Интегрированный урок русского языка по теме «Разряды частиц»
(с погружением в историческую эпоху Петра I).
Подготовила: учитель русского языка и литературы высшей категории Мальнова Елена Юрьевна.
Тип урока: интегрированный.
Аудитория проведения: 7 класс.
Цель урока:
- закрепление обучающимися знаний по теме «Разряды частиц».
Задачи:
1)образовательные: закрепление знаний по теме «Разряды частиц», предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание по теме в соответствии с предложенными задачами.
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как патриотизм, гордость за героическое прошлое нашей Родины, осознанное отношение к родной истории.
Методы обучения: поисковый, конструирование.
Организационные формы: индивидуальная работа, поисковая работа, самостоятельная работа, совместный проект.
Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: поисковая работа, раскрытие межпредметных связей между предметами: русский язык и история. Работа с одаренными детьми. Создание проекта.
План урока.
Ӏ. Организационный момент.
Запись даты, темы урока в тетрадь: «Петр I – великий реформатор России».
Эмоциональный настрой.
II. Основная часть.
Сообщение о реформах Петра Великого (презентация).
Конструирование предложений с включением частиц разных разрядов по теме «Петр Великий».
Поисково-аналитическая работа по индивидуальному проекту, подготовленному сильными обучающимися.
Словарная работа.
III. Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
Ӏ.Ученик читает: «Умер необыкновенный русский царь «то академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всей объемлющей душой
На троне вечный был работник». (А.С.Пушкин).
Учитель: в рамках проведения общешкольного проекта «Машина времени» мы сегодня окунемся в эпоху правления Петра I. На весь XVIII век и шире ложится одна гигантская тень Петра Великого, императора-роформатора.
II.
Просмотр презентации о реформах Петра Великого (2 слайда).
Задание: Обучающимся предлагается по материалам презентации сконструировать предложения с включением частиц различных разрядов. Предложения должны быть содержательными и неординарными.
Ученики каждого ряда зачитывают свои предложения. Ученики другого ряда называют употребленные в предложении частицы.
Работа с раздаточным материалом. Эксперты зачитывают текст (заранее подготовленный ими).
– Ваша задача: отметить все встречающиеся в тексте частицы, указать разряды.
Текст.
Знаете ли вы, кто построил Петербург?
Если бы не Петр I, у на не было бы такого образования. А сейчас российские вузы считаются одними из самых престижных.
Неужели самая первая газета была выпущена царем Петром I? Да, это так.
Благодаря введению арабских цифр Петром I мы стали пользоваться более удобной системой исчисления.
Как раз он создал армию, флот и передвинул дату празднования Нового года.
Знаете ли вы, что рост Петра Великого составлял 2 метра 4 см?
Едва ли без вмешательства Петра I появились бы первые газеты, первый постоянный театр и расширился бы выпуск книг.
Не стоит забывать, что именно Петр I подарил нам возможность изучать такую науку, как лингвистика, и усилил влияние филологии, установил российское образование.
Вместе с ним к нам пришли из Европы искусство ландшафта и бильярд.
Все-таки Петра I не зря прозвали Великим, ведь без него нам бы не открылось то самое «окно в Европу».
Ученики зачитывают ответы. Эксперты проверяют правильность определения в тексте частиц.
Словарная работа.
Ребятам предлагается определить значение слов петровской эпохи.
Виктория – победа
Конфуз- состояние смущения неловкости
Ассамблея- вечернее собрание, род бала или вечеринки; введены Петром I для развития общественности среди русских.
Фискал – должность учрежденная Петром 1 м для тайных наблюдений за правительственными лицами, соглядатай.
Табель – таблица, содержащая перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами
Кунсткамера – кабинет редкостей
Парадиз – Верхняя галерея в театре, раек
Хоромина – дом, жилое строение
Драгун – Название рода войск конницы (кавалерии)
Рекрут – лицо, принятое на военную службу по рекрутской (воинской) повинности или найму.
Гистория – история
Гренадер – отборные части пехоты и/или кавалерии
(слова написаны на доске).
III. Рефлексия.
- Как вы считаете, оказалась ли вам полезной, новой информация, полученная на сегодняшнем уроке?
- Что вам показалось неожиданным, интересным?
- Как сегодняшний урок повлиял на ваше восприятие истории?
- Как вы считаете, нужно ли проводить такие интегрированные уроки с погружением в эпоху?
IV. Домашнее задание.
Записать 5 предложений с использованием частиц разных разрядов по любому предмету изучения.