СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство древней греции. города-государства. ордер как основа греческой архитектуры

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Искусство Древней Греции. Города-государства. Ордер как основа греческой архитектуры" (с вопросами для повторения). Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Искусство древней греции. города-государства. ордер как основа греческой архитектуры»

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА. ОРДЕР КАК ОСНОВА ГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Урок подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА. ОРДЕР КАК ОСНОВА ГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Урок подготовила преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Гомеровский период (XII–VIII вв. до н. э.) Примерно к 1400 г. до н.э. торговые поселения микян были разбросаны вдоль всего восточного побережья Средиземного моря. В середине 12 в. до н.э. ахейцы были вытеснены дорийцами, которые разграбили и сожгли многие города. Греция вступила в эпоху «темных веков»: процесс развития культуры замедлился. В 12–8 в. до н.э. совершился переход от родового строя к государственной организации полисного типа. Это так называемый Гомеровский период , потому что весь этот процесс описывается в поэмах Гомера. Дипилонская ваза

Гомеровский период (XII–VIII вв. до н. э.)

  • Примерно к 1400 г. до н.э. торговые поселения микян были разбросаны вдоль всего восточного побережья Средиземного моря.
  • В середине 12 в. до н.э. ахейцы были вытеснены дорийцами, которые разграбили и сожгли многие города.
  • Греция вступила в эпоху «темных веков»: процесс развития культуры замедлился.
  • В 12–8 в. до н.э. совершился переход от родового строя к государственной организации полисного типа.
  • Это так называемый Гомеровский период , потому что весь этот процесс описывается в поэмах Гомера.

Дипилонская ваза

Гомеровский период(XII –VIII вв. до н. э.) Искусство, не выделившееся из ремесла, отличалось наивностью и схематичностью Большое развитие получают прикладные искусства, в частности керамика В вазописи – геометрический орнамент Термин «геометрический стиль» применим ко всему искусству гомеровского периода.

Гомеровский период(XII –VIII вв. до н. э.)

  • Искусство, не выделившееся из ремесла, отличалось наивностью и схематичностью
  • Большое развитие получают прикладные искусства, в частности керамика
  • В вазописи – геометрический орнамент
  • Термин «геометрический стиль» применим ко всему искусству гомеровского периода.
Гомеровский период(XII –VIII вв. до н. э.) При родовом строе греческие племена расселялись небольшими родовыми группами во главе с выборным предводителем – басилевсом . Иногда роды объединяли свои силы, образуя более крупные общности – фратрии . Они выводили свое происхождение от общего предка .

Гомеровский период(XII –VIII вв. до н. э.)

  • При родовом строе греческие племена расселялись небольшими родовыми группами во главе с выборным предводителем – басилевсом .
  • Иногда роды объединяли свои силы, образуя более крупные общности – фратрии . Они выводили свое происхождение от общего предка .
Города-государства Но со временем главной формой политической организации греков стали города-государства , или полисы , управляемые аристократией. Слово «аристократия» – власть лучших. Они управляли жизнью полиса. Они выбирали военачальника и судей из знати.

Города-государства

  • Но со временем главной формой политической организации греков стали города-государства , или полисы , управляемые аристократией.

Слово «аристократия» – власть лучших. Они управляли жизнью полиса. Они выбирали военачальника и судей из знати.

Типы правления Тирания  – единовластие, тираном называется человек насильственно захвативший власть в полисе. В древней Греции, у сиракузского тирана Дионисия, к старости ставшего параноиком, был фаворит по имени Дамокл, который все время превозносил Дионисия как счастливейшего из людей, имеющего все - уважение, почет, власть, деньги и любовь. В ответ Дионисий предложил Дамоклу на 1 день занять его место, Дамокл согласился и наслаждаясь легкой и беззаботной жизнью в роли тирана вдруг увидел над собой обнаженный меч, висящий на конском волосе. Так Дионисий хотел показать Дамоклу что жизнь любого

Типы правления

  • Тирания – единовластие, тираном называется человек насильственно захвативший власть в полисе.

В древней Греции, у сиракузского тирана Дионисия, к старости ставшего параноиком, был фаворит по имени Дамокл, который все время превозносил Дионисия как счастливейшего из людей, имеющего все - уважение, почет, власть, деньги и любовь. В ответ Дионисий предложил Дамоклу на 1 день занять его место, Дамокл согласился и наслаждаясь легкой и беззаботной жизнью в роли тирана вдруг увидел над собой обнаженный меч, висящий на конском волосе.

