СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Всё для фронта,всё для победы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  о вкладе ученых химиков и физиков для победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Материала заинтересует учеников.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Всё для фронта,всё для победы"»

Муниципальное бюджетная образовательное организация

Большекандалинская средняя школа









Интегрированный урок физики и химии в 9 классе


«Все для фронта,

все для победы»

Вклад отечественных физиков и химиков в победу в Великой Отечественной войне.





Разработал: учитель химии

Гончарова С.В.
















Интегрированный урок физики и химии в 9 классе

«Все для фронта, все для победы»

Вклад отечественных физиков и химиков в победу в Великой Отечественной войне. (Слайд 1)


Цель: Познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль наук физики химии в достижении Великой Победы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формирование представлений о взаимодействии физики, химии и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

  • Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.

  • Формирование у учащихся представлений о связи физики и химии с историей, литературой, информатикой.

Воспитательные :

  • способствовать формированию в учащихся чувства патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла;

  • показать и подтвердить значение физических и химических знаний для жизни;

  • способствовать формированию гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках и ученых - химиках, исторических фактах, документах;

  • формировать навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.

  • Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.

  • Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории.

Подготовка к уроку: Заранее учащиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С учащимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал, готовят мультимедийные презентации к уроку.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

Как вы думаетеУчитель - Ребята, перед вами кроссенс. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема урока? (Ответы учащихся) - О чем говорит тема кроссенса «Число 1418»? (Ответы учащихся). –

Слайд 2 Сегодня на уроке мы познакомимся с научными достижениями и определим роль науки химии в годы Великой Отечественной войны.

Учитель: Вся наша страна 9 мая праздновали 78 годовщину - Дня Победы. И сегодня у нас с вами необычный урок. В достижение Великой Победы велик вклад ученых-физиков и ученых химиков, которые в годы войны принимали участие в наращивании мощности массового серийного производства оружия, в разработке контрмер против немецкой боевой технике. Многие ученые с оружием в руках отстаивали независимость нашей страны. Эпиграфом нашей совместной работы послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой".

Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков и химиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.


II. Страницы журнала

Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница первая: "Грозное лето 41-го" (Слайд 3)


. Стих

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли

Зарю,что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли

Цветок,в росинках весь,к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки

А немцы кончив кофе пить ,в тот миг

Влезали в танки,закрывая люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось.

Кто знал,что между миром и войной

Всего каких пать минут осталось



В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова "Священная война", в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой

. (Рассказ о песни-Рудкова Л.А.)

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей страны.

Ведущие ученые нашей страны выпустили обращение "К ученым всех стран", подписанного действительными членами Академии наук СССР. Вот несколько строк из этого обращения:

"В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы


Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.


Страница 1(Слайд 4)

12 июля 1943г. советские войска перешли в контрнаступление. В этот же день районе деревни Прохоровки состоялось крупнейшее в мировой истории встречное танковое сражение, в котором участвовало 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. В ходе всей Курской битвы в этот день наступил перелом. Немцы были вынуждены перейти к обороне.

Учитель обращается с просьбой к обучающимся зачитать выдержку из статьи архивного документа.

Ученик:

Жаркое лето 12 июля 1943г. Навстречу нашим танкам двигались «тигры», «пантеры», а за ними шли средние танки и самоходно-артиллерийские установки «фердинанд». Образовались две мощные лавины танков. Хваленные фашистские «тигры» и «пантеры», лишенные в ближнем бою преимущества своего вооружения, успешно расстреливались нашими танками Т-34 с коротких расстояний. Сам маршал И.С.Конев о танке писал так: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца он оставался непревзойденным”

Учитель.

Ребята, как вы считаете, что позволило выдержать Т-34 натиск немецких танков? Дети: использование сталей и сплавов. - Ребята, используя, информационно-справочный материал, имеющий у каждого у вас на столах, охарактеризуйте, создание брони для танков Т-34. Ученики (работа с информационно-справочным материалом) Учёные начали разработку сплава стали с легирующими элементами, в результате чего получился сплав стали с никелем, который придал стали вязкость, механическую прочность и коррозийную стойкость. В результате увеличения прочности уменьшилась толщина брони и возросла маневренность бронетанковой техники из-за уменьшения её веса. Учитель. В годы войны кобальт стали применять для создания жаропрочных сталей и сплавов. Химики создали сверхтвердый сплав победит, который содержал от 80 до 85 % вольфрама, до 14% кобальта и до 6 % углерода. Он был незаменим в производстве танковой брони. Немецкие генералы признавались, что мощь советских танков была сильнее, так как они поражали на расстоянии 1500 метров, в то время как немецкие танки могли поразить с расстояния 500 метров. Советские танки загорались хуже, так как ученые-химики заменили пожароопасный бензин менее горючим топливом — керосин, лигроин. Оружейники много работали над разработкой снарядов, мин и взрывчатых веществ. Многие труженики тыла отдавали свои средства на строительство самолетов, ученые-конструкторы С. П. Королев, А. Ф. Цандер разрабатывали реактивные двигатели, а химики — алюминиевые сплавы, которые с успехом заменили древесину, фанеру, стальные трубы.

