СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллект-карта как средство формирования УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карта как средство формирования УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка»»

Методическая разработка мастер-класса

«Интеллект-карта как средство формирования УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Учитель: Тюрина Г. П.

МБОУ «Высокогорская СОШ № 3»

































Цель мастер-класса: показать эффективность использования интеллект-карты для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

  • изучить теоретические основы метода интеллект-карты;

  • рассмотреть влияние интеллект-карты на формирование познавательных универсальных учебных действий;

  • описать свой педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучащихся на уроках русского языка посредством интеллект-карт.



Вступительное слово учителя

Актуальность. В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными формы и содержание обучения. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения школьниками новых знаний, применения полученных знаний в решении познавательных учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя в своей работе сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем развития каждого ученика. И перед учителем средней общеобразовательной школы стоит задача переосмысления своей педагогической деятельности ,пересмотра подходов и методов преподавания , используя комплекс средств ,формирующих универсальные учебные действия ,которые помогут учащимся реализовать свои возможности . Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации , а также формированию УУД является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта ,психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена. Изучением метода в России занимается профессор Санкт –Петербургского университета Бершадская Е.А. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте М.Е. Бершадского. Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации .Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию , используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину , способность ассоциативного мышления. Интеллект -карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, развитие памяти и мышления. Использование этого метода способствует: - обучению. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации и ее воспроизведение;

– концентрации. Внимание концентрируется безо всякого принуждения и результативность значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания. - запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним, как к крючкам все, что надо запомнить. Ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке;

- мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более четким и гибким ,развиваются творческие способности.

Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карты в процессе преподавания русского языка, дает возможность учителям учитывать уровень развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:

  • поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • представление информации в виде графических схем и таблиц. Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые могут не запутаться в сложном проекте. Сфера формирования УУД с 5 класса шла поэтапно. 1 этап - знакомство учащихся с понятием интеллект-карта и алгоритм построения.

Алгоритм построения интеллект – карт .

1.Начните в центре чистой страницы. 2.Используйте в качестве центральной идеи изображение. 3.Используйте разные цвета. 4.Присоединяйтесь к центральному образу, ответвления соединяйте, ветви второго и третьего уровня с первым. 5.Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. 6.Пишите по одному слову в строке. 7.Повсюду используйте образы и изображения 2 этап – анализ готового образца. Использовала свои интеллект - карты в качестве наглядного пособия с целью изучения и закрепления нового материала.

3 этап – совместное составление интеллект-карты на уроке. Привожу пример интеллект-карты по теме «Имя существительное», которую мы составили вместе с ребятами .Как мы работали на уроке. Вспомнили ,что мы знаем об имени существительном, выявили основные морфологические признаки , грамматическое значение, синтаксическую роль имени существительного как ключевые ветви будущей интеллект-карты, определили тему урока, поставили перед собой цель, вопросы. Затем класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать грамматическое значение этой части речи. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ментальная карта. Такая работа способствовала формированию логических учебных действий: уметь выделять существенную информацию о части речи имени существительного. 4 этап – работа в паре, группе. Эта работа способствовала тому, чтобы появились навыки необходимые в работе над учебным материалом на основе интеллект-карты, подробное изучение необходимого материала, поиски разнообразных связей, умение разбирать возникшие ошибки .А ошибки были следующие: неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка темы не всегда соответствовала подобранному материалу ,отсутствие связей между темами и под темами ).

5 этап –индивидуальная работа в классе и дома. Учащиеся самостоятельно создавали интеллект-карты в ходе изучения теоретического материала ( самостоятельно прочитывали информацию ,выделяли центральное понятие ,устанавливали связь между центральными понятиями и его ветвями ,отсекали излишнюю информацию и представляли информацию в виде разветвленных граф-схем. И затем обсуждение своей карты, вносили коррективы и составляли окончательный ее вариант). Интеллект-карты эффективны при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему по теме «Лексика» 5класс. Работаем в группах. 1гр.- антонимы;2гр.-синонимы; 3гр.- омонимы. Учащиеся быстро и легко воспроизводят материал в интеллект-картах. Очень удобен метод при подготовке к ОГЕ и ЕГЭ. Во время подготовки к экзаменам составляем целые блоки –карты, группируя по заданиям. Например: «Чередующиеся гласные в корне слова». «Правописание –н и нн-в суффиксах разных частей речи». «Правописание приставок» и др.

Как показывает опыт, использование этого метода помогают собрать материал по определенной теме, сфокусироваться на деталях ,позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний и умений быстрее ,а главное – эффективней для самих обучающихся.

Практическая работа по составлению итнтеллект - карты.

-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам разделиться на группы и попробовать создать интеллект - карты по теме урока: «Правописание -и – ы- после ц». (Работа в группах, демонстрация работ)

- А сейчас мы с вами поработаем над материалом нашего урока. Прочитайте слова на экране : цирк, цифра, милиция, традиция, храбрецы, у птицы, сестрицын, лисицын.

-Подумайте, по какому признаку их можно объединить или разделить? - Как вы думаете, какая орфограмма нас будет интересовать и почему? Выводим тему урока (правописание -и-ы после ц). -Чему должны научиться на уроке? Ставим цели. -По какому принципу слова с гласной и разделили на две группы? –Когда после ц пишется и? –От чего зависит написание гласной ц после и ? -Почему в отдельную группу выделяем слова :цыган, на цыпочках, цыпленок,цыкнул,цыц? Далее сравниваем выводы ваши с правилом в учебнике и закрепляем материал на практике. Каждая группа коллег защищает свою интеллект-карту.

Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, оно оказалось для вас полезным. Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце занятия.

1.Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение- мать учения. 3.Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. 4.Если за день ничему не научился – зря прожил день.





Приложение


Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

изучение нового материала; закрепление материала; обобщение материала; написание доклада; реферата; научно-исследовательской работы; подготовка проекта; презентации; аннотирование, конспектирование. Применение интеллект-карт в обучении может дать положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление ,память и внимание школьников , систематизируют знания учащихся по предметам, повышают качество знаний, способствуют проявлению познавательной активности , делают процесс обучения и учения интереснее и занимательнее.









Использованная литература.

  1. БьюзенТ. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации. /перев.с англ.О.Ю.Пановой/ М:Росмэн,2011.

  1. «Открытый урок» ИД «1сентября» Горовая Т.П. «Применение метода интеллект – карт на уроках русского языка». Методический портал учителя.