Так Дионисий хотел показать Дамоклу что жизнь любого "счастливого" тирана всегда висит на волоске.

В переносном смысле это выражение означает постоянную угрозу кажущемуся благополучию.

Типы правления Олигархия  – (от греческого слова «олигой» - немногие), т.к. власть принадлежала немногим, в органах власти участвовали богатые рабовладельцы.

Типы правления

  • Олигархия – (от греческого слова «олигой» - немногие), т.к. власть принадлежала немногим, в органах власти участвовали богатые рабовладельцы.

Типы правления Демократия – в органах власти участвуют все полноправные граждане, кроме рабов, чужестранцев и женщин.

Типы правления

  • Демократия – в органах власти участвуют все полноправные граждане, кроме рабов, чужестранцев и женщин.
Появление алфавита В 9 в. до н.э. произошло событие, ставшее решающим для греческой культуры: через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его добавлением несколько знаков –для обозначения гласных.

Появление алфавита

  • В 9 в. до н.э. произошло событие, ставшее решающим для греческой культуры: через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его добавлением несколько знаков –для обозначения гласных.
Архитектура С политическим и экономическим укреплением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре (в частности к строительству храмов) и вызванному ею новому способу строительства с помощью огромных каменных блоков, тогда как ранее храмы строились из глины и дерева. В 7–6 вв. до н.э. возникает ордерная система .

Архитектура

  • С политическим и экономическим укреплением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре (в частности к строительству храмов) и вызванному ею новому способу строительства с помощью огромных каменных блоков, тогда как ранее храмы строились из глины и дерева.
  • В 7–6 вв. до н.э. возникает ордерная система .
Ордерная система 1. это соотношение несомых и несущих частей.

Ордерная система

  • 1. это соотношение несомых и несущих частей.
Ордерная система 2. это создание типов храмов; Существовало 7 типов храмов: на многоступенчатом цоколе возводится храм – наос , внутри которого комната с изображением божества.

Ордерная система

  • 2. это создание типов храмов;

Существовало 7 типов храмов: на многоступенчатом цоколе возводится храмнаос , внутри которого комната с изображением божества.

Храм в антах Наос мог иметь колоннаду, располагавшуюся между двумя стенными торцами – антами , которые образовывали вестибюль

Храм в антах

  • Наос мог иметь колоннаду, располагавшуюся между двумя стенными торцамиантами , которые образовывали вестибюль
Храм в антах с двух сторон Если по торцам располагалось два вестибюля – то храм в антах с двух сторон Сокровищница Афинян в Дельфах

Храм в антах с двух сторон

  • Если по торцам располагалось два вестибюля – то храм в антах с двух сторон

Сокровищница Афинян в Дельфах

Простиль храм с колоннадой на фасаде назывался простиль (от греч. pro – «впереди», stylos – « колонна »)

Простиль

  • храм с колоннадой на фасаде назывался простиль (от греч. pro – «впереди», stylos – « колонна »)
Амфипростиль храм с колоннадой по торцам – амфипростиль

Амфипростиль

  • храм с колоннадой по торцам – амфипростиль
Периптер колоннада вокруг наоса – периптер (от греч. peripteros – «окруженный  колоннами »)

Периптер

  • колоннада вокруг наоса – периптер (от греч. peripteros – «окруженный  колоннами »)
Диптер храм окруженный двумя рядами колонн – диптер Храм Артемиды Эфесской

Диптер

  • храм окруженный двумя рядами колонн – диптер

Храм Артемиды Эфесской

Псевдодиптер храм с настенными колоннами назывался псевдодиптер

Псевдодиптер

  • храм с настенными колоннами назывался псевдодиптер
Ордер Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность ( стереобат , колонны , антаблемент ).

Ордер

  • Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность ( стереобат , колонны , антаблемент ).
Дорический ордер  Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э. сложился на базе строительного опыта дорийских племен. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами , нижний диаметр колонны укладывается 6–7 раз в ее высоту.

