?
2)Как рассчитать размах вариации?
3)Какие показатели вариации выражаются в средних величинах?
4)Какие показатели вариации выражаются в относительных величинах?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №10
ОП.02 «Статистика»
Тема «Виды и методы анализа рядов динамики»
Наименование практической работы: «Определение показателей динамики»
Цель занятия: рассчитать показатели рядов динамики
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Рассчитывать показатели рядов динамики
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Имеются следующие данные о поголовье крупного рогатого скота в колхозе на начало соответствующего месяца.
Месяц | Январь 1977г. | Февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Январь 1978г. |
Число годов | 650 | 660 | 690 | 715 | 735 | 760 | 800 | 770 | 760 | 748 | 734 | 720 | 690 |
Вычислите среднее поголовье скота:
а) за каждый квартал
б) за каждое полугодие
в) за год
Задание 2
Имеются данные о численности населения и производстве мяса в России.
показатели | годы | ||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | |
Численность населения на начало года, млн. чел. | 147,4 | 148,5 | 148,7 | 148,7 | 148,4 | 148,3 | 148,0 |
Производство мяса, млн.т. | 10,11 | 9,39 | 8,26 | 7,51 | 6,86 | 5,9 | - |
Определите:
а) среднюю численность населения за каждый год.
б) производственный ряд динамики производства мяса на душу населения для каждого года
в) средние уровни рядов динамики.
Задание 3
Запасы материалов на промышленном предприятие составили на начало соответствующего квартала, тыс. руб.
1 января 1978 | 1 апреля 1978 | 1 июля 1978 | 1 октября | 1 января 1979 150,8 |
146,7 | 159,5 | 168,7 | 154,3 |
|
Определите средний запас материалов:
а) За 1 и 2 полугодия.
б)за год
Задание 4
остатки вкладов населения в сбербанках города в 1997г. Характеризуется следующими данными на 1-ое месяца, тыс. руб.
январь - 910,5
февраль -920,0
март - 915,4
апрель - 920,8
май - 917,0
июнь - 921,3
июль - 925,9
Определите:
а) среднемесячные остатки вкладов- населения за 1 и 2 кварталы
б) абсолютный прирос изменения среднего остатка вклада по 2 по сравнению с 1 кварталом
3)Результаты выполнения задания представить в виде рассчитанных показателей ряда динамики.
Контрольные вопросы:
1)Что понимаются под рядами динамики в статистике, какие различают виды рядов динамики?
2)Какие показатели применяются при анализе ряда динамики?
3)Расскажите о целях и способах обработки рядов динамики
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №11
ОП.02 «Статистика»
Тема «Индексы в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет индивидуальных индексов»
Цель занятия: вычислить индивидуальные индексы
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Вычислять индивидуальные индексы
Норма времени- 2 часа.
Средства обучения: задание на практическую работу.
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Имеются следующие данные о ценах на уголь и объемах его производства в РФ во квартале 1996 г.
месяц | Цена за 1.т., тыс.руб. | Произведено ,млн.т. |
Апрель | 120 | 23,2 |
Май | 121 | 20,2 |
июнь | 116 | 18,7 |
Про условии 100%-ной реализации угля в каждом месяце определите ценные и базисные индивидуальные индексы цен, физического объема реализации и товарооборота. Результаты расчетов представьте в виде таблицы.
Задание 2
Производство электроэнергии в СССР за 1970-1975 г. Характеризуется следующими данными:
годы | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 |
Млрд. кВт* ч | 740,9 | 800,4 | 857,4 | 914,6 | 975,8 | 1038,6 |
Вычислите ценные и базисные (в процентах 1970 г.) индексы производства электроэнергии в СССР за 1971-1975г. Результаты вычислений представьте в виде таблицы.
Задание 3
Известны следующие данные о росте производства автомобилей в СССР .
годы | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 |
индексы | 100,0 | 124,7 | 150,5 | 174,8 | 201,5 | 214,3 |
Вычислите индексы производства легковых автомобилей в % к предыдущему году. Какие индексы приведены в условии задачи? Какие индексы вычислены?
Задание 4
По имеющимся данным о средних оптовых ценах на автомобильный бензин по РФ во 2 квартале 1996 г. Определите недостающие показатели.
