МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КГБПОУ «Бийский педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Карасева Валерия Сергеевна
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ
(курсовая работа)
Руководитель:
Ганова Анна Викторовна
___________________________
(подпись)
Курсовая работа допущена к защите
«____»___________2022
_______________Председатель ПЦК
(подпись)
_________________Зав. отделением
(подпись)
Курсовая работа защищена
«____»_______________2022
Оценка_________________________
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие интерактивные формы в работе классного руководителя…4
1.1Сущность понятия интерактивные формы……………………..……….......4
1.2 Интерактивные формы и методы в работе классного руководителя……..6
1.3 Виды интерактивных форм с семьей ………………………….……………7
Глава 2 Взаимодействие учителя с семьей………………………………….…..9
2.1 Направление взаимодействия с семьей ……………………………………..9
2.2 Виды взаимодействия с семьей и формы ………………………………….11
2.2.1 Интерактивные родительские конференции……………………………..12
2.2.2 Интерактивные родительские собрания………………………………….12
2.2.3 Интерактивные консультации…………………………………………….13
2.3 Классный руководитель и семья……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников …………………………..........................20
Введение
Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду общеобразовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования ребенка. В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно- образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно- структурной и методической основы. Поэтому, классные руководители, стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, а также ищут новые, интерактивные формы и методы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны.
В наше время изменения происходят во всем - в социальной, экономической, политической, духовной сферах. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
В сотрудничестве с родителями классные руководители основываются, прежде всего, на равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей считаю их взаимодействие, в котором родители- не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. В связи с этим, педагоги стараются использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, для того чтобы обеспечить комфортное пребывание ребенка в школе. При этом существуют противоречия между реализацией построения доверительных отношений между классным руководителем и родителями и недостатком методов и форм, направленных на работу учителя с родителями ученика.
Объект: процесс организации взаимодействия педагога с семьей.
Предмет: интерактивные формы взаимодействия учителя начальных классов с семьей.
Цель: теоретически изучить и проанализировать интерактивные формы взаимодействия учителя с семьей.
Задачи:
Изучить теоретическую и методическую литературу по теме.
Дать определение понятию «интерактивное обучение», рассмотреть его виды и методы.
Изучить формы работы учителя при взаимодействии с семьей.
Глава 1 Понятие интерактивные формы в работе классного руководителя
1.1 Сущность понятия интерактивные формы
Интерактивное обучение- обучение, которое происходит при постоянном, активном взаимодействии всех участников учебного процесса.
Интерактивные методы- это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний [3].
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие [7].
Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:
это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
обмен опытом;
выработка общего мнения;
формирование умений, навыков;
создание условия для диалога;
группового сплочения;
изменения психологической атмосферы.
Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
поощрение творчества участников.
Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:
Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
Интерактивное общение способствует умственному развитию.
При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности [10].
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации [12].
Интерактивные формы и методы в работе классного руководителя
Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года) и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию. В ходе собрания ведется протокол родительского собрания, в котором фиксируются вынесенные решения. Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив [8]. Интерактивные формы проведения родительских собраний следующие:
1. Родительское собрание в форме ток-шоу.
По запросу родителей приглашаются различные специалисты: врачи, школьный психолог, инспектор по делам несовершеннолетних и другие. Вопросы к специалистам готовятся заранее. На таком собрании родители получают ответы на интересующие вопросы, узнают различные точки зрения на одну проблему и обсуждают возможные пути её решения. После собрания родителям предоставляется возможность получения индивидуальной консультации со специалистом [13].
2. Родительское собрание-конференция.
На собрании проводится анализ анкет детей и родителей, обсуждение в группах различных ситуаций, обмен опытом среди родителей. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.
3.Родительское собрание в форме дискуссии.
Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.
Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения [5].
Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.
4. Родительское собрание тренинг - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
5. Родительское собрание-игра. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений. Все получают заряд положительных эмоций от общения друг с другом.
6. Родительское собрание – открытый урок, праздник [1].
Цель – показать, чему дети научились за определённый период; стимулирование познавательной деятельности и творческой активности детей и их родителей; сплочение родителей и педагогов, педагогов и детей, родителей и детей.
