ТЕМА : СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
УЧИТЕЛЬ : НАЛБАНДЯН АННА СУРЕНОВНА
ШКОЛА : Ланджахбюрская средняя школа
имени В. Адамян
Структура современного урока.
Сорок пять минут урока –это спрессованный,
насыщенный мыслями и чувствами отрезок
совместного труда и того, кто его ведёт, и тех,
кого он учит самостоятельно шагать по пути
знаний, искать, запоминать осмысленное,
применять усвоенное.
Ильин Е.Н.ый.
Урок остаётся основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Жизнестойкость урока объясняется тем, что он представляет собой живую, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в себе многоплановые стороны учебно-воспитательного процесса.
Современный урок –это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, формирования нравственных основ личности. При всей своем подвижности и гибкости конкретный урок представляет собой законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся . Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.
Современный урок Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке? - Представление о единстве обучения, воспитания и развития. Что является основной функцией урока? - Основной функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Что представляет собой цель урока (зачем учить?)? - Носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспеков:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Сформировать умение распознавать изобразительно- выразительные средства языка, оценивать выразительность речи . Обогащать словарный запас учащихся .
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие
Современный урок русского языка должен включать следующие шесть основных этапов ;
.мобилизация /предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельност/; .целеполагание / учащиеся самостоятельно формируют цели урока по схем ; вспомнить-узнать- научиться /; .осознание знаний/ учитель способствует возникновению на уроке проблемой ситуации, в ходе анализа которой ученики понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно/; .коммуникация / поиск новых знаний в паре , в группе/; .взаимопроверка; .рефлексия / что нового ученик узнал, чему научился на урока.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Компоненты современного урока (И.Г. Добротина)
1. Организационный 2. Целевой 3. Мотивационный 4. Коммуникативный 5. Содержательный 6. Технологический 7. Контрольно-оценочный 8. Аналитический
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения и самостоятельной работы 6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, класса 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ учащимися результатов собственной деятельности по организации урока Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
- Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.
-
– четко определить и сформулировать для себя его тему;
– выделить общую задачу урока;
– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;
– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:
1) особенности учащихся класса:
– уровень класса;
– отношение к предмету;
– темп работы класса
– сформированность ЗУН;
– отношение к разным видам учебной деятельности;
– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным
– общая дисциплина учащихся.
2) учет индивидуальных особенностей:
– тип нервной системы;
– коммуникативность;
– эмоциональность;
– управление восприятием нового материала учащихся;
– умение преодолеть плохое настроение;
– уверенность в своих знаниях, умениях;
– умение импровизировать;
– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.
Для этого надо план-конспект урока.
План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
План-конспект современного урока русского языка должен уметь следую-щие основные этапы;
.Тема урока .Цели урока .Планирование задачи .Виды и формы урока
.Ход урока ; .Организационный момент длится 2 – 3 минуты.
.Проверка домашнего задния. На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются: 1) проверка письменных домашних заданий; 2) проверка теоретических знаний; 3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков. .Опрос на уроках русского языка. Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.
. Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала.
Цель подготовки к восприятию нового материала является вызывание у учащихся интереса к новой теме. Этого можно добиться созданием проблемной ситуации, которая может быть создана путём предъявления задания поискового характера, путём постановки вопроса, для ответа на который нужно усвоить новый материал.
Изучение нового материала – это один из наиболее трудных структурных элементов урока. Основная задача объяснения нового материала состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы – грамматической, орфографической, пунктуационной и т.д.
При объяснении нового материала используются следующие методы: слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, лекция, самостоятельная работа с учебником. Все методы объединены в объяснительные и поисковые (проблемные). Объяснительные методы – это те, когда материал подаётся учителем в готовом виде. Их лучше использовать: 1) когда объём материала большой; 2) когда даётся тема практического характера; 3) когда процесс получения знаний отнимает много времени; 4) когда класс не способен активно усваивать новый материал. Так слово учителя используется при большом количестве информации, при её достаточной сложности. Учитель аргументированно излагает новый материал, используя различные приёмы (применение наглядности, обобщение, синтез, анализ), а ученики слушают и стараются понять.
.Закрепление знаний, умений и навыков.
Объяснение понятия или правила – это лишь начальный этап его усвоения. Подлинное овладение знаниями происходит только в процессе их применения, во время работы над упражнениями. Применить понятие или правило значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.
Вообще закрепление может быть двух видов:
1)первичное закрепление;
2)закрепление умений и навыков как урок закрепления.
Под знаниями следует понимать определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала. Второй этап – выработка умений. Умения – это такой уровень усвоения материала, когда школьники при определённом напряжении внимания, памяти способны правильно поставить знак препинания, ту или иную букву. Но это ещё не навыки. Навыки – автоматизированные умения – третья ступень изучения материала.
Как уже было сказано, главным методом на этапе закрепление является упражнение.
.Рефлексия.
Функция этапа подведения итогов заключается в выяснении степени осознанного усвоения нового материала. По мнению М.Т.Баранова, для её реализации нужно ставить вопросы, требующие осознанного ответа, т.е. какие-то конкретные вопросы: например, почему в предложениях с однородными членами не всегда ставится запятая? Методист считает, что вопросы обобщённого характера ставить нецелесообразно.
По мнению же многих других методистов, можно задавать вопросы обобщенного характера: что вы узнали нового на уроке? Что называется тем-то?
. На этапе подведения итогов идёт оценка работы учеников.
.Задание на дом является важным структурным элементом урока, обеспечивающим преемственность в работе и непрерывность в обучении. Учебная работа по русскому языку, выполняемая дома, - это самостоятельная работа, успех которой определяется сформированностью умений. Учитель должен научить детей работать самостоятельно: уметь распределять время, работать с учебником, словарями дополнительной литературой, составлять план теоретической части заданного параграфа, пользоваться графическими обозначениями и т.д.
Классификация уроков русского языка по основной образовательной цели (по Гац И.Ю., Конаржевскому Ю.А.)
1. Урок объяснения нового материала/ Урок усвоения новых знаний учащимися 2. Урок закрепления знаний, умений и навыков 3. Повторительно-обобщающий урок (урок повторения, урок систематизации и обобщения изученного материала) 4. Комбинированный урок &nb