Использование интерактивных методов обучения при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Понятие интерактивного обучения
- Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося
Суть интерактивного обучения
- С остоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Сущностные особенности интерактивных форм :
- пробуждают у обучающихся интерес;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- обращаются к чувствам каждого обучающегося;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
- формируют у обучающихся мнения и отношения;
- формируют жизненные навыки;
- способствуют изменению поведения.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
- доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
- демократический стиль;
- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
- опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
- изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», использование вопросов);
- тестирование;
- разминки;
- обратная связь;
- дистанционное обучение.
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений);
- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»);
II. Лексико-фразеологические игры.
Игра «Акростих» .
Задание: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
С
Л
О
В
А
Р
И
К
II. Лексико-фразеологические игры.
Игра «Акростих» .
Задание: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
С
Л
Сидеть сложа руки
О
Ломать голову
От корки до корки
В
А
Валять дурака
Р
Ахиллесова пята
И
Рукой подать
Из мухи делать слона
К
Курам на смех
Игра «Кто быстрее?»
Задание: вспомнить фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:
Игра «Кто быстрее?»
Задание: вспомнить фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:
Игра «Закончи фразеологизм» .
под чужую дудку
во все тяжкие
в долгий ящик
на чистую воду
слова на ветер
в облаках
палки в колёса
с левой ноги
в поте лица
сухим из воды
язык за зубами
у моря погоды
- Плясать
- Пуститься
- Отложить
- Вывести
- Бросать
- Витать
- Вставлять
- Встать
- Работать
- Выходить
- Держать
- Ждать
III. Игры по морфемике и словообразованию.
Игра «Золушка»
Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где –при- и пре- - входит в состав корня, в другую- где –при- и пре- – приставка
- Прилежный, пригнать, прибраться, приусадебный, президент приватизация , приказать, преградить, превысить, претензия
Часть корня
прилежный
Приставка
приказать
пригнать
прибраться
приватизация
президент
преградить
претензия
превысить
приусадебный
Игра «Собери синонимы»
Задание: собрать к разговорным словам стилистически нейтральные синонимы
Врать, нагоняй, прыткий, горластый, копаться, болтать
Разговаривать, тараторить, набрехать, подзатыльник,
выкапывать, ловкий,
обманывать, выговор, наказание, лгать, бойкий,
прыгучий, громкоголосый
резвый, тянуть время, тянуть резину, задерживаться,
бойкий, нести чушь,
голосистый, крикливый, медлить, задерживаться
IV. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
Игра «Замени буквы» .
Задание: заменить в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило своё значение.
Тужить
Зиять
тушить
Молодить
сиять
молотить
Задевать
Обрызгать
затевать
опрыскать
Игра «По щучьему велению».
Суть работы: один учащийся с каждого ряда (по очереди) дает задание другому ряду составить предложение по его схеме. Необходимо выполнить синтаксический разбор предложения (У каждого ряда свое предложение)
Игра «Лингвистический футбол» .
Правила игры: ученик приглашается к доске – «встаёт на ворота», класс учащихся всегда имеет в своём арсенале сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Например: (задания по теме «Синтаксис»)
1. Чем отличаются простые предложения от сложных?
2. Перед каким союзом в однородных членах не ставится запятая?
3. Какие члены предложения входят в грамматическую основу ?
4. Как отличить подлежащее от дополнения (Ип. В п.)
5. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
« Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» .
Ф.И. Буслаев