7. Выездное родительское собрание – проводится в форме экскурсий и походов. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.
1.3 Виды интерактивных форм с семьей
На любом родительском собрании необходимо использовать различные приемы для того, чтобы мотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтересовывать их [6].
Обсуждение с родителями мудрых мыслей и цитат о воспитании детей
Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена. Многих великих ученых, писателей, педагогов волновал этот вопрос. Доказательством служат афоризмы, фразы, высказывания и мысли великих людей о воспитании, достигавшиеся в наследство современникам в огромном количестве. Просто кладезь мудрых советов и воспитательных идей, которые так нужны молодым и неопытным родителям!
Обсуждение с родителями притч о воспитании-ненавязчивых рассказов, пронизанных народной мудростью. Притчи способствуют сближению и взаимопониманию с родителями. Помогают глубже раскрыть тему собрания.
Обсуждение на родительском собрании рисунок- метафор. В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе обсуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему [2].
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, и возможных путях, и способах ее решения.
Чаще всего используется экспресс- методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и обучающимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий [4].
Упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации.
Глава 2 Взаимодействие учителя с семьей
2.1 Направление взаимодействия с семьей
Как говорил Н. Рубинштейн: «Между задатками и способностями лежит весь путь развития личности». Чтобы этот путь стал более легким, важным является взаимодействие школы и семьи. Так как именно на период обучения ребенка в школе, приходится большинство физиологических, психологических процессов развития. Взаимодействие школы и семьи - это двусторонний процесс, объединенный общей целью. От того, какими будут отношения между родителями и учителями школы, зависит не только физическое и умственное, но и духовно-эстетическое развитие ребенка. Как отмечал А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Именно такой концепции стоит придерживаться классному руководителю при организации общения с родителями [20].
Нечаев отмечает, что наиболее распространенными проблемами семьи и школы являются:
дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей;
чрезмерная занятость родителей на работе;
высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
увеличение числа расторгнутых браков; алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;
недостаточное внимание к образованию и нежелание участвовать в школьных делах;
низкий уровень доверия школе и негативное отношение к школьному воспитанию;
невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.
Все эти проблемы ведут к ухудшению качества образования и к усложнению задач педагога в работе не только с детьми, но и с родителями. По словам Быковой: «Дети отражают образ жизни отцов и матерей». Поэтому при разработке методов воспитания важно учитывать множество факторов: состав семьи, её социальный статус, бытовые условия, традиции и обычаи, и, обязательно, взаимоотношения между членами семьи. В условиях современности, мы можем видеть, что «родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов» [28].
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям - растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования». Поэтому в литературе все чаще встречается словосочетание «Воспитание родителей» - это международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. «…Воспитание родителей не означает унижения или подчинения, а только способствует росту личности» [24].
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от отношения родителей к школе, от их роли в организации воспитательной работы в школе и классе, от семейного воспитания ребенка в семье, их различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцировать работу с семьей и родителями, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания. Терпеливо приобщать их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. Но существуют проблемы, которые волнуют всех родителей и которые имеют отношение ко всему классу.
Как говорил В.А. Сухомлинский «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей» Семья и школа - это два общественных института, которые зависят друг от друга в процессе воспитания ребёнка. От того насколько заранее продуманной и чётко организованной будет система сотрудничества с родителями, зависят положительные результаты работы классного руководителя с учащимися. Поэтому работу с родителями нужно, по возможности, организовывать схожую с той работой, которая проводиться с их детьми. Так как интересы, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы [32].
Чтобы правильно подобрать метод работы с теми или иными родителями стоит учесть, какой стиль воспитания в семье преобладает. По Ковалеву, существуют три основных стиля воспитания: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.
Попустительский стиль характеризуется чрезмерной уступчивостью в отношении к ребенку. Родители потакают практически всем капризам своего чада. Если же его поведение выходит за рамки, то никаких мер воздействия не предпринимается. В таком случае, родители ждут, пока ребенок повзрослеет и начнет себя само ограничивать.
При таком стиле воспитания, характерно формирование: инфантильности, тревожности, отсутствия независимости, страха реальной деятельности и достижений. Во многих случаях наблюдается избегание ответственности или импульсивность [26].
