Н.О. Хохлова
ГБПОУ КК КПК №3 г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Т.Н. Литовченко
АНАЛИЗ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ВОКАЛ», «ХОРОВОЕ ИСКУССТВО» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ
Пение, как вид детского исполнительства, имеет свои отличительные особенности, ограничивающие привлечение музыкального репертуара, доступного учащимся по эмоционально - образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Особенности детских голосов и детского вокально - хорового исполнительства, как отмечают многие педагоги дополнительного образования, следующие:
- небольшой диапазон детских голосов,
- затрудненность воспроизведения детьми сложного пунктирного. синкопированного ритма со скачками на большие интервалы;
- скромные фонетические и лексические возможности развития речи детей. Поэтому музыкальный полугодовой репертуар, отобранный педагогом дополнительного образования для пения, должен соответствовать следующим требованиям доступности:
- песни должны иметь небольшой диапазон мелодии, в основном до октавы, то есть удобный для ее воспроизведения детьми,
- песни должны иметь несложный ритм. Если в песне есть пунктирный ритм, то надо подбирать такой репертуар, чтобы не было частого использования синкоп, переменного размера;
- песни должны иметь понятный и простой для произношения поэтический текст.
Однако, как отмечают педагоги дополнительного образования – хористы, вокалисты, бывает так, что учащиеся легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью, яркой художественной привлекательностью, несмотря на содержащиеся в них сложности для воспроизведения, и, наоборот, с равнодушием поют доступные им песни, с несложной маловыразительной мелодией.
Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара отвечает фольклор - детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне не больше кварты, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с дошкольниками, младшими школьниками, которые учатся в учреждениях дополнительного образования год – два, в качестве упражнений, распеваний.
Привлечение классической вокальной литературы для занятий с детьми этого возраста будет затруднено, так как композиторами написано мало произведений этого жанра, адресованных маленьким исполнителям. Однако имеется возможность частично компенсировать этот недостаток, если использовать мелодии из классических произведений, удобные для воспроизведения детьми, для распеваний.
Песенный репертуар вокальных, хоровых классов учреждений дополнительного образования включает в себя:
1. Упражнения для развития певческого голоса и слуха.
2. Песни для различных видов музыкальной деятельности
(хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на различных инструментах, доступных учащимся, с пением).
Певческие упражнения, распевки занимают очень важное место в репертуаре в классах вокала и хорового искусства. Упражнения должны обязательно использоваться в определенной системе на каждом занятии. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна последовательность упражнений. Их основная цель - развитие певческой техники и музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую - то узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и так далее.
Мы рекомендуем педагогам дополнительного образования следующий порядок развития певческих навыков:
1) дикция и артикуляция,
2) дыхание,
3) звукообразование,
4) расширение диапазона,
5) звуковедение.
В начале учебного года во всех возрастных группах, классах надо петь упражнения на развитие дикции и артикуляции. Это особенно важно для детей младших групп (классов), так как в них часто есть учащиеся с речевыми дефектами. Многие педагоги дополнительного образования считают, что хорошая дикция и артикуляция способствует чистоте интонации, красоте звучания голоса. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, речевые зарядки. Далее по важности мы считаем упражнения. используемые для развития дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависят качество звука, чистота интонации, качество выпевание фраз. Вдох нужно делать одновременно через рот и нос. Выдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания обязательно хватило до конца фразы. Для развития дыхания целесообразно петь сначала небольшие двухтактовые попевки в размере 2/4, затем фразы надо постепенно удлинять до четырех тактов.
Третья группа упражнений по значимости - это упражнения на звукообразование. Эти упражнения помогают развить у детей навык «мягкой атаки» звука. Учащиеся должны уметь петь спокойно, без толчков. «Твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию. Нужно учить детей петь протяжно, напевно. Вокальные навыки приобретаются одновременно с хоровыми навыками. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]. - М. - Академия. - 2002. - С. 348.
Гайворонская, И. Ф. Деятели искусств Кубани [Текст] . - Краснодар. - Традиция. - 2006. - с. 168.
Климашевский Виктор, официальный сайт композитора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info-jazz.ru/community/jazzmen - свободный.