Цели: - расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического кругозора
- формирование у учащихся способности участвовать в диалоге литературы и живописи
- совершенствовать навыки выразительной речи и чтения текстов
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей
- воспитание эстетического вкуса, любви к природе родного края
Оборудование: на доске репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Серова «Октябрь», И. Шишкина «На севере диком», А. Пластова «Первый снег» и др.; тема и эпиграф урока. На стене рисунки учащихся по теме «Пейзаж родного края». Для создания творческого единства парты можно расставить замкнутым кругом.
Музыкальное сопровождение – «Времена года» Чайковского.
Форма урока: интегрированный устный журнал.
Ход урока:
Вводная часть. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проводим урок в виде устного журнала, тема которого «Родная природа в литературе и живописи».
- Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске:
Нет, не пейзаж влечет меня
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
(И.А. Бунин)
- Что такое пейзаж?
- Развитие пейзажа превратилось в интереснейшее стремление запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной вид природы.
- Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки…и сегодня на уроке, читая наш журнал, мы увидим это многообразие русской природы такой, какой нам ее показывают художники и поэты.
Чтение учащимся стихотворения «Вечер на Оке» Заболоцкого.
Основная часть.
- 1 стр. нашего журнала «Осень».
Чтение стихотворений «Осень» Лермонтова и «Осенняя песня» Кудрина.
- Обратите внимание на репродукцию картины «Золотая осень» Левитана. Какой он ее изобразил?
- Осень у него торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая жухлой травой. Поистине осень – это чародей цвета!
- Теперь посмотрите на картину Серова «Октябрь». Что вы можете о ней сказать?
- В этой небольшой по размеру картине художник удивительно точно передает приятное, но вместе с тем немного грустное настроение, которое испытывает человек в серый октябрьский день. Картина отличается золотисто-серебристыми сочетаниями красок, четким рисунком, мастерством исполнения. Композиционное расположение картины по горизонтали подчеркивает необъятные просторы деревенского пейзажа.
- 2 стр. «Зима».
Чтение стихотворений «Зима» Есенина и «Зимняя дорога» Пушкина.
- Посмотрите на картину Шишкина. Что на ней изображено?
- Суровые тучи, снежные дали и на крутом утесе могучая, величественная сосна – одна среди безмолвия ночи, озаренная холодным светом луны. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов, объединенных «серебристым» тоном, придает картине гармоничность и целостность.
- Теперь посмотрите на картину Пластова «Первый снег». Каким изображен он на картине? И как понятно по ней, что это именно первый снег?
- Картина передает радостное чувство через яркий белый снег, падающий хлопьями на землю. Наспех одетые мальчик и девочка выбежали на крыльцо деревенской избы и любуются первым, ослепительно белым, пушистым снегом. Вдали виднеются деревенские дома, дорога, деревья и всюду хлопья мягкого пушистого снега. Сочетание серебристо-серых и коричневых цветов домов, сучьев деревьев, одежды детей и ослепительно белого снега, сказочным узором украшающего все вокруг, способствует передаче чувства радости, которое испытываешь, глядя на картину.
- 3 стр. «Весна».
Чтение стихотворений «Весна» Плещеева и «Весенние воды» Тютчева.
- Широкую известность получила картина замечательного художника Юона «Мартовское солнце». Посмотрите на нее. Что мы на ней видим?
- С большим мастерством в картине передается радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца. Мы видим деревенскую улицу, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое небо с редкими, быстро мчавшимися белыми облаками. Но пейзаж не существует сам по себе, он тесно связан с жизнью человека, его трудом, и не случайно. Художник изображает на переднем плане двух деревенских ребят на лошадях, которые сразу наполняют картину жизнью – и пейзаж преображается.
-4 стр. «Лето»
Чтение стихотворения «На небе месяц и ночная…» Тютчева.
-«Березовая роща» Левитана. Какой изображает художник ее?
- Вся картина пронизана ярким летним солнцем. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев берез. На картине художник очень точно нашел цветовое и тональное отношения стволов берез ( на свету и в тени) и травы. От картины веет радостным праздничным настроением яркого летнего дня.
3. Заключительная часть.
- Давайте сделаем вывод. Какая же все-таки связь между живописью и литературой?
- Я искренне желаю вам всегда встречаться с красотой в жизни, литературе, живописи и оставить красивый памятный след на земле – пусть это будет след любви и доброго отношения в ваших помыслах и делах