Использование метода наглядного моделирования и мнемотехники для формирования и активизации связной речи
Использование метода наглядного моделирования и мнемотехники на уроках, внеклассном чтении, для формирования и активизации связной речи у обучающихся с ОВЗ.
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника, или мнемоника,
в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Для обогащения словарного запаса
При обучении составлению рассказов
При заучивании стихов
мнемо-схемы
При отгадывании и загадывании загадок
При пересказах
Структура
мнемотехники
- это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией.
- это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией.
Мнемоквадрат
В тёмном небе звёзды светят.
Мнемодорожки Е.Л. Барсуковой
Автоматизация свистящих звуков.
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт перед сном.
З. Александрова
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Схемы служат своеобразным
зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Для детей в начальной школе
необходимо давать цветные мнемотаблицы,
так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Лисичка со скалочкой
Для детей старшего возраста
схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Колобок
Последовательность
работы с мнемота
блицами
1 этап
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап
Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап
После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
«Теремок»
РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ, СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ, ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ. (Плещеев)
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
Мнемо-
загадка
Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.
Режимные моменты
Для описания овощей и фруктов можно использовать такие схемы:
Описание домашних животных:
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Формирование практических действий по уходу за растениями.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА ИСПОЛЬЗУЯ МНЕМОТАБЛИЦУ
.
РЕЗУЛЬТАТЫ
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед сверстниками