СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Этот удивительный мир русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Этот удивительный мир русского языка»»

Интеллектуальная игра по русскому языку «Этот удивительный мир русского языка»

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.

Задачи:

 Предметные:  способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

 Метапредметные: регулятивные – содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.  Познавательные – обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. Коммуникативные – принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.



В игре участвуют 2 команды -представители 5-9 классов ( по одному участнику из класса)

1. Разминка.

.Ведущий. На доске записаны словарные слова, из которых «сбежали» гласные буквы. Ваша задача: вставить пропущенные гласные буквы. (Выполняют по очереди.)

1 команда: с..б..к.., п..льт.., г..р..д, ф..м..л.. .., м..л..к.., м..ш..н.., з.. ..ц, м..с..ц, ..р..ж..й, ж..лт..й.

2 команда: м..дв..дь, п..г..д.., м..р..з, д..р..г.., м..л..н.., п..м..д..р, з..в..д, ..б..д, ч..рн..й, к..п..ст…

За правильно выполненное задание – 3 балла.

2. Конкурс «Шифровка».

Ведущий. Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.

12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? (Эхо.)

За правильно составленную загадку -1 балл; за отгадку – 1 балл.







3.. Конкурс «Третий лишний».

Ведущий. В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.

Лес, лесничий, лестница.

Смешной, смешать, смешить.

Лев, левый, налево.

Водитель, водичка, водяной.

Честность, чесночный, чеснок.

Дивный, удивлённый, диванный.

За каждое слово -1 балл.

4. Конкурс капитанов.

Ведущий. Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 3 минуты из слова «кораблик» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.

За каждое слово – 1 балл.

5. Конкурс «Ребусы».

Ведущий. Назовите слово, разгадав ребус.



И 100 3 я



ША

ТА









Команда, которая быстро и правильно разгадала ребус, получает 1 балл (за каждое слово).

6. Конкурс «Соедини правильно!».

Ведущий. На карточках есть предложения и пословицы, которые говорят об одном и том же. Найдите их и соедините стрелками за 3 минуты.



Береги время.

Держи язык за зубами.


Держи слово.

Делано наспех – делано насмех.


Не болтай.

Не давши слова, крепись, а давши, держись.


Учись всю жизнь.

Ссора до добра не доведёт.


Не ссорься.

Век живи, век учись.




За каждую верно найденную пару – 1 балл.

7. «Словарный запас»

Ведущий. Этот тур определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.)

Человек, который часто и много кушает. (Обжора.)

Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока.)

Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня.)

Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда.)

За верное слово – 1 балл.

8. Ведущий. Этот тур потребует от вас внимательности. Вам нужно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

хо ро ще

ки лен зонт

жи ри дарь

аг зяй метр

го ли ном

ка ло ство За каждое слово – 1 балл.

9. «Закончите фразеологизмы».

Не долго... (думая)

Изо дня ... (в день)

Ни жив... (ни мертв)                  

До поры ... (до времени)

От нечего ... (делать)                  

С горем ... (пополам)

Спустя ... (рукава)                      

Как снег ...(на голову)

Медвежья ... (услуга)                  

Кто в лес ... (кто по дрова)

Зарубить ... (на носу)                      

Утереть ... (нос)

Прикусить ...(язык)                        

Волчий ... (аппетит)

С минуты ...(на минуту)                

Тише воды... (ниже травы)



ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ.



1.Конкурс «Какого я рода?».

Радио - … Картофель - …

Шампунь - … Пальто - …

Очередь - … Мозоль - …

Корень - … Рояль - …



2.Конкурс «Чем больше, тем лучше».

Ведущий. Внимание! Ваша задача назвать как можно больше слов, которые употребляются только во множественном числе.

3.Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди. )

Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Дания(датчане), Норвегия, Индия, Польша ( поляки).

Ангарск – ангарчане (ангарчанин, ангарчанка)
Брянск – брянцы (брянец, брянка)
Владивосток – владивостокцы (владивостокчанин, владивостокчанка)
Владикавказ – владикавказцы (владикавказец, ж – нет)
Владимир – владимирцы (владимирец, владимирка)
Волгоград – волгоградцы (волгоградец, волгоградка)
Волгодонск – волгодонцы (волгодонец, волгодончанка)
Иркутск – иркутяне (иркутянин, иркутянка)
Краснодар – краснодарцы (краснодарец, краснодарка)
Красноярск – красноярцы (красноярец, красноярка)
Москва – москвичи (москвич, москвичка)
Новосибирск – новосибирцы (новосибирец, ж – нет)
Омск – омичи (омич, омичка)
Орёл – орловчане (орловчанин, орловчанка)
Пермь – пермяки (пермяк, пермячка)
Санкт-Петербург – петербуржцы (петербуржец, петербурженка)
Саранск – саранчане (саранчанин, саранчанка)
Тверь – тверяки (тверяк, тверичанка)
Тобольск – тоболяки (тоболяк, тоболячка)
Тольятти – тольяттинцы (тольяттинец, тольяттинка)
Томмот – томмотцы (томмотец, ж – нет)
Томск – томичи (томич, томичка)
Туапсе – туапсинцы (туапсинец, туапсинка)
Тула – туляки (туляк, тулячка)
Тюмень – тюменцы (тюменец, тюменка)
Углич – угличане (угличанин, ж – угличанка)
Улан-Удэ – улан-удэнцы (улан-удэнец, улан-удэнка)
Чебоксары – чебоксарцы (чебоксарец, чебоксарка)
Челябинск – челябинцы (челябинец, челябинка)
Якутск – якутяне (якутянин, якутянка)
Ялта – ялтинцы (ялтинец, ялтинка)
Ярославль – ярославцы (ярославец, ярославна)




4.Ведущий. В этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд.)

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний,

тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший,

скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

5.Ведущий. Пока команды вспоминают слова, болельщики могут заработать для своей команды дополнительные очки. Посмотрите внимательно на слово и найдите в нём другое спрятавшееся слово.

6. Ведущий. Настало время болельщикам помочь своим командам. Попробуйте заменить слово синонимом, то есть словом, имеющим такое же значение.

Плакать – … Смеяться - …

Бранить – … Есть - …

Работать - … Приглашать - …

Бояться - … Говорить - …

За каждое слово – 1 балл.

7.Ведущий. Пока капитаны выполняют задание, болельщики могут заработать баллы для своей команды. Прочитайте слово, убрав из него лишний слог.

Сапухар, сорокловей, бериседа, вестерна, птируца, снегма, кимузыка, кольвасцо, миязык, хорма.

За каждое слово – 1 балл.

8. Задание болельщикам.

Закончите пословицу.

1.Терпенье и труд… 6.Слово – серебро, молчанье – …

2. Век живи, … 7. За двумя зайцами погонишься – …

3. Ученье – свет, … 8. Не рой яму другому – …

4. Ум – хорошо, … 9. Что посеешь, …

5. Один в поле … 10. Слово не воробей, …

9 Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

  • 1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)

  • 2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).



10. Конкурс «Фразеологизмы» (для болельщиков) Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм.

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим.

1. Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно, как муха пролетит)

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)

Об удачливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)

О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)

О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)

О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)

Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать  (как рыба в воде)

Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)

Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)

Очень быстро бежать (лететь стрелой)

Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)

Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

           (сидеть, как на иголках)

Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)

Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)