Родители авторитарного стиля требуют от своих детей беспрекословного подчинения. В таких семьях ребенок растет замкнутым и его отношения с родителями зачастую нарушаются. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность. Также, часто может быть проявление агрессивности и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Демократичный стиль считается самым труднодостижимым и самым эффективным. В таком направлении воспитания родители не только стараются вложить в ребенка понятия о добре и зле, но и учесть его личностные особенности и желания [33].
В этом стиле наблюдается гармоничное смешение авторитарного и либерального стилей. Родители идут на уступки или закрывают глаза на поведение ребенка, но в то же время они объясняют ему как им стыдно и грустно в связи с таким поведением. Ребенок вырастает дружелюбным, ответственным и понимающим [23].
Мы живем в век информационных технологий. И главным является подача информационного потока. В статье Щекиной «информационный поток - это социально-педагогическая информация, циркулирующая между семьей и школой, как источниками и потребителями информации». Также, она выделяет проблемы взаимодействия школы и семьи, для решения которых необходим специальный подход. К таким проблемам относятся:
незнание и неиспользование в процессе взаимодействия реальных и потенциальных возможностей семьи и школы как субъектов социальной жизни;
рассогласование целей и ценностей семейного и школьного воспитания;
отсутствие субъектов в субъектной позиции педагогов и родителей из-за недостаточных знаний в нормативно-правовой базе взаимодействия и неумения использования в решении вопросов воспитания и обучения ребенка;
неумение эффективно подбирать средства социально-культурной среды района и города в решении проблем ребенка;
низкий уровень коммуникативной культуры субъектов взаимодействия и неумение находить адекватные способы решения проблемных ситуаций ребенка.
2.2 Виды взаимодействия с семьей и формы
Основные направления и формы работы с семьей:
- Взаимопознание и взаимоинформирование.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в общеобразовательном учреждении; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон [9].
Целью первых собраний-встреча является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей школьников между собой, знакомство семей с педагогами. Необходимо, чтобы педагоги и родители постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в школе и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детсковзрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной) [42].
Стенды. На стендах размещаются сведения о целях и задачах развития школы на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах общеобразовательного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. Кроме того, размещаются сведения о педагогах-специалистах и графиках их работы, о режиме дня учащихся, о задачах и содержании образовательной работы на год. Стендовая информация может включать сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал). - Непрерывное образование воспитывающих взрослых. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить на принципе личностной центрированности. Научное просвещение ориентировано на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания школьников [11].
Основными формами просвещения могут выступать:
2.2.1 Интерактивные родительские конференции
Эффективной формой реализации данного условия можно считать родительскую конференцию. Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции. Технология родительской конференции является средством развития эффективного взаимодействия семьи и школы, отвечает современным требованиям образовательной политики, достижению цели, связанной с организацией системного творческого сотрудничества педагогов, детей и родителей на основе единства взглядов на воспитание и активного партнерского взаимодействия.
2.2.2 Интерактивные родительские собрания
Работа с родителями является важным условием успешной педагогической деятельности общеобразовательного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме – один говорит, остальные слушают, поэтому зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме). Для того, чтобы совместная была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, предлагаю использовать интерактивные методы. На мой взгляд, умение организовать родителей – это целое искусство; интерактивное взаимодействие с родителями обучающихся должно стать доброй традицией в каждом образовательном учреждении.
2.2.3 Интерактивные консультации
Метод, который позволяет значительно упростить процесс взаимодействия педагога и родителей.
Важно предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.), привлекать к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые используют в работе с родителями:
Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
К этому направлению относятся такие индивидуальные формы работы с семьей, как посещения на дому.
В ходе посещения педагоги выясняют условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребенка, каков его круг общения, стараются понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции,
Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для воспитателя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика [38].
В работе с родителями эффективен такой метод изучения семьи, как переписка. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Это знакомство родителей с планом учебно-воспитательной работы, обсуждение возможных путей реализации данной программы и в семейном воспитании.
Педагог информирует родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе педагоги стремятся создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждают в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения [35].
