СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок. Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» в сопоставлении с оперой П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». 7 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок. Урок развития речи. Подготова к сочинению-описанию по картиене И.И. Бродского "Летний сад осенью" в сопоставлении с оперой П.И.Чайковского "Октябрь. Осенняя песнь".. 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок. Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» в сопоставлении с оперой П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». 7 класс.»

Выполнил: Исакова И.М.,

преподаватель русского

языка и литературы.


Интегрированный урок.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию

По картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

В сопоставлении с оперой П.И.Чайковского

«Октябрь. Осенняя песнь». 7 класс.


Цели урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения; 2) повторить особенности текста; 3) работа с изобразительными средствами музыки и языковыми средствами языка; 4) услышать звуки осеннего сада; 5) активизировать воображение; 6) способствовать эстетическому воспитанию учащихся, развитию образного и художественного мышления.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания. Беседа.

Эпиграфом нашего урока являются слова А.К.Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

- Какому времени года посвящены эти строки? (Осени.)

- Какою видит поэт осень? (Жалеет сад с пожелтелыми и опавшими листьями.)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусти, печали…)

- Какие языковые средства использует поэт для передачи осеннего настроения? (Метафора, эпитеты.)

- А какою осень увидели вы? Прочтите ваши миниатюры-наблюдения и назовите языковые средства, которые вы использовали?

Читаются 3-4 миниатюры.

3. Знакомство с жизнью и творчеством художника И.Бродского и композитора П.Чайковского. Слово учителя.

Сегодня мы увидим, как изображали осень люди искусства: художник и композитор.

- А как бы вы сказали: что такое искусство? Что оно даёт человеку? (Творческое отражение действительности. Оно облагораживает людей, делает их добрее, пробуждает различные чувства, заставляет остановиться, отвлечься от повседневности и увидеть, и услышать красоту. В этом нам помогают поэты, художники, музыканты.)

4.Слово учителя.

- Прослушайте, пожалуйста, небольшие рассказы о жизни и творчестве художника И.Бродского и композитора П.Чайковского. Слушая эти отрывки, постарайтесь запомнить информацию о них.

Исаак Израильевич Бродский живописец-график первой половины 20 века, профессор, был председателем общества имени А.И.Куинджи, директором Академии художеств города Ленинграда.

Имя композитора Петра Ильича Чайковского знакомо всем. Его музыку часто передают по радио и телевидению. Многие из вас, наверное, смотрели в театре балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», слушали оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», музыку к которым написал П.И.Чайковский.

Композитор очень любил родную русскую природу. Ей он посвятил свой фортепьянный цикл «Времена года». В этом цикле двенадцать миниатюр – это картины, запечатлевшие какие-то события из жизни народа. Например, «Февраль. Масленица.» , «Июль. Песнь косаря.», «Август. Жатва.». И картины природы: «Март. Песнь жаворонка.», «Апрель. Подснежник.», «Май. Белые ночи.». В этих пьесах композитор открыл нам свою душу, передал своё настроение, своё чувство радости, удивления, надежды и печали. Мы послушаем сейчас пьесу «Октябрь. Осенняя песнь.» и, я думаю, вы поймёте настроение композитора, написавшего эту вдохновенную миниатюру.

5.Лексическая работа.

-Запишите слова на доске и в тетрадях и объясните их значение.

Пейзаж, графика, пьеса, композитор, миниатюра, мажор, минор, мелодия, состояние; цикл фортепьянных миниатюр.

6.Прослушивание пьесы П.Чайковского и беседа с учащимися.

А)- Какое общее настроение создаётся у вас при прослушивании пьесы?

- Осеннее настроение, чувство печали и утраты.

Б) – Какой момент осени изображён?

- В пьесе изображена ранняя осень, когда лес стоит ещё во всей красе.

- Изображена середина осени – октябрь, который является как бы сердцем осени.

В) – Почему вам так кажется?

