Просмотр содержимого документа
«Инструментальное музицирование для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Игра на музыкальных инструментах
как одна из форм успешной социализации
и раскрытия творческого потенциала
ребенка 6-7 лет
с ограниченными возможностями здоровья
Швецова Ю.С.,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 407»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) –
особая категория воспитанников детского сада. Она подразделяется на несколько видов, связанных с тем или иным нарушением в развитии ребёнка:
- двигательным,
- речевым,
- зрительным,
- слуховым и др.
С такими детьми ведётся дополнительная индивидуальная и подгрупповая работа со стороны педагогов учреждения: учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя.
Участие в специализированном музыкально-логопедическом конкурсе – отличная возможность для «сложных» дошколят показать свои способности, порой не проявленные на общих групповых музыкальных занятиях, почувствовать себя уверенным и успешным.
Инструментальное музицирование –
любимый вид музыкальной деятельности среди воспитанников дошкольного возраста, а для детей с ОВЗ – просто необходимый,
поскольку направлен на формирование чувства ритма,
двигательного самоконтроля и произвольности внимания –
очень важных качеств личности ребёнка.
Особенно игра на детских шумовых инструментах полезна для детей с диагнозом «ТНР» (тяжелое нарушение речи). Речевые ритмические упражнения со «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, притопами) активизируют артикуляционный аппарат и развивают координацию на подготовительном этапе перед разучиванием музыкального произведения.
Опыт работы в сотрудничестве с учителем-логопедом
по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи
к краевому конкурсу «Фейерверк созвучий»
Чтобы лучше понять и запомнить ритмический рисунок главной темы, дети озвучивали её следующим образом: «Барабан, барабан, барабан играет мой!», четко проговаривая слова при помощи «звучащих жестов» - ударов по коленям, а затем на соответствующем инструменте. Кроме этого, исполнение данного произведения сопровождалось определенными движениями для наиболее глубокого погружения в музыкальный образ.
П.И.Чайковский
«Марш деревянных солдатиков»
Процесс работы с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, требует от педагога:
- огромного терпения,
- чуткого отношения,
- продуктивной взаимосвязи со специалистами дошкольного учреждения для
выявления наиболее эффективных методов и приемов педагогического воздействия.