Дорический ордер

  • Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э. сложился на базе строительного опыта дорийских племен.
  • Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами , нижний диаметр колонны укладывается 6–7 раз в ее высоту.
Ионический ордер  сформировался в конце 7–6 вв. до н.э. в Малой Азии и на островах Ионического моря в городах испытавших воздействие культуры Востока. Ионический ордер имеет стройную колонну с базой , стволом прорезанным каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков – волют.

Ионический ордер

  • сформировался в конце 7–6 вв. до н.э. в Малой Азии и на островах Ионического моря в городах испытавших воздействие культуры Востока.
  • Ионический ордер имеет стройную колонну с базой , стволом прорезанным каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков – волют.
Коринфский ордер  имеет высокую колонну с базой, ствол прорезанный каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканта  (род растений, от лат. медвежья лапа) и небольших волют. Обычно диаметр основания коринфской  колонны  10 раз укладывается в ее высоте. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина 5 в. до н.э.), но популярен стал уже в эпоху эллинизма.

Коринфский ордер

  • имеет высокую колонну с базой, ствол прорезанный каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканта (род растений, от лат. медвежья лапа) и небольших волют.
  • Обычно диаметр основания коринфской  колонны  10 раз укладывается в ее высоте.
  • Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина 5 в. до н.э.), но популярен стал уже в эпоху эллинизма.
Антаблемент  верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера.

Антаблемент

  • верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера.
Антаблемент  Антаблемент членится (снизу вверх) на несущую часть – архитрав , на опирающийся на него фриз  и на венчающую часть – карниз . Три основных части антаблемента –  архитрав ,  фриз  и  карниз  – ведут свое происхождение от деревянных конструкций ранних античных храмов. Считается, что архитрав происходит от продольных деревянных  балок , укладываемых на колонны, фриз – от торцов поперечных балок, уложенных на них сверху и прикрытых плитами, а сильно выступающий карниз – край  кровли , защищающий конструкцию от дождя.

Антаблемент

  • Антаблемент членится (снизу вверх) на несущую часть – архитрав , на опирающийся на него фриз и на венчающую часть – карниз .

Три основных части антаблемента –  архитравфриз  и  карниз  – ведут свое происхождение от деревянных конструкций ранних античных храмов. Считается, что архитрав происходит от продольных деревянных  балок , укладываемых на колонны, фриз – от торцов поперечных балок, уложенных на них сверху и прикрытых плитами, а сильно выступающий карниз – край  кровли , защищающий конструкцию от дождя.

Вопросы для повторения: Какие три вида правления вы знаете? Тирания Олигархия  Демократия

Вопросы для повторения:

  • Какие три вида правления вы знаете?
  • Тирания
  • Олигархия
  • Демократия
Вопросы для повторения: Когда появился алфавит у греков? В 9 в. до н.э.

Вопросы для повторения:

  • Когда появился алфавит у греков?

В 9 в. до н.э.

Вопросы для повторения: Кто был обычно предводителем рода ? Басилевс

Вопросы для повторения:

  • Кто был обычно предводителем рода ?

Басилевс

Вопросы для повторения: Какие семь типов храмов вы знаете? 1. храм в антах 2. храм в антах с двух сторон

Вопросы для повторения:

  • Какие семь типов храмов вы знаете?

1. храм в антах

2. храм в антах с двух сторон

Вопросы для повторения: 3. простиль 4. амфипростиль

Вопросы для повторения:

3. простиль

4. амфипростиль

Вопросы для повторения: 5. периптер

Вопросы для повторения:

5. периптер

Вопросы для повторения: 6. диптер 7. псевдодиптер

Вопросы для повторения:

6. диптер

7. псевдодиптер

Вопросы для повторения: Что такое антаблемент? верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах

Вопросы для повторения:

  • Что такое антаблемент?

верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах

Вопросы для повторения: Как членится антаблемент? и на венчающую часть – карниз. на опирающийся на него фриз на несущую часть – архитрав, Антаблемент членится (снизу вверх)

Вопросы для повторения:

  • Как членится антаблемент?

и на венчающую часть – карниз.

на опирающийся на него фриз

на несущую часть архитрав,

Антаблемент членится (снизу вверх)

Источники: Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С.62; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.40–41; Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990, Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С.553–555.

Источники:

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С.62;
  • Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.40–41;
  • Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990,
  • Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С.553–555.