Г) Что вы представляете: лес, парк, какую-то аллею, двор?

- Осенний сад, где тихо и спокойно.

- Опустевший безлюдный парк, где всё покрыто жёлтым ковром.

Д) Каким вы представляете под музыку небо? Как оно выглядит?

- Небо покрыто серыми тучами, через которые пытается пробиться солнечный луч.

- Небо пасмурное, капает мелкий дождик.

- На небе облака, они часто закрывают солнце.

Е) Есть ли листочки на деревьях, или они облетели?

- Листья облетели только с молодых клёнов, остальные деревья стоят в золотом уборе.

- Несмотря на то, что под ногами красивый разноцветный ковёр, состоящий из огненно-жёлтых и багровых листов, многие деревья ещё одеты пылкой листвой.

Ж) Как летят листья?

- Они летят медленно и плавно, подхваченные лёгким ветерком, чуть слышным дуновением.

- Листья летят как бы вслед друг за другом, не торопясь упасть и медленно кружатся в воздухе.

З) Каков лад произведения?

- Минорным ладом выражено настроение грусти, которое присутствует в начале и конце пьесы. В средней части ненадолго появляется мажорный лад.

И) Какова мелодия пьесы?

- Грустная мелодия звучит устало. Иногда в ней слышен вопрос, на которой нет ответа. В середине пьесы мелодия становится оживлённой, но затем опять грустной.

7. Рассматривание репродукции картины И.Бродского и беседа с учащимися.

А)- Что вы видите на картине?

- Небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада.

Б)- Как вы думаете, природа на картине И.Бродского – главное действующее лицо или только фон для изображения предметов?

- Природа – главное действующее лицо картины. Такие картины называются пейзажами.

В)- Какие чувства вызвала у вас картина И.Бродского?

- Грусти, печали и в то же время наслаждения от своеобразной осенней красоты.

Г)- Созвучны ли настроения музыки и картины?

- Да, созвучны: и художник, и композитор не хотят прощаться с теплом, летом, с прекрасной порой осени.

8. Словарно-стилистическая работа.

А) Подобрать эпитеты (определения), характеризующие осенний день.

- Дождливый, пасмурный, ненастный, серый. Все эти слова являются синонимами к слову ненастный.

Б) Подобрать синонимы к слову «грусть» и прилагательному «грустный».

- Грусть – печаль, тоска, скорбь, горечь.

- Грустный – печальный, тоскливый, скорбный, горестный.

В) Подобрать синонимы к глаголу «изобразил».

- Показал, отразил, нарисовал, воспроизвёл.

Г) Какой цвет у листьев?

- Жёлтый, зеленовато-жёлтый, оранжевый, огненный, красный, бордовый, багровый.

Д) Подобрать глаголы, передающие полёт листьев, словосочетания.

- Тихо отрываются, плавно летят, мягко опускаются на землю.

- Кружатся в воздухе, повисают и парят перед тем, как приземлиться.

- Медленно проплывают перед нами.

9.Обобщение.

- Оказывается, об одном явлении – осени, можно рассказать по-разному: художник красоту осеннего пейзажа передаёт красками, поэт пользуется для этого выразительными средствами языка, композитор передаёт настроение грусти и печали звуками. Музыка П.И.Чайковского, как и картина И.И.Бродского, напоена светлой грустью прощания с теплом.

10) Сочинение.

- Напишите сочинение в виде письма своему другу, который, как и вы, любит осень, опишите в нём осенний парк, в котором вы побывали в прошлые выходные.

- Какой стиль будет у вашего письма?

- Какова будет тема вашего текста? Запишите.

- Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях.

- Каков будет тип вашего письма?

- Какова будет основная мысль вашего текста?

- Сколько частей у вас должно быть?

- О чём нужно писать в первой, второй, третьей части?

- Начать письмо нужно с обращения.

- Не забудьте завершить письмо, попрощаться с товарищем.

11) Домашнее задание. Написать сочинение дома.