Месяц | Цена за 1 т.,тыс.руб. | Индивидуальные индексы цен | |
цепные | базисные | ||
Апрель | 792 | - | 100,0 |
Май | 799 | 100,88 | 100,88 |
июнь | 814,181 | 101,9 | 102,8 |
3)Результаты выполнения задания представить в виде вычислительных индексов.
Контрольные вопросы:
1)Что представляет собой индекс?
В чем его отличие от относительной величины?
2)Назовите виды индексов
3)Из каких элементов состоит формула агрегатного индекса?
4)Как при помощи индексов можно исчислять абсолютную величину изменения явления?
5)с какой целью индексный метод используется в экономическом анализе?
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Инструкционно-технологическая карта на выполнение
практической работы №12
ОП.02 «Статистика»
Тема «Индексы в статистике»
Наименование практической работы: «Расчет индивидуальных индексов»
Цель занятия: вычислить индивидуальные индексы
Формируемые компетенции:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для поставки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ПК.1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК.2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Студент должен:
Уметь: Вычислять индивидуальные индексы
Норма времени: 2 часа.
Средства обучения: комплект инструкционно-технологических карт
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Задание
1)Внимательно прочитайте задание.
2) Текст задания:
Задание 1
Имеются следующие данные о реализации мясных продуктов на городском рынке:
Продукт | Сентябрь | Октябрь | |||
Цена за 1 кг, руб. | Продано, ц. | Цена за 1 кг, руб. | Продано, ц. | ||
Говядина | 18 | 26,3 | 19 | 24,1 | |
Баранина | 15 | 8,8 | 15 | 9,2 | |
свинина | 22 | 14,5 | 24 | 12,3 |
Рассчитайте свободные индексы цен, физического объема реализации и товарооборота.
Задание 2
Известны следующие данные о реализации фруктов предприятиями розничной торговли округа:
Товар | Цена за 1 кг, руб. | Товарооборот, тыс.руб. | |||
июль | август | июль | август | ||
Яблоки | 8 | 6 | 143,5 | 167,1 | |
Груши | 11 | 10 | 38,9 | 45,0 |
Рассчитайте свободные индексы цен , физического объема реализации товарооборота .
Задание3
Известны следующие по продовольственному магазину
Товар | Количество реализованных товаров в период,кг. | Цена 1 кг.(руб.) в периоде | |||
базисном | текущем | базисном | текущем | ||
масло | 2100 | 2200 | 3,50 | 3,20 | |
сыр | 680 | 700 | 1,90 | 1,70 |
Вычислите индивидуальные и свободные индексы цен, физического объема реализованной продукции, товарооборота. Результаты вычислений индивидуальных индексов представьте в виде таблицы.
Задание 4
По колхозному рынку известны следующие данные:
Товары | Единицы измерения | Количество реализованных товаров в 1978г. | Цены товаров в 1977г. | Индексы цен 1978г. К 1977 г. |
Мясо | кг. | 2100 | 2,30 | 95,0 |
молоко | Л. | 8100 | 0,35 | 89,0 |
Вычислите свободный индекс цен на реализованные товары.
Задание 5
Деятельность торговой фирмы за два месяца 1998 г. Характеризуется следующими данными.
Товар | Товарооборот, тыс. руб. | |
марс | апрель | |
Какао | 54 | 57 |
Кофе растворимый | 165 | 173 |
Кофе молотый | 97 | 105 |
Чай | 80 | 84 |
Определите общее изменение физического объема реализации с учетом того, что в апреле фирмы повысила все цены на 8%
3)Результаты выполнения задания представить в виде вычислительных индексов.
Контрольные вопросы:
1)Что представляет собой индекс?
В чем его отличие от относительной величины?
2)Назовите виды индексов
3)Из каких элементов состоит формула агрегатного индекса?
4)Как при помощи индексов можно исчислять абсолютную величину изменения явления?
5)с какой целью индексный метод используется в экономическом анализе?
Список литературы:
Елисеева И.и. Общая теория статистики: учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2009.
Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие для вузов. М.: Финансы, статистика, 2009.
Социально-экономическая статистика: практикум: учебное пособие -/ В.Н. Салина и др. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Шмойлова Р.А. Теория статистики: учебник для вузов – М.: Финансы и статистика, 2009.
Статистика: учебно-практическое пособие/ М.Т. Назаров, В.С. Ворагин и др. – М.: КНОРУС, 2010
Налоговый кодекс часть 1
Федеральный закон «О Статистике» от 21.11.96г.
Журнал «Главный бухгалтер»
Финансовая газета