Выполнил: Исакова И.М.,
преподаватель русского
языка и литературы.
Интегрированный урок.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию
По картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»
В сопоставлении с оперой П.И.Чайковского
«Октябрь. Осенняя песнь». 7 класс.
Цели урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения; 2) повторить особенности текста; 3) работа с изобразительными средствами музыки и языковыми средствами языка; 4) услышать звуки осеннего сада; 5) активизировать воображение; 6) способствовать эстетическому воспитанию учащихся, развитию образного и художественного мышления.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания. Беседа.
Эпиграфом нашего урока являются слова А.К.Толстого:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
- Какому времени года посвящены эти строки? (Осени.)
- Какою видит поэт осень? (Жалеет сад с пожелтелыми и опавшими листьями.)
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусти, печали…)
- Какие языковые средства использует поэт для передачи осеннего настроения? (Метафора, эпитеты.)
- А какою осень увидели вы? Прочтите ваши миниатюры-наблюдения и назовите языковые средства, которые вы использовали?
Читаются 3-4 миниатюры.
3. Знакомство с жизнью и творчеством художника И.Бродского и композитора П.Чайковского. Слово учителя.
Сегодня мы увидим, как изображали осень люди искусства: художник и композитор.
- А как бы вы сказали: что такое искусство? Что оно даёт человеку? (Творческое отражение действительности. Оно облагораживает людей, делает их добрее, пробуждает различные чувства, заставляет остановиться, отвлечься от повседневности и увидеть, и услышать красоту. В этом нам помогают поэты, художники, музыканты.)
4.Слово учителя.
- Прослушайте, пожалуйста, небольшие рассказы о жизни и творчестве художника И.Бродского и композитора П.Чайковского. Слушая эти отрывки, постарайтесь запомнить информацию о них.
Исаак Израильевич Бродский живописец-график первой половины 20 века, профессор, был председателем общества имени А.И.Куинджи, директором Академии художеств города Ленинграда.
Имя композитора Петра Ильича Чайковского знакомо всем. Его музыку часто передают по радио и телевидению. Многие из вас, наверное, смотрели в театре балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», слушали оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», музыку к которым написал П.И.Чайковский.
Композитор очень любил родную русскую природу. Ей он посвятил свой фортепьянный цикл «Времена года». В этом цикле двенадцать миниатюр – это картины, запечатлевшие какие-то события из жизни народа. Например, «Февраль. Масленица.» , «Июль. Песнь косаря.», «Август. Жатва.». И картины природы: «Март. Песнь жаворонка.», «Апрель. Подснежник.», «Май. Белые ночи.». В этих пьесах композитор открыл нам свою душу, передал своё настроение, своё чувство радости, удивления, надежды и печали. Мы послушаем сейчас пьесу «Октябрь. Осенняя песнь.» и, я думаю, вы поймёте настроение композитора, написавшего эту вдохновенную миниатюру.
5.Лексическая работа.
-Запишите слова на доске и в тетрадях и объясните их значение.
Пейзаж, графика, пьеса, композитор, миниатюра, мажор, минор, мелодия, состояние; цикл фортепьянных миниатюр.
6.Прослушивание пьесы П.Чайковского и беседа с учащимися.
А)- Какое общее настроение создаётся у вас при прослушивании пьесы?
- Осеннее настроение, чувство печали и утраты.
Б) – Какой момент осени изображён?
- В пьесе изображена ранняя осень, когда лес стоит ещё во всей красе.
- Изображена середина осени – октябрь, который является как бы сердцем осени.
В) – Почему вам так кажется?
Г) Что вы представляете: лес, парк, какую-то аллею, двор?
- Осенний сад, где тихо и спокойно.
- Опустевший безлюдный парк, где всё покрыто жёлтым ковром.
Д) Каким вы представляете под музыку небо? Как оно выглядит?
- Небо покрыто серыми тучами, через которые пытается пробиться солнечный луч.
- Небо пасмурное, капает мелкий дождик.
- На небе облака, они часто закрывают солнце.
Е) Есть ли листочки на деревьях, или они облетели?
- Листья облетели только с молодых клёнов, остальные деревья стоят в золотом уборе.
- Несмотря на то, что под ногами красивый разноцветный ковёр, состоящий из огненно-жёлтых и багровых листов, многие деревья ещё одеты пылкой листвой.
Ж) Как летят листья?
- Они летят медленно и плавно, подхваченные лёгким ветерком, чуть слышным дуновением.
- Листья летят как бы вслед друг за другом, не торопясь упасть и медленно кружатся в воздухе.
З) Каков лад произведения?
- Минорным ладом выражено настроение грусти, которое присутствует в начале и конце пьесы. В средней части ненадолго появляется мажорный лад.
И) Какова мелодия пьесы?
- Грустная мелодия звучит устало. Иногда в ней слышен вопрос, на которой нет ответа. В середине пьесы мелодия становится оживлённой, но затем опять грустной.
7. Рассматривание репродукции картины И.Бродского и беседа с учащимися.
А)- Что вы видите на картине?
- Небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада.
Б)- Как вы думаете, природа на картине И.Бродского – главное действующее лицо или только фон для изображения предметов?
- Природа – главное действующее лицо картины. Такие картины называются пейзажами.
В)- Какие чувства вызвала у вас картина И.Бродского?
- Грусти, печали и в то же время наслаждения от своеобразной осенней красоты.
Г)- Созвучны ли настроения музыки и картины?
- Да, созвучны: и художник, и композитор не хотят прощаться с теплом, летом, с прекрасной порой осени.
8. Словарно-стилистическая работа.
А) Подобрать эпитеты (определения), характеризующие осенний день.
- Дождливый, пасмурный, ненастный, серый. Все эти слова являются синонимами к слову ненастный.
Б) Подобрать синонимы к слову «грусть» и прилагательному «грустный».
- Грусть – печаль, тоска, скорбь, горечь.
- Грустный – печальный, тоскливый, скорбный, горестный.
В) Подобрать синонимы к глаголу «изобразил».
- Показал, отразил, нарисовал, воспроизвёл.
Г) Какой цвет у листьев?
- Жёлтый, зеленовато-жёлтый, оранжевый, огненный, красный, бордовый, багровый.
Д) Подобрать глаголы, передающие полёт листьев, словосочетания.
- Тихо отрываются, плавно летят, мягко опускаются на землю.
- Кружатся в воздухе, повисают и парят перед тем, как приземлиться.
- Медленно проплывают перед нами.
9.Обобщение.
- Оказывается, об одном явлении – осени, можно рассказать по-разному: художник красоту осеннего пейзажа передаёт красками, поэт пользуется для этого выразительными средствами языка, композитор передаёт настроение грусти и печали звуками. Музыка П.И.Чайковского, как и картина И.И.Бродского, напоена светлой грустью прощания с теплом.
10) Сочинение.
- Напишите сочинение в виде письма своему другу, который, как и вы, любит осень, опишите в нём осенний парк, в котором вы побывали в прошлые выходные.
- Какой стиль будет у вашего письма?
- Какова будет тема вашего текста? Запишите.
- Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях.
- Каков будет тип вашего письма?
- Какова будет основная мысль вашего текста?
- Сколько частей у вас должно быть?
- О чём нужно писать в первой, второй, третьей части?
- Начать письмо нужно с обращения.
- Не забудьте завершить письмо, попрощаться с товарищем.
11) Домашнее задание. Написать сочинение дома.