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в классе являются следующие:
а) классные тематические родительские собрания на такие темы, как «Духовное развитие современного подростка», «Как помочь ребёнку учиться?», «Как помочь юноше, девушке выбрать профессию», «Школьник и рыночные отношения», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение – враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.;
б) беседы по психолого-педагогической тематике на родительском собрании;
в) тематические консультации;
г) психолого-педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей.
4. Совместная деятельность родителей и учащихся.
Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений педагогов, родителей и детей.
Это привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях, проведение совместных праздников в классе, экскурсии на производство и знакомство с профессией.
Это рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах; организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей, планирование совместных походов на природу, турниров по футболу, волейболу и т.д.
5.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей происходит на родительских собраниях, переписках, записях в дневниках, индивидуальных консультациях.
Все рассмотренные направления, формы и методы работы школы и семьи способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса.
2.3 Классный руководитель и семья
По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя [15].
Нельзя забывать о том, что семейное воспитание - дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями - одна из его забот, а именно - создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным) [11].
Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя [18]:
1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5. взаимодействие с общественными организациями родителей.
Раскроем более подробно каждую из этих функции.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями [17].
Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности [19].
Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем - походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка и школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами. Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я - спортивная семья».
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся - первый аспект - оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек. Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей - эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования [25].
Взаимодействие с общественными организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации.
В их компетентность может входить:
оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;
связь с административными и правоохранительными органами;
коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).
Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей. Самой главной стороны – детей [16].
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса.
Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
Психолого-педагогическое просвещение.
Обсуждение организационных вопросов.
Личные беседы с родителями.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя [21].
Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.
Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения [14].
Заключение
В своей работе мы я постаралась подробно раскрыть тему: «Интерактивные формы работы учителя при взаимодействии с семьей». Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я могу сделать вывод, что семья и образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовые к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Теоретические функции, лалалааллаалаяё сттм3(ю,обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе. Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а вовсю действуют в современных школах. Для реализации возможностей педагога как классного руководителя предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Это становится возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.
Список использованных источников
1. . Байбородова Л. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании // Воспитательная работа в школе. – 2015. - № 4.
Гараева, А.Г. Интерактивные формы как средство формирования коллектива / А.Г. Гараева – Режим доступа: http://portfolio.pspu.ru/uploads/educational_achievements/99/cb85a967997880cChelyabinsk_2017_stati_studenty.pdf - (Дата обращения 10.12.2019).
2. Поляков, С.Д. Психопедагогика школы / С.Д. Поляков. – М.: Новая школа, 2004. – 263с.
3. Титова, Е.В. Классификация форм воспитательной работы / Е.В. Титова – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_199706_klassifikatsiya-form-vospitatelnoy-raboti-ev-titovoy.
4. Дуброва В. П. Взаимодействие педагогов и родителей. Мн: Феникс, 2008.
5. Иванов, А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры / А.В. Иванов. - М.: ЦГЛ, 2018. - 224с
6. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: Учеб. пособие / Н.И. Дереклеева., М.Ю. Савченко. – М.: Вако, 2011. – 411с.
7. Сергеева, Е.А. Алисов, И.С. Сергеева; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
8. Лутошкин А.Н. Методика «Какой у нас коллектив» / А.Н. Лутошкин. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-an-lutoshkina-kakoy-u-nas-kollektiv-799797.
9. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – М.: Москва, 2016. – 136 c.
10. Байбородова Л. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании // Воспитательная работа в школе. – 2015. - № 4.
11. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель. – 2017.
12. Зиятова И.З., Ларина В.К. Диагностика взаимодействия семьи и школы // Директор школы. – 2007.
13. Крюков Р. В. Виртуализация общения как ценность и феномен современного общества // Идеи и идеалы. 2016.
14. Кушкарева E. Г. Персональный сайт педагога как средство сетевого взаимодействия участников образовательного процесса // Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов Межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции / под ред. E. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, H. В. Стребковой. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2018.
15. Фураева О. Г. Взаимодействие семьи и школы с использованием современных информационных технологий // Семья и дети в современном мире / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
16. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2010.
17. Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов - М.: 2020.