Решение задачи. (работа в группах)

10г сплава железа с углеродом растворили в избытке разбавленной серной кислоты. При этом выделилось 3, 92л газа (н.у.). Определите массовую долю каждого компонента сплава (%). (Ответ: 98% железа, 2% углерода.)

Страница 2(Слайд 5-6)

Учитель: Вспомним начало войны, 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине.

Что представляли собой бутылки КС?(Работа с информационно-справочным материалом)

Ответы учащихся


К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. (Демонстрация модели бутылки.) В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Реакции, иллюстрирующие действие запала (на экран проецируются уравнения реакций):

3KClO3 + H2SO4 = 2ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O,

2ClO2 = Cl2 + 2O2,

C12H22O11 + 12O2 = 12CO2 + 11H2O.

Три компонента запала берутся в отдельности, их нельзя смешивать заранее, т.к. получается взрывоопасная смесь.


Страница3 " Рожденный в госпитальной палате»(Слайд 7)

Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят автомат АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.

(Сборка и разборка автомата)


Страница 4 :«Толуол» (Слайд 8)

Толуол — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.

Кроме толуола для производства патронов использовали порох.


(Рассказ о работе патронного завода Володарского во время войны)


Страница 5: "За рекою грянула катюша"(Слайд 9)

Учитель: «Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушка есть! Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди — горячий бой. Огненную лаву на врагов ораву Сыплет «Катя» щедрою рукой». Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г.

О каком оружии говорится в этих строках?( ответ учащихся)

С этим оружием недаром связана знаменитая песня «Катюша»

(Рассказ о песни Рудкова Л.А.)

Что оно представляло собой с точки зрения физики? Когда и где было впервые применено? Кто из ученых и конструкторов работал над его созданием?


Оружие — «катюша». «Катюши» — реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение. Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии.


Страница 6(Слайд 10)


Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. На экране приведены уравнения реакций, происходящих при взрыве бомбы:

4Al + 3O2 = 2Al2O3,

2Mg + O2 = 2MgO,

3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой:

Mg + 2Н2O = Mg(ОН)2 + Н2 .

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.


Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний (на экран проецируются уравнения реакций):


Страница 7(Слайд 11-12)


Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о порохе. Большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию получения пороха и взрывчатых веществ внесли физико-химики: академик Николай Николаевич Семенов (на фотографии) и академик Юлий Борисович Харитон.Во время войны в основном использовался порох бездымный и реже черный дымный. второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%).


Демонстрация опыта « Дым без огня»


Страница 8(Слайд 13)

Учитель:

Ученые-химики принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией. Они разрабатывали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов, высокооктановых бензинов, каучуков, броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Объем производства химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню: в 1945 г. он составил 92 % от показателей 1940 г.


. Александр Ерминингельдович Арбузов - основоположник химии фосфорорганических соединений. Исследования Арбузова были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был изготовлен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело большое значение для обнаружения врага на далеком расстоянии

. Николай Дмитриевич Зелинский. Еще в Первую мировую войну он создал противогаз. В период 1941— 1945 гг. Н. Д. Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.

Николай Николаевич Семенов. В начале 40-х гг. Н. Н. Семенов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты этих исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов.

Александр Евгеньевич Ферсман. Один из создателей промышленности редких элементов, Он выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок.

Семен Исаакович Вольфкович. Сотрудники этого института создавали фосфорносерные сплавы для бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки для бойцов, дозорных, разрабатывали необходимые санитарной службе средства против обморожений, ожогов, другие лекарственные препараты. С самого начала войны перед учеными была поставлена задача: разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, переносчиками которого являются вши.

Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста, а также различных антисептиков для деревянных самолетов.


Учитель 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. В майские дни 1945 года в мир и в нашу страну пришла радость. Война закончилась. Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь. Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому, вместе с солдатами в 1945г победили рабочие, инженеры, медики и сугубо гражданские ученые-химики.

Ученик

Кто про химика сказал: «Мало воевал».

Кто сказал: «Он маловато крови проливал»?

Я в свидетели зову химиков - друзей,

Тех, кто смело бил врага до последних дней.

Тех, кто с армией родной шел в одном строю,

Тех, кто грудью защитит Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей,

Сколько полегло на них молодых парней

. Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, Павшим - честь вдвойне!


Страница 9: "Победная весна" (Слайд 14-15)

Учитель: Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. 78 лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. Неимоверным напряжением душевных и физических сил война была выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа, Мир на Земле!

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в смертельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это ученые-физики, ученые-химики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разрабатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, физики и ученые-химики.


Учитель: Вам, ребята, необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как вы - будущее нашей страны, вы та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания - это сила"!


Рефлексия Оценки на доске

И песня 1 куплет «День Победы»