«Использование интерактивных технологий в управлении познавательной деятельностью на уроках иностранного языка при реализации ФГОС НОО и ООО »
На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса обучающихся к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения. Интерактивное обучение является одним из современных направлений активно-социально-психологического обучения.
Хотелось бы уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что “каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности”.
Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
При интерактивном обучении учитель выполняет функцию помощника в работе, одного из источника информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся, а группа, которая активизирует и стимулирует друг друга. Кроме того, действует такой психологический феномен как заражение, и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод.
Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в 5, и в 11 классах.
Технология «Мозговой штурм» прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).
Технология «Карусель» позаимствована из психологических тренингов. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «разговор в общественном месте» и т. д.
Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько студентов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Эмоции, черты характера», можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам педагог, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек».
Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции и вопросно-ответную форму работы. Задание может звучать так: «Узнай, сколько человек в твоей группе имеют одинаковое хобби!» или «У кого в семье есть братья и сестры». Педагог помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на иностранном языке.
При использовании технологии «Займи позицию» зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу.
При использовании технологии «Дерево решений» группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу. Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
Для обобщающих уроков подходит прием, известный в психологии как «Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказывают свое мнение по какому-либо вопросу. В старших классах свеча добавляет доверительность разговору, душевность и откровенность. С ребятами младшего возраста можно использовать подобную технологию под названием «живой мяч» или «Teddy bear». Передается плюшевый мишка, например, при отработке комплиментарных структур, при составлении описательных рассказов или, например, при отработке темы About myself.
При использовании технологии «Незаконченное предложение» ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Технологию «Групповой рассказ» можно использовать при отработке времен. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.
Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, нужно помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики) образовательного процесса.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идёт о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвёртое. Отнеситесь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться вначале. Класс должен быть подготовлен с таким расчётом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для учеников в помещении должен быть создан определенный комфорт. Столы лучше поставить “ёлочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность обращаться к малой группе.
Правило пятое. Полезно поговорить о том, что все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения, уважая право каждого на свободу слова.
Правило шестое. Поделите участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы. Учитель, в свою очередь, выполняет функцию помощника. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.
Список использованной литературы.
1. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка/ Г. И. Арефьева// ИЯШ.- 1988.-№3.- С. 50-51.
2. Белова С.В. Диалог – основа профессионального педагога: Учебно-методическое пособие/ С.В. Белова.- М.: Просвещение, 2002.- 115с.
3. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта/ М.В. Кларин// Педагогика.- 2000.-№7.- С.11-13.
4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/ Е.В. Коротаева.- М.: Педагогика, 2003.- 267с.
5. Настольная книга преподавателя иностранных языков. Справочное пособие.- 9-е изд-е, стереотипное./ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская.- Минск.: «Высшая школа», 2004.-524с.
6. Протасова Е.Ю. Интерактивные игры в обучении второму языку дошкольников/ Е.Ю. Протасова// ИЯШ.- 1996.-№4.- С.13-17.
7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина.- М.: Педагогика, 